Главная » 2015 Март 25 » Урок М.И. Цветаевой в классе
17:41 Урок М.И. Цветаевой в классе | |
Цели урока: Образовательные: Знакомство с жизнью и творчеством М.Цветаевой. Постижение поэтики стихов поэта, истоков формирования поэтического дара. Развивающие: Развитие навыков исследовательской работы (написание рефератов), Формирование ценностного отношения к поэзии «серебряного века». Воспитательные: Воспитание чувства поэтического восприятия поэзии 1пол. 20 в Привитие эстетического вкуса к поэтическому слову. Постижение духовности через прикосновение к поэзии М. Цветаевой. Оборудование: презентация, портреты поэтов «серебряного века», сборники стихов, рефераты учащихся. Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. 1916г. Слово учителя: Два века русской литературы – «золотой» и «серебряный». Золотой век – это то, что нетленно, то, что отличается качеством, хотя прошло уже много-много лет - Какие имена всплывают в нашей памяти? (А.Пушкин, М. Лермонтов…). Это наше все: детство, язык, культура, вечность… Осознание себя частицей Родины. Но есть другой пласт русской культуры, не менее значительный и важный для постижения себя, нашего наследия. Это «серебряный» век. -С чем ассоциируется у вас слово серебряный? (Звон, легкость, хрупкость, уязвимость, тайна и… опять вечность) Да, сколько ни замалчивали в современное время имен замечательных поэтов с трагической судьбой, но это замалчивание обернулось возвращением. Это имена А.Ахматовой, О.Мандельштама, Н.Гумилева, К.Бальмонта, М. Цветаевой. Наш урок посвящен жизни и творчеству М.Цветаевой. Обратимся к эпиграфу. (СЛАЙД №3) Когда родилась Марина? (Осенью) А писать она начала очень рано. (Первая книга стихов выщла в 1910 году. Называлась она «Вечерний альбом». Через 2 года следом выходит вторая книга «Вечерний фонарь» (ПОКАЗ СЛАЙДА №4) Все складывается хорошо. Но разве бывает судьба поэта безоблачной? Надо знать, что с детства в Марине сформировались независимость суждений, довольно крутой, даже строптивый характер. Это ей и помогало выжить, но часто толкало на противоречивые, чаще мешающие выжить поступки. Семья Марины – интеллигентная, образованная. (ПОКАЗ СЛАЙДА №5) (2 УЧАЩИМСЯ БЫЛО ДАНО ЗАДАНИЕ ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ ЖИЗНИ М. ЦВЕТАЕВОЙ. Они рассказывают, и в это время идет презентация-слайды) Учитель: Юношеские стихи Марины и все, написанное до эмиграции 1922 года, сверкают красками, неподдельны, хотя они и несколько домашние: Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес, Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой, Оттого что я о тебе спою – как никто другой. 1916г. Послушайте еще одно стихотворение. (Читает ученик) … Кто создан из камня. Кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… -В купели морской крещена – и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская! 1920г. Эти поэтические строки – страстная жажда общения, желание найти собеседников, близких ей по духу. А как ей их недоставало! Надо сказать, что Марина не решалась признанному гению «серебряного» века А.Блоку даже показать свои стихи. А Ахматова на ее послания не отвечала. Да и все ее личные контакты с поэтами были немногочисленны: Волошин, Мандельштам, Бальмонт, Белый. Зато в 1922 году она получила нежное письмо от Б.Л.Пастернака. Это письмо было началом их дружбы. (ПОКАЗ СЛАЙДА № 6 - ФОТО Б. ПАСТЕРНАКА) Ученик читает письмо Б.Л.Пастернака: «Дорогая Марина Ивановна! Сейчас в дрожью в голосе стал читать брату Ваше – «Знаю, умру на заре, на которой из двух» - и был, как чужим, перебит волною подкатывавшего к горлу рыдания… Вы – не ребенок, дорогой, золотой, несравненный мой поэт, и, надеюсь, понимаете, что это в наши дни означает, при обилии поэтов и поэтесс» Долго Цветаева не могла прийти в себя, даже не сразу ему ответила. (Ученик читает стихотворение. Или звучит запись стихотворения в исполнении А. ФРЕЙНДЛИХ) Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух – не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! – Неба дочь! С полным передником роз! – НИ ростка не наруша! Знаю, умру на заре! – Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу! Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари – и ответной улыбки прорез… - Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! 