Главная » 2015 Март 25 » Викторина по творчеству Л.Н. Толстого в начальной школе
18:42 Викторина по творчеству Л.Н. Толстого в начальной школе | |
Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут: познакомиться с тем, как создавалась повесть «Хаджи – Мурат», как писатель работает над созданием своих персонажей; развить понятие о прототипе; проанализировать эпизоды, дающие представление о герое (ях); сравнивать документальные материалы и художественный текст; совершенствовать навыки работы с текстом (подбор фактов – цитат – для подтверждения своих мыслей); формулировать выводы и обобщения. Материалы к уроку: Л.Н.Толстой. «Хаджи – Мурат»; значок; бумага; фломастеры; рабочие материалы для групп. Ход урока. 1. Обзор. Мотивация. К этому уроку учащиеся прочитали повесть Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат» и написали отзыв о произведении. Учащиеся делятся своими впечатлениями о прочитанном. Для мотивации учитель просит учащихся высказать своё мнение: - Хаджи-Мурат – фигура историческая? Или эта сентиментальная повесть – просто красивая выдумка? Учащиеся высказывают различные точки зрения: - герой – историческое лицо; - герой – плод художественной фантазии. При этом некоторые из них опираются на высказывание Л.Н.Толстого в начале его повествования: «…Мне вспомнилась одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев, а часть вообразил себе. История эта, так, как она сложилась в моём воспоминании и воображении, вот какая». Учащиеся предлагают провести исследование, чтобы доказать или опровергнуть свои предположения. В таком случае исследование будет дедуктивным. Учитель может подвести учащихся и к другому варианту исследования – индуктивному. Тогда он проводит беседу таким образом, чтобы дети сформулировали вопрос урока. Например: - Что в этой истории Толстой выдумал, т.е. вообразил, а что было на самом деле? Учитель повторяет вопрос, вывешивает значок и записывает вопрос внутри значка. 2. Исследование ( в группах). С целью ответа на поставленный основной вопрос урока предлагается задание (общее для всех групп). Задание. Прочитать материалы (документы, письма, воспоминания и т.п.). Выделить объект описания – действующее лицо и то, что интересовало Л.Н.Толстого в связи с ним. Пронаблюдать, как отражён в тексте повести интересующий писателя вопрос. Сравнить с документом. Подготовить выразительное чтение отрывков текста. Ответить на вопрос урока. Подготовить рассказ (по проделанной работе). Оформить материалы для заполнения общего рабочего листа (на доске). Каждая группа получает индивидуальное задание с рабочими материалами и приступает к работе. Индивидуальные задания для групп № 1-6 - см. в Приложении 1-5. Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Краткое содержание этих заданий: Группы № 1и 2: Выборочный перечень вопросов Л.Н.Толстого, касающихся обычаев и нравов кавказцев. Группы № 3,4,5: Переписка Л.Толстого с разными людьми: - для групп 3, 4 – с целью получения сведений о Николае 1: 3 группа: а) графиня А.А.Толстая; б) редактор журнала «Русский архив» Бартенев; 4 группа: В.В.Стасов; - для группы 5 – с целью получения сведений о Хаджи-Мурате: а) вдова начальника Нухинской крепости А.А. Корганова; б) Шульгин – преподаватель словесности, который встречался с Коргановой по просьбе Толстого. Группа № 6: Воспоминания Полторацкого о прощании генерала Козловского с офицерами. 3. Обмен информацией. Группы отчитываются по плану. Ответ группы должен представлять связный текст с выводом. Заполняется рабочий лист на доске. Выводы групп. 1. I и II группы. Работая над «Хаджи – Муратом», Толстой пользовался не только личными впечатлениями и рассказами очевидцев. Он изучал исторические источники, отражающие обычаи и нравы кавказских горцев. Всё это было, и писатель внёс это в своё произведение. 2. III и IV группы. Изображая историческую личность - Николая I, Толстой хотел быть скрупулёзно точным. Он, видимо, не хотел, чтобы его упрекнули хоть в малейшем искажении исторической правды. Учитель. - Может, он давал волю своей фантазии, когда писал о людях не столь известных? 3. V группа. Всё, о чём сообщила Корганова, решительно всё вошло в описание жизни Хаджи – Мурата в крепости. И про лошадей, и про мюридов, и про комнаты, и про соблюдение обрядов, и про то, на каком языке они с ним объяснялись. Нет чудесной подробности про еду. Такой яркой, колоритной деталью Толстой, конечно же, не мог пренебречь. Но он использовал её в другом эпизоде – при описании обеда Хаджи – Мурата у Воронцова. (Чтение отрывка). Даже такая деталь, как то, что он ел плов, а не какую-нибудь другую еду, и то вошла в повесть. Учитель: - Почему эту подробность Толстой решил использовать именно здесь, а не при описании жизни Хаджи – Мурата в крепости? Не всё ли равно, кем Хаджи – Мурат опасался быть отравленным: комендантом маленькой крепости, где его поселили, или самим