Главная » 2015 Март 19 » Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для подростков
15:56 Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для подростков | |
Цели. Обучающие: обучающие: познакомить учащихся с содержанием отрывка из поэмы Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Не ветер бушует над бором..."; работать над умением выразительно читать стихи и над развитием воображения детей; расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас. Развивающие: развитие памяти, мышления, внимания; речи, творческих способностей; формирование способности полноценно воспринимать литературное произведение. Воспитательные: приобщение к чтению разнообразных книг, в том числе и поэтов-классиков, воспитание патриотических чувств. Оздоровительные: предупреждение учебной перегрузки, снятие напряжения. Оборудование. Учебник "Родная речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова; детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с иллюстрациями); презентация, музыкальная запись произведений Вивальди “Зима” и П.И. Чайковского “Декабрь”. Ход урока I. Организационный момент II. Сообщение темы и целей урока Учитель. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Н.А.Некрасова. III. Проверка домашнего задания IV. Чтение отрывков из стихотворения “Дед Мазай и зайцы” V. Знакомство с новым материалом - Давайте вспомним, как прошло детство Н.А. Некрасова. Кто и что повлияло на его творчество? Д. Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне Малые Веши близ Волги. Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа. У. Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега. Он вспоминал о временах своей юности: Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей... Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем у него: Стала скотинушка в лес убираться, Стала рожь-матушка в колос метаться... – мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы-могучего богатыря, чародея и написал в поэме “Мороз-красный нос”. Но, посмотрев на обложку книги, вы видите простую русскую женщину, крестьянку. Она рано осталось вдовой с тремя детьми на руках, ей приходилось и в поле работать, и по дому, и прясть, и ткать, и за скотиной ходить, а зимой запрягать в сани лошадь и самой ехать с лес дрова рубить. Вот там то и встретилась она с Морозом. Целиком это произведение вы будете изучать в старших классах. Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Слайд №2. Работа с толковым словарём Воевода – предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно. Палица – древнейшее оружие в виде тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось в старину как ударное или метательное. Слушайте внимательно стихотворение и будьте готовы ответить на вопросы. Гнет – тяжесть, груз. Дозор – обход для осмотра. Казна – имущество, денежные и иные средства. Обоз – несколько повозок с грузом. Не скудеет – не беднеет. 1. Чтение стихотворения учителем. – Чем вам понравилось это стихотворение? – В какой сборник вы разместили бы это произведение (сказки-несказки, сказки, стихи о зиме)? - Каким вы представляете себе Мороза? Д: Строгим, грозным, властным, богатым. Словесное рисование. Прочитайте стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению. - Какие картины видим? 2. Чтение стихотворения детьми про себя. Задание перед чтением: - Прочитайте про себя стихотворение, отметьте легонько карандашом, что вам ещё непонятно, потом спросите. - Подумайте, на какие две большие части можно разделить это стихотворение? 3. Словарная работа. (Часть 1 – "Шествие Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".) 4. Физкультминутка - Какие сказки о Морозе вы читали? - Как боролся с Морозом крестьянин? (Выколачивал его из полушубка, дрова рубил). Покажите. - А барин? (Покажите) 5. Работа над содержанием стихотворения. Чтение стихотворения детьми по четверостишиям. Разбор. 1-е четверостишие. Найдите в стихотворении место, где описывается шествие Мороза. Прочитайте это место и ответьте на вопросы. - Почему поэт называет Мороза воеводой? (Мороз руководит жизнью природы.) - Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? (Что ему все подчиняются.) - Как вам кажется, удачно ли это сравнение? - Найдите ещё два сравнения. (Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои.) - Зачем они употреблены? (Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.) Мороз – хозяин. Слайд №3 2-е четверостишие – заботливый. Слайд №4 3-е четверостишие - любит красоту. Слайд №5 4-е четверостишие - внешний вид (пугающий, устрашающий - косматая борода, но его любят и не боятся). Слайды №6-7 5-е четверостишие – озорник. Слайд №8 Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух. Выслушивают 2–3 учеников. - Как Мороз говорит о своем могуществе? (Хвастливо, гордо) - Найдите, как называет эту песню Некрасов? (Хвастливой) - Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении? (Он властный, грозный, удалой, хвастливый) - Прочитаем песню Мороза вслух. - Кто лучше прочитал? Высказывания детей. - Совпадает ли образ Мороза, сложившийся у нас с образом его песни? Слайд № 9 Прослушивание музыкальной записи. Вивальди “Времена года (Приложение 1) Чайковский “Декабрь” (Приложение 2) - Какая музыка подходит к образу нашего Мороза-воеводы? - Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо. (Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.) Олицетворения - Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Какой литературный прием использовал автор? Какие еще литературные приемы использует автор при описании русской природы? Метафоры (“голая земля”, “по веточкам палицей бьет”, “реки свободно текли”, “убираю в алмазы, жемчуг серебро”). - Как надо читать это стихотворение? (Первую часть – неторопливо, веско, бодро, вторую часть – гордо, несколько хвастливо) - Как понять выражение: "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро"? (Мороз украшает все снегом, инеем) Слайд №10 Звуки - Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова? (Такие звуки, словно ветер бушует, с гор побежали ручьи, еще треск льда, то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям, пение песни.) Язык - Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста. (Используются слова "глядит", "чу", "навряд", "краше", "моря-окияны".) Подготовка к выразительному чтению - Расставьте паузы и поставьте логические ударения. Стихотворная фраза у Некрасова строится так естественно, все паузы, все знаки препинания настолько четко обозначены в ней, что любой школьник напишет его стихи под диктовку, не слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых. 1 вариант – шествие Мороза. 2 вариант – песня Мороза. Д. Не ветер | бушует над бором, | Не с гор побежали | ручьи, | Мороз-воевода дозором | Обходит владенья свои. | | Глядит | – хорошо ли метели | Лесные тропы занесли, | И нет ли где трещины, щели, | И нет ли где голой земли? | | - Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы. Слайд № 11 Дети читают "по цепочке". 6. Домашнее задание Слайд №13 8. Итог урока - Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимнего дня, что мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер бушует над бором...". - С каким произведением вы познакомились на уроке? - Как образ Мороза-воеводы с образом русского человека? С образом России? - Какие стихотворения русских поэтов русских поэтов говорят о силе духа россиян? (Суриков “Встреча зимы”). Выборочное чтение. 7. Творческая мастерская Презентация раздела “Здравствуй, гостья-зима!” из сборника стихов “Как хорошо на этом свете жить!”, сочинённых и оформленных детьми в разное время. | |
|
Всего комментариев: 0 | |