Главная » 2015 » Март » 25 » Викторина по творчеству Л.Н. Толстого в начальной школе
18:42
Викторина по творчеству Л.Н. Толстого в начальной школе
Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:

познакомиться с тем, как создавалась повесть «Хаджи – Мурат»,
как писатель работает над созданием своих персонажей;
развить понятие о прототипе;
проанализировать эпизоды, дающие представление о герое (ях);
сравнивать документальные материалы и художественный текст;
совершенствовать навыки работы с текстом (подбор фактов – цитат – для подтверждения своих мыслей);
формулировать выводы и обобщения.

Материалы к уроку:

Л.Н.Толстой. «Хаджи – Мурат»;
значок;
бумага;
фломастеры;
рабочие материалы для групп.

Ход урока.

1. Обзор. Мотивация.

К этому уроку учащиеся прочитали повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» и написали отзыв о произведении.

Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном.

Для мотивации учитель просит учащихся высказать своё мнение:

- Хаджи-Мурат – фигура историческая? Или эта сентиментальная повесть – просто красивая выдумка?

Учащиеся высказывают различные точки зрения:

- герой – историческое лицо;
- герой – плод художественной фантазии.

При этом некоторые из них опираются на высказывание Л.Н.Толстого в начале его повествования: «…Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моём воспоминании и воображении, вот какая».

Учащиеся предлагают провести исследование, чтобы доказать или опровергнуть свои предположения. В таком случае исследование будет дедуктивным.

Учитель может подвести учащихся и к другому варианту исследования – индуктивному. Тогда он проводит беседу таким образом, чтобы дети сформулировали вопрос урока. Например:

- Что в этой истории Толстой выдумал, т.е. вообразил, а что было на самом деле?

Учитель повторяет вопрос, вывешивает значок и записывает вопрос внутри значка.

2. Исследование ( в группах).

С целью ответа на поставленный основной вопрос урока предлагается задание (общее для всех групп).

Задание.

Прочитать материалы (документы, письма, воспоминания и т.п.).
Выделить объект описания – действующее лицо и то, что интересовало Л.Н.Толстого в связи с ним.
Пронаблюдать, как отражён в тексте повести интересующий писателя вопрос. Сравнить с документом. Подготовить выразительное чтение отрывков текста.
Ответить на вопрос урока.
Подготовить рассказ (по проделанной работе).
Оформить материалы для заполнения общего рабочего листа (на доске).

Каждая группа получает индивидуальное задание с рабочими материалами и приступает к работе.

Индивидуальные задания для групп № 1-6 - см. в Приложении 1-5.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5

Краткое содержание этих заданий:

Группы № 1и 2: Выборочный перечень вопросов Л.Н.Толстого, касающихся обычаев и нравов кавказцев.

Группы № 3,4,5: Переписка Л.Толстого с разными людьми:

- для групп 3, 4 – с целью получения сведений о Николае 1:

3 группа:

а) графиня А.А.Толстая;

б) редактор журнала «Русский архив» Бартенев;

4 группа:

В.В.Стасов;

- для группы 5 – с целью получения сведений о Хаджи-Мурате:

а) вдова начальника Нухинской крепости А.А. Корганова;

б) Шульгин – преподаватель словесности, который встречался с Коргановой по просьбе Толстого.

Группа № 6: Воспоминания Полторацкого о прощании генерала Козловского с офицерами.

3. Обмен информацией.

Группы отчитываются по плану. Ответ группы должен представлять связный текст с выводом. Заполняется рабочий лист на доске.

Выводы групп.

1. I и II группы.

Работая над «Хаджи – Муратом», Толстой пользовался не только личными впечатлениями и рассказами очевидцев. Он изучал исторические источники, отражающие обычаи и нравы кавказских горцев.

Всё это было, и писатель внёс это в своё произведение.

2. III и IV группы.

Изображая историческую личность - Николая I, Толстой хотел быть скрупулёзно точным. Он, видимо, не хотел, чтобы его упрекнули хоть в малейшем искажении исторической правды.

Учитель.

- Может, он давал волю своей фантазии, когда писал о людях не столь известных?

3. V группа.

Всё, о чём сообщила Корганова, решительно всё вошло в описание жизни Хаджи – Мурата в крепости. И про лошадей, и про мюридов, и про комнаты, и про соблюдение обрядов, и про то, на каком языке они с ним объяснялись. Нет чудесной подробности про еду. Такой яркой, колоритной деталью Толстой, конечно же, не мог пренебречь. Но он использовал её в другом эпизоде – при описании обеда Хаджи – Мурата у Воронцова. (Чтение отрывка).

Даже такая деталь, как то, что он ел плов, а не какую-нибудь другую еду, и то вошла в повесть.

Учитель:

- Почему эту подробность Толстой решил использовать именно здесь, а не при описании жизни Хаджи – Мурата в крепости?

Не всё ли равно, кем Хаджи – Мурат опасался быть отравленным: комендантом маленькой крепости, где его поселили, или самим Воронцовым? По-моему, у него были равные основания опасаться их обоих. Ведь и там, и тут он был среди своих недавних врагов.