Воронцовым? По-моему, у него были равные основания опасаться их обоих. Ведь и там, и тут он был среди своих недавних врагов. Ученики: Толстой вполне резонно рассудил, что страх быть отравленным или убитым в большей степени должен был преследовать Хаджи – Мурата, когда он пользовался официальным гостеприимством князя Воронцова. Толстой хотел подчеркнуть, что душевное, доброжелательное отношение к Хаджи – Мурату жены начальника крепости было искренним. А пышное гостеприимство Воронцова – показным, нарочитым, и Хаджи – Мурату поведение князя вполне могло показаться лицемерием, прикрывающим какие-нибудь коварные замыслы. Недаром Толстой отмечает, что чем лучше был приём, сделанный ему Воронцовым, тем меньше Хаджи – Мурат доверял князю и его офицерам. Учитель: Толстой был очень щепетилен насчет фактов. Все события, о которых он рассказал в своей повести, - подлинные, тщательно выверенные. И даже не только события, но и весь, так сказать, антураж: быт, нравы, окружающие его героев предметы быта, особенности их поведения. Тут Толстой старался ничего не выдумывать. -А что же, по-вашему, он выдумал? Ученики: - Все живые сцены, реплики, диалоги – вот это уж наверняка плод его художественного воображения. Даже вот в этом примере насчёт боязни отравления. Госпожа Корганова просто сообщила ему, что Хаджи – Мурат опасался, что плов отравлен. А Толстой изобразил эту сцену в лицах. Вложил эту реплику в уста жены князя Воронцова, Марии Васильевны. Учитель: - Ваше предположение не так уж далеко от истины. И всё же… Вспомните какой-нибудь диалог или монолог, который был бы, на ваш взгляд, целиком и полностью плодом художественного воображения Толстого. Ученики: - Вот эта сцена… Званый обед в честь уезжающего генерала Козловского. Этот генерал там произносит прощальную речь, то и дело вставлял, совершенно невпопад, словечко «как»…Уверены, что всю эту колоритнейшую речь косноязычного генерала Толстой выдумал. От начала до конца. 4. Слово предоставляется VI группе, которая работала над этим эпизодом. - Выразительное чтение отрывка (гл.21, с.98). - Отчёт V1 группы: Эта изумительная речь, и смешная, и трогательная, не придумана. Весь эпизод Толстой заимствовал из воспоминаний Полторацкого в журнале «Исторический вестник» («Вам, господа, знакома, как истина: один в поле не воин…Все, чем я на службе моей, как, награжден, все, чем осыпан, великими щедротами…»). А речь генерала Козловского, как вы только что убедились, была воспроизведена им дословно. Учитель: - Толстой почувствовал в этом эпизоде аромат подлинности, художественное очарование живой натуры. И сохранил его почти в неприкосновенности, лишь слегка пройдясь по тексту Полторацкого своей рукой. Рабочий лист № гр. Действующие лица повести Что интересует Толстого? Где писатель искал факты? (названия документов) Ответ на вопрос урока (было\ не было) 1-2 Горцы Обычаи и нравы горцев: - браки - свадьбы, обряды… - песни - подробности жизни… - … - … Книга «Сборник кавказских горцев» 1868г., Тифлис + 3-4. Николай I - частная и домашняя жизнь императора; - отношение Николая I к Воронцову; - список министров; - распорядок дня Николая; - … - … . Письма + 5. Хаджи-Мурат \Марья Дмитриевна (второстепенное действующее лицо)\ - жизнь в Нухе; - говорил ли по-русски; - лошади; - хромота; - молитвы; - … - … . Письма, встречи + (-) 6. Генерал (второстепенное действующее лицо) Речь на прощальном обеде Воспоминания + Вывод: «Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности» Л.Н.Толстой. Ученики: - Выходит, что в «Хаджи – Мурате» вообще нет ни одного вымышленного эпизода, ни одной выдуманной подробности? Учитель: - О нет! Совсем нет. Вот послушайте, что пишет Толстой в письме к сыну госпожи Коргановой: Когда я пишу историческое, я люблю быть до мельчайших подробностей верным действительности. Итак, мы ответили на вопрос урока? (Да). Значит, вопрос можно снять. 4. Итог урока. Из расследования мы узнали, что не только сам Хаджи – Мурат, главный герой толстовской повести, но и многие другие её персонажи имели реальных прототипов. И Толстой, изображая их, был верен натуре. Значит ли это, что все эти его герои получились у него точь-в-точь такими, какими они были в жизни? Нет, конечно! Писатели в своих книгах никогда не воспроизводят в точности то, что было в жизни. Даже изображая вполне реального человека и даже рисуя его, что называется, «с натуры», писатель – иногда совершенно сознательно, а иногда невольно, интуитивно – преображает эту натуру сообразно своим целям, задачам, в соответствии с владеющим им замыслом. Художник всегда обогащает избранную им натуру своим отношением к ней. Мыслями, которые она, эта натура, в нём пробудила…Чувствами, одушевлявшими его в работе над тем или иным сюжетом… Об этом поговорим на других уроках. 5. Домашнее задание. Составить кроссворд или вопросы викторины по повести Л.Н.Толстого «Хаджи – Мурат». | |
|
Всего комментариев: 0 | |