Главная » 2015 » Март » 19 » Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для подростков
15:56
Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для подростков
Цели.

Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас.

Развивающие:

развитие памяти, мышления, внимания;

речи, творческих способностей;

формирование способности полноценно воспринимать

литературное произведение.

Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств.

Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения.

Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова.

III. Проверка домашнего задания

IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы”

V. Знакомство с новым материалом

- Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество?

Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности:

Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него:

Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь.

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом.

Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Слайд №2. Работа с толковым словарём

Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное.

Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы.

Гнет – тяжесть, груз.

Дозор – обход для осмотра.

Казна – имущество, денежные и иные средства.

Обоз – несколько повозок с грузом.

Не скудеет – не беднеет.

1. Чтение стихотворения учителем.

– Чем вам понравилось это стихотворение?

– В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)?

- Каким вы представляете себе Мороза?

Д: Строгим, грозным, властным, богатым.

Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

- Какие картины видим?

2. Чтение стихотворения детьми про себя.

Задание перед чтением:

- Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите.

- Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение?

3. Словарная работа.

(Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".)

4. Физкультминутка

- Какие сказки о Морозе вы читали?

- Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите.

- А барин? (Покажите)

5. Работа над содержанием стихотворения.

Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор.

1-е четверостишие.

Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы.

- Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.)

- Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.)

- Как вам кажется, удачно ли это сравнение?

- Найдите ещё два сравнения.

(Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.)

- Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.)

Мороз – хозяин. Слайд №3

2-е четверостишие – заботливый. Слайд №4

3-е четверостишие - любит красоту. Слайд №5

4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7

5-е четверостишие – озорник. Слайд №8

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

Выслушивают 2–3 учеников.

- Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо)

- Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой)

- Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый)

- Прочитаем песню Мороза вслух.

- Кто лучше прочитал?

Высказывания детей.

- Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни?

Слайд № 9

Прослушивание музыкальной записи.

Вивальди “Времена года (Приложение 1)

Чайковский “Декабрь” (Приложение 2)

- Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы?

- Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.)

Олицетворения

- Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы?

Метафоры (“голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”).

- Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – неторопливо, веско, бодро, вторую часть – гордо, несколько хвастливо)

- Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем)

Слайд №10

Звуки

- Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.)

Язык

- Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".)

Подготовка к выразительному чтению

- Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.

1 вариант – шествие Мороза.

2 вариант – песня Мороза.

Д. Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |

- Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

Слайд № 11

Дети читают "по цепочке".

6. Домашнее задание

Слайд №13

8. Итог урока

- Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...".

- С каким произведением вы познакомились на уроке?

- Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России?

- Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение.

7. Творческая мастерская

Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время.
Категория: Сценарий | Просмотров: 265 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar