Главная » 2015 Март 25 » Викторина по творчеству А.П. Чехову 11 класс
18:30 Викторина по творчеству А.П. Чехову 11 класс | |
Цель: Углубить и расширить представления учащихся о творчестве А.П. Чехова, особенностях его писательского мастерства; вырабатывать навык анализа текста художественного произведения, учить видеть красоту, меткость Чеховского слова, авторское отношение к человеческим недостаткам. Оборудование урока: презентация Эпиграф к уроку: А.П. Чехов - один из самых чудесных писателей на земле. А.А. Фадеев. Краткость - сестра таланта. А.П. Чехов. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Слайд 1 “Посмеёмся вместе с А.П. Чеховым” А.П. Чехов - великий русский писатель конца 19 века - начала 20 века. Слайд 2 А.А. Фадеев сказал о том, что “один из самых чудесных писателей на земле”. И с этим нельзя не согласиться: своими рассказами, маленькими повестями, пьесами он призывал к красоте души, к служению добру. Боролся против человеческих недостатков. Вы уже знакомы с личностью А.П. Чехова читали один из его рассказов. Давайте вспомним, что уже мы знаем о Чехове и его творчестве. II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Учитель: Проведём викторину. Слайд 3-6 1. В каком городе родился А.П. Чехов и провёл своё детство и юность? 2. Как называется подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию? 3. Как называется один из юмористических журналов, в котором печатал свои ранние произведения А.П. Чехов? 4. Как назывался инструмент, которым Курятин удалял зуб дьячку Вонмигласову? Словарная работа (слайд 7): Какое из определений относится к понятию “Юмор”, а на какое к понятию “Сатира”. А) Злой, обличительный смех, с помощью которого писатель борется с общественными пороками. Б) Мелкий, добродушный смех, обличающий человеческие недостатки. III. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Беседа: Молодцы, ребята. А теперь скажите, к какому же виду смешного относится рассказ “Хирургия”? Юмористическому или сатирическому? Почему? (Юмор - автор добродушно посмеивается над своими героями.) Что же он в них высмеивает? (Страх перед процедурой лечения зуба и непрофессиональность Курятина. Не зря у него и фамилия такая - всё делает “как курица лапой”.) Анализ рассказа “Пересолил”. Слово учителя: Чехов - изумительный мастер краткой, лаконичной речи, выразительного, ёмкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Слайд 8 Он сам считал: “Краткость - сестра таланта”. Сегодня, работая над рассказом “Пересолил”, мы постараемся почувствовать удивительную выразительность чеховского слова, будем учиться вчитываться в текст. В чём же состоит особенность чеховского юмора? В ходе урока мы постараемся ответить на этот вопрос. Выявление читательского восприятия. Понравился ли вам рассказ А.П.Чехова “Пересолил”? О ком он? (О землемере Смирнове и вознице Климе.) Словарная работа. (Слайд 9) Землемер - чиновник, занимающийся обмером, межеванием земельных участков. Возница - тот, кто правит лошадьми в упряжке, кучер. Беседа: А о чём этот рассказ? (О том, как землемер, боясь Клима, решил сам его устрашить рассказами о своей силе, чем довёл возницу до бегства и остался один на лесной дороге.) К какому же виду комического относится рассказ: юмористический он или сатирический? (Конечно, юмористический, потому что смех в рассказе весёлый, хотя и с глубоким смыслом.) Какое же качество, объединяющее Смирнова и Клима, описывает Чехов? (Трусость) Работа над сюжетом рассказа. А сейчас мы поработаем с вами над текстом рассказа, выявим элементы сюжета. Слайд 10 Каждый рассказ начинается с завязки, включает в себя развитие действия, кульминацию и завершается развязкой. Слайд 11 Какие события составляют завязку - начало рассказа? (Землемер приехал на станцию Гнилушки и стал искать лошадей для поездки в имение.) Слайд 12 Как далее развиваются события? (В пути землемер испугался и начал врать.) Слайд 13 Какие события являются кульминацией, самым острым моментом в развитии действия, в котором герои переживают наиболее сильные чувства? (Землемер врет все больше и больше, а возница боится все больше и больше и убегает.) Слайд 14 Как развивается действие после кульминации? (Землемер сам боится и уговаривает Клима вернуться.) Слайд 15 И развязка. Чем заканчивается рассказ “Пересолил”? (Землемер и возница молча продолжают путь.) Слово учителя: Продолжим работу с текстом рассказа. У каждого из вас на парте есть тексты и карточки-задания с вопросами. Внимательно прочитайте вопросы и приступайте к поиску ответов на них в тексте. Обратите внимание на то, что в тексте у вас есть выделенные фрагменты. 1 группа: Работа над ролью пейзажа в рассказе Слайд 16 А.П.Чехов - мастер выразительной детали. И описания природы у него не просто рисуют место действия, а помогают понять состояние героев. Найдите описания природы в момент пути. Какое впечатление производит пейзаж? (Мрачное, тревожное.) Какие образы подчеркивают его? Какое чувство от пейзажа рождается у землемера? (Чувство недоверия, страха.) Какая мысль возникает у землемера? (Что на него могут напасть и ограбить.) 2 группа: Роль портрета. Слайд 17 Теперь уже у землемера и возница вызывает подозрения. Чем же? (Своим внешним видом) Найдите описание портрета возницы и то, какие мысли возникают у Смирнова. (Морда у него зверская, спина широкая и неуклюжая...) 3 группа: Роль монологов и диалогов в рассказе. Кто в рассказе говорит больше и почему? (Смирнов придумывает новые небылицы, стараясь запугать Клима.) Прочитаем по ролям кульминацию диалога. Слайд 18 К чему же привело вранье землемера? (Он навредил сам себе: Клим убежал в лес, а Смирнов остался один на лесной дороге.) IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Беседа: Почему же рассказ называется “Пересолил”? как вы понимаете его смысл? (Землемер запугал своим враньем возницу так, что тот на четвереньках побежал в чащу леса.) Вывод: Но на этом рассказ не заканчивается: землемер, только что отчаянно трусивший рядом со здоровеннейшим мужиком, ведет себя уже по-другому: он ласково зовёт: “Климушка! Голубчик! Сделай милость, поедем”. Теперь уже дорога не казалась ему опасной. Почему? Страшнее остаться в лесу одному, чем за спиной у здоровеннейшего Клима. Какая русская пословица подходит для раскрытия смысла рассказа? Слайд 19 (У страха глаза велики.) Слайд 20 У каждого писателя-юмориста есть свои секреты создания комического: преувеличение, несоответствие, неожиданный поворот в сюжете. Посмотрим, как у Чехова такие приемы работают? (Приводят примеры) А ещё Чехов - непревзойденный мастер детали. Он может одним штрихом, выразительным словом сказать об очень многом. В этом и заключаются особенности чеховского юмора. V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 21 Домашнее задание у вас сегодня будет необычным. Перед собой вы видите портрет Чехова, выполненный художником Виктором Молевым. Вы внимательно рассмотрите его дома и ответьте на вопрос: “В чем особенность этого портрета?” | |
|
Всего комментариев: 0 | |