1920- 1921 г. Выходит сборник «Версты» УЧИТЕЛЬ: Версты – перекресток дорог – путь – беспутье. Слово «беспутье» - любимое слово в поэтическом лексиконе Цветаевой. Вот отрывок из журнала «Своими путями» (1925г). Очерк, посвященный К. Бальмонту. (ПОКАЗ СЛАЙДА №7 - ПОРТРЕТ К. БАЛЬМОНТА) «Почему я приветствую тебя на страницах журнала «Своими путями»? Что такое – своими путями? Тропинкой, вырастающей под ногами и зарастающей по следам: место не хожено – не езжено, не автомобильное шоссе роскоши, не ломовая громыхалка труда, - свой путь, без пути. Беспутный. Вот я и дорвалась до своего любимого слова! Беспутный – ты, Бальмонт, и беспутная – я, все поэты беспутны, - своими путями ходят. Есть такая книжка «Кошка, которая гуляла сама по себе». Такая кошка – ты, Бальмонт, и такая кошка – я. Все поэты такие кошки. Что поэт назовет своим, кроме пути? Путь – единственная собственность беспутных. Одинокие пути творчества» (Здесь уместно напомнить слова И.Бродского: Скрипи, мое перо, Мой коготок, мой посох. И у него: коготок – кошка, посох – олицетворение пути). БЕСЕДА. Вопрос классу: - Как жила М. Цветаева в годы революции? Понимала ли трагизм положения страны? (Голод, мрак окружали ее со всех сторон. Она ходила на службу в башмаках, привязанных к ногам веревками, в старом платье. Жила в узкой клетушке, родилась дочь Ирина, кормить было нечем, пришлось отдать дочь в приют, но там она умерла). Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла!- Старшую у тьмы выхватывая – Младшей не уберегла. («Две руки, легко опущенные…») Но эти трагические годы были очень плодотворные: стихи, 6 пьес, 3 поэмы. В это же время воспевание и восхваление Белой Гвардии. Сборник «Лебединый стан». В белой гвардии был ее муж, Сергей Эфрон. (УЧЕНИК ЧИТАЕТ «ГДЕ ЛЕБЕДИ?») - Где лебеди? – А лебеди ушли. - А вороны? – А вороны – остались. - Куда ушли? – Куда и журавли. - Зачем ушли? - чтоб крылья не достались. - А папа где? – Спи, спи, За нами Сон, Сон на степном коне сейчас приедет. - Куда возьмем? - на лебединый Дон. Там у меня - ты знаешь? – белый лебедь. 1918г. Следующий этап жизни Марины Цветаевой – эмиграция. (1922 -1939 г.г) (Слайд 13) СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА: Долгих 17 лет жила она за границей: Германия, Чехословакия, Франция. Это огромное испытание. Книг почти не выходило (последняя книга – 1928 год). Одиночество. В эмиграции пишет автобиографическую прозу. (ПОКАЗ СЛАЙДА № 9) Конечно, Марина Цветаева понимала, что ее место – там, в России. Она решается вернуться. И в 1939 году она наконец на Родине, горячо любимой. События в стране тоже не дают спокойствия. Россия накануне войны. Уехала в Елабугу. (Предлагается слайд № 14 - « Последний год жизни 1941» (Его мы предлагаем учащимся зачитать вслух. Становится понятно, насколько Марина Цветаева была загнана жизнью, выхода она почти не видела. Остались 3 записки. Одна из них- «Простите, не выдержала») Такая страшная хронология последних дней августа 1041 года. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Если душа родилась крылатой…». Крылья. Это движение , полет, путь… То, без чего нет Марины Цветаевой. Прекрасная исповедальная поэзия поэта. Именно поэта. Так называла себя она. Слово «поэтесса» не любила. В проникновенных цветаевских строках обнажается ее крылатая душа. Душа останется и на кустах рябины, которую так любила Марина. (В ПРЕЗЕНТАЦИИ СМОТРИМ СЮЖЕТ ИЗ ПРОГРАММЫ «ВРЕМЯ»: смотрительница музея Катаева – Лыткина, которая 39 лет дружила с сестрой Марины – Анастасией. В этом доме Марина жила с 1914 по 1922 года. Помогал сохранить музей Д.С. Лихачев. Звучит музыка, дом –музей, на окне – портрет поэта Марины Цветаевой и рябина на окне.) Мы предварили урок эпиграфом (см. 1 стр.) и заканчиваем урок тоже показом ветки рябины. Вопрос: - Верила ли Марина Цветаева, что ее поэзия найдет своего читателя? (Да, память о ней жива, ей ставят памятники, сохранился Дом-музей в Елабуге) (Слайд 18, 19) Найдите строчки, подтверждающие это. УЧЕНИКИ: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. 1913г. Сбылось предсказание. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Домашнее задание: Приготовить рефераты по темам «Поэзия любви и одиночества», «Друзья Марины», «Ангелы идут» | |
|
Всего комментариев: 0 | |