Ученики:

Толстой вполне резонно рассудил, что страх быть отравленным или убитым в большей степени должен был преследовать Хаджи – Мурата, когда он пользовался официальным гостеприимством князя Воронцова. Толстой хотел подчеркнуть, что душевное, доброжелательное отношение к Хаджи – Мурату жены начальника крепости было искренним. А пышное гостеприимство Воронцова – показным, нарочитым, и Хаджи – Мурату поведение князя вполне могло показаться лицемерием, прикрывающим какие-нибудь коварные замыслы. Недаром Толстой отмечает, что чем лучше был приём, сделанный ему Воронцовым, тем меньше Хаджи – Мурат доверял князю и его офицерам.

Учитель:

Толстой был очень щепетилен насчет фактов. Все события, о которых он рассказал в своей повести, - подлинные, тщательно выверенные. И даже не только события, но и весь, так сказать, антураж: быт, нравы, окружающие его героев предметы быта, особенности их поведения. Тут Толстой старался ничего не выдумывать.

-А что же, по-вашему, он выдумал?

Ученики:

- Все живые сцены, реплики, диалоги – вот это уж наверняка плод его художественного воображения. Даже вот в этом примере насчёт боязни отравления. Госпожа Корганова просто сообщила ему, что Хаджи – Мурат опасался, что плов отравлен. А Толстой изобразил эту сцену в лицах. Вложил эту реплику в уста жены князя Воронцова, Марии Васильевны.

Учитель:

- Ваше предположение не так уж далеко от истины. И всё же… Вспомните какой-нибудь диалог или монолог, который был бы, на ваш взгляд, целиком и полностью плодом художественного воображения Толстого.

Ученики:

- Вот эта сцена… Званый обед в честь уезжающего генерала Козловского. Этот генерал там произносит прощальную речь, то и дело вставлял, совершенно невпопад, словечко «как»…Уверены, что всю эту колоритнейшую речь косноязычного генерала Толстой выдумал. От начала до конца.

4. Слово предоставляется VI группе, которая работала над этим эпизодом.

- Выразительное чтение отрывка (гл.21, с.98).
- Отчёт V1 группы:

Эта изумительная речь, и смешная, и трогательная, не придумана.

Весь эпизод Толстой заимствовал из воспоминаний Полторацкого в журнале «Исторический вестник» («Вам, господа, знакома, как истина: один в поле не воин…Все, чем я на службе моей, как, награжден, все, чем осыпан, великими щедротами…»).

А речь генерала Козловского, как вы только что убедились, была воспроизведена им дословно.

Учитель:

- Толстой почувствовал в этом эпизоде аромат подлинности, художественное очарование живой натуры. И сохранил его почти в неприкосновенности, лишь слегка пройдясь по тексту Полторацкого своей рукой.

Рабочий лист


гр.
Действующие лица повести Что интересует Толстого? Где писатель искал факты?

(названия

документов)
Ответ на вопрос урока (было\ не было)
1-2 Горцы Обычаи и нравы горцев:

- браки
- свадьбы, обряды…
- песни
- подробности жизни…
- …
- …
Книга «Сборник кавказских горцев» 1868г., Тифлис





+
3-4. Николай I - частная и домашняя жизнь императора;
- отношение Николая I к Воронцову;
- список министров;
- распорядок дня Николая;
- …
- … . Письма





+
5.




Хаджи-Мурат

\Марья Дмитриевна (второстепенное действующее лицо)\
- жизнь в Нухе;
- говорил ли по-русски;
- лошади;
- хромота;
- молитвы;
- …
- … . Письма, встречи





+ (-)
6. Генерал (второстепенное действующее лицо) Речь на прощальном обеде Воспоминания +
Вывод: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности» Л.Н.Толстой.

Ученики:

- Выходит, что в «Хаджи – Мурате» вообще нет ни одного вымышленного эпизода, ни одной выдуманной подробности?

Учитель:

- О нет! Совсем нет. Вот послушайте, что пишет Толстой в письме к сыну госпожи Коргановой:

Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности.

Итак, мы ответили на вопрос урока? (Да). Значит, вопрос можно снять.

4. Итог урока.

Из расследования мы узнали, что не только сам Хаджи – Мурат, главный герой толстовской повести, но и многие другие её персонажи имели реальных прототипов. И Толстой, изображая их, был верен натуре.

Значит ли это, что все эти его герои получились у него точь-в-точь такими, какими они были в жизни?

Нет, конечно! Писатели в своих книгах никогда не воспроизводят в точности то, что было в жизни.

Даже изображая вполне реального человека и даже рисуя его, что называется, «с натуры», писатель – иногда совершенно сознательно, а иногда невольно, интуитивно – преображает эту натуру сообразно своим целям, задачам, в соответствии с владеющим им замыслом.

Художник всегда обогащает избранную им натуру своим отношением к ней. Мыслями, которые она, эта натура, в нём пробудила…Чувствами, одушевлявшими его в работе над тем или иным сюжетом…

Об этом поговорим на других уроках.

5. Домашнее задание.

Составить кроссворд или вопросы викторины по повести Л.Н.Толстого «Хаджи – Мурат».
Категория: Викторины | Просмотров: 256 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar