Главная » 2015 Март 19 » Сценарий внеклассного мероприятие М.И. Цветаева для подростков
15:09 Сценарий внеклассного мероприятие М.И. Цветаева для подростков | |
Цели: Познакомить учащихся с особенностями жизни и творчества М.И. Цветаевой. Раскрыть основные темы и мотивы лирики М. Цветаевой. Развивать технику выразительного чтения, память, мышление. Прививать интерес к чтению произведений М.И. Цветаевой. Оборудование: Сборник произведений М.И. Цветаевой. Песни из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром». Иллюстрации. Презентация урока. Ход урока Организация и нацеливание на урок. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще начинать и кончать, если то, о чем я говорю: Душа – есть все – всюду – вечно. (М. Цветаева). Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Ей суждено было стать летописцем своей эпохи. Она раскрыла трагедию мироощущения человека, современника. Внешнее и внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны. Сегодня на уроке мы поговорим о жизни и творчестве М.И. Цветаевой и ответим в конце урока на вопросы: – Что можно сказать о лирической героине М. Цветаевой? – Близки ли образы поэта и лирической героини? (Слайд 2) «Если душа родилась крылатой…» (Слайд 1) Моим стихам, Как драгоценным винам, Настанет свой черед. Урок мы проведем в форме устного журнала. (Слайды 3 и 4) Кто создан из камня, кто создан из глины – А я серебрюсь и сверкаю. Мне дело – измена, мне имя – Марина Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… В купели морской крещена – и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская! Имя дается человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. (Слайд 5) – Что значит имя Марина? (Морская) Море – изменчивое и капризное, прекрасное и пугающее, спокойное и тревожное, тоскующее и страстное… Море – мятущаяся душа земли. Море не знает покоя; с каждым его выходом волны, серебрясь и сверкая, разбиваются о гранитные скалы и превращаются в бренную пену. Море бессмертно; всякий его вздох возрождает из пены, воскрешает новую волну. Море – «морская», море – ее мера: человека, жизни любви… – С чем сравнивает себя лирическая героиня? (С морской волной). – Какая она – морская волна? (Изменчивая, непостоянная, своевольная, гордая, серебрится и сверкает). – Кому противопоставляет себя лирическая героиня? (Обычным людям). – В чем? (Она, в отличие от них, в постоянном полете; разбитая, она воскресает). В каком стихотворении Цветаева обыгрывает этимологию своего имени? («Душа и имя») Душа имеет имя, и это имя Марина. Душа и имя. Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал; Морское оно, морское! В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечте иные мне подал Бог: Морские они, морские! Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая, Но душу Бог мне иную дал; Морская она, морская! Анастасия Цветаева (Слайды 6, 8, 9) «Из воспоминаний». «Марина родилась 26 сентября 1892 года в Москве… В мамином дневнике много лет спустя мы прочли: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифмы, – может быть, будет поэт»? Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов, День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. – Что автобиографического в этом стихотворении? (Цветаева родилась осенью, в период листопада. В это время поспевает рябина, колокола звонят в Москве, наступает праздничный день Иоанна Богослова). – Символом чего стала рябина в судьбе Цветаевой? (Символом горькой, надломленной судьбы). Отец Цветаевой, Иван Владимирович Цветаев, был известным профессором, филологом; мать, Мария Александровна Цветаева (рожденная Мейн), – талантливой пианисткой, открывшей перед детьми чудесный мир природы, давшей им в руки лучшие в мире книги. (Слайд 7) Стихи Цветаева пишет с шести лет, причем по-русски, по-немецки и по-французски. Они часто связаны с каким-то конкретным фактом, с чем-то пережитым. Фрагмент из стихотворения: «Домики старой Москвы» – это цикл стихов, один из любимых в её творчестве. (Слайд 10) Слава прабабушек томных, Домики старой Москвы, Из переулочков скромных Все исчезаете вы. – Какое настроение у лирической героини? Чем оно вызвано? (Грустное, потому что исчезает часть культуры древнего города – домики старой Москвы. С ними связано много воспоминаний). Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придем. – Что для лирической героини Москва? (Огромный приют, открытый каждому – это Родина). (Слайд 11) В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) – восхищение столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности – в большинстве стихотворений цикла. Поэтическими кумирами молодой поэтессы стали Александр Пушкин, Александр Блок и Анна Ахматова. (Слайд 12) Именно Пушкин на примере своих произведений преподнес Марине урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества. Блок в жизни М. Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась. Стихотворение «Стихи к Блоку» Зверю – берлога, Страннику – дорога, Мертвому – дроги, Каждому – свое. Женщине – лукавить, Царю – править, Мне – славить Имя твое. – Как вы поняли эти стихи? (У всего существующего на земле определенное назначение. У Цветаевой – славить Блока). По Цветаевой поэтический дар не только не отменяет писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный труд. Сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется бессознательным, легким, парящим, должно быть выстрадано, строго проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию. – И Ахматова так же относилась к поэтическому труду. (Слайд 13) Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой, Уже бессмертным на смертное сходит ложе. И я дарю тебе свой колокольный град, – Ахматова! – и сердце свое в придачу. – В чем сходство двух поэтов? (Они современницы. Для них поэзия – это ежедневный неустанный труд.) – Как относится лирическая героиня к Ахматовой? (Уважает, высоко ценит, преклоняется перед ее талантом, дарит ей свой любимый город и сердце.) Диапазон поэзии Цветаевой поразительно широк – от народных русских сказок – поэм до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни – открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха: Гришка Вор тебя не ополячил, Петр-Царь тебя не онемечил. Что же делаешь, голубка? – Плачу. Где же спесь твоя, Москва? – Далече. – Какие традиционные для фольклора образы вы заметили в этом фрагменте? (Черный ворон (и созвучие Гришка-Вор), голубка; характерная для народной песни форма диалога-плача, народная лексика; «ополячил», «онемечил», «далече», «сыны».) – Подберите и прочитайте стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало. («Над церковкой - голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый самозванец…», 1917; «Царь и Бог! Простите малым…», 1918 и другие.) Стихи Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы и появляются прекрасные песни. – Знаете ли вы, какие песни из кинофильма « Ирония судьбы, или С легким паром» написаны на стихи Цветаевой? «Хочу у зеркала, где муть…», «Мне нравится, что вы больны не мной…» Прослушаем одну из них. «Мне нравится, что вы больны не мной…» – Какой пафос (настроение) в этой песне? (Настроение немного грустное, но оптимистичное.) Знакомство с Сергеем Яковлевичем Эфроном. (Слайд 14) Они встретились – 17-летний и 18-летняя, Сергей Эфрон и Марина Цветаева – 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша, почти мальчик – с поразительными огромными глазами. Заглянув в них и прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик этот он нашел и вложил ей в ладонь - розовый, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь. Лето 1911 года Марина Цветаева назвала «лучшим из взрослых лет». Юные Марина и Сергей Эфрон сбежали из Коктебля. 8 июля они отправились в «уфимские степи». Сергею необходимо было лечение кумысом. Кто-то из знакомых посоветовал им поехать «на кумыс», расхвалив район Усень-Ивановского медеплавильного завода, находящегося близ родового имения Аксаковых. – Что сейчас находится в селе? – Слово к экскурсоводу. (Слайд 15) 2 октября 1992 года, накануне 100-летнего юбилея великой русской поэтессы М. И. Цветаевой, в селе Усень-Ивановское Белебеевского района Республики Башкортостан был торжественно открыт первый в России памятник. Уфимский скульптор Ю.Ф. Солдатов запечатлел юную Марину с веточкой рябины. 23 сентября 1993 года в здании Усень-Ивановского лесничества Белебеевского района (в нескольких метрах от памятника) начал работать литературно-художественный музей М. Цветаевой с историко-краеведческим и этнографическим отделами. Музейный комплекс составляют: Пушкинский посад – живописный сосновый бор, посаженный в 1899 году к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина, Цветаевская аллея, Пушкинская аллея, заложенная к 200-летию А. С. Пушкина, барский пруд на территории бывшего медеплавильного завода И. Осокина, старообрядческая церковь. Литературно-художественный музей со дня его основания возглавляет Татьяна Ивановна Тарасенко,- это человек, преданный творчеству Цветаевой. Здание литературно-художественного музея М. Цветаевой построено в 1968 году, стоит на возвышении. Для оформления экспозиций были использованы материалы, подаренные директором Центрального Дома-музея М.И. Цветаевой в Москве Э.С. Красовской. Сотрудники этого музея несколько лет подряд присылали бесценные материалы: редкие книги, фотографии, копии документов. Вернемся к Марине Цветаевой и Сергею Эфрону. Они добрались до станции Аксаково, меняя поезда, затем «лошадиной тягой» в Белебей, а оттуда в Усень-Иваново. В селе были две кумысолечебницы. Содержали их братья Боязит и Шингарей Китаевы. Пастбища для кобылиц они арендовали в Казенной даче близ села. Марина и Сергей сняли комнату в доме на улице Квашнина, названной по фамилии многочисленного семейства Квашниных (ныне улица М. Цветаевой). В июле вся эта молодежь (родственник лесничего Александр, студент Петербургского университета, дети священника Павла – Леонид и Лариса, которые тоже учились в Петербурге и Марина Цветаева, и Сергей Эфрон) стали появляться вместе то в сосновом бору, то в березовой роще на вырубках. Они беседовали, читали стихи, любовались природой. В августе М. Цветаева и С. Эфрон покинули Усень-Ивановский завод. – Кто из вас посетил этот музей? – Расскажите о своих впечатлениях. Рассказы учащихся. Нас посетило незабываемое ощущение восторга, радости и удивления от встречи с поэтессой. Такое же состояние души с поэтом передано в стихотворении Мансура Сафина: …Пройду по Пушкинской аллее, Сверну на Девичий родник, Чтоб облик ваш, В листве белея, Передо мною вдруг возник. Тропа усеяна душицей, Росинка на листке дрожит. Марина в платьице из ситца С Сергеем на родник бежит. 27 января 1912года состоялось венчание М. Цветаевой и С. Эфрона. Цветаева адресовала Эфрону более 20 стихотворений. В стихах его облик окружен романтическим ореолом. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой. Упоение безграничной радостью, беспредельным счастьем, сказочностью жизни, восприятие целого мира как собственного дома, ощущение свободы от всего внешнего, признание внутренней плененности друг другом – все это зазвучало в Марининых стихах: Ждут нас пыльные дороги, Шалаши на час И звериные берлоги И старинные чертоги… Милый, милый, мы, как боги: Целый мир для нас! Всюду дома мы на свете, Всё зовя своим; В шалаше, где чинят сети, На сияющем паркете… Милый, милый, мы, как дети: Целый мир двоим! Солнце жжет – на север с юга, Или на луну! Им очаг и бремя плуга, Нам простор и зелень луга… Милый, милый, друг у друга Мы навек в плену! 18 сентября (по новому стилю) 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна в половине шестого утра под звон колоколов. Девочка! – Царица бала! Чтобы тихая в печали, Или схимница – Бог весть! Чтобы нежная росла, – – Сколько времени? – Светало. Девочку мою встречали Кто-то мне ответил – Шесть. Ранние колокола. Трагические события в жизни Цветаевой. «Дайте мне покой и радость, дайте мне быть счастливой, вы увидите, как я это умею», – говорила Цветаева. 1914 год. Грянула Первая мировая война, усилилась политическая смута. В России царили разруха, голод, нищета, смерть. Сергей, студент 1 курса Московского университета отправляется на фронт санитарным поездом в качестве брата милосердия. (Слайд 16) Свершились революции, началась гражданская война, которая принесла столько горя русским людям. Сын пошел на отца, брат на брата – и мир раскололся пополам. Разбилась пополам – на «до» и «после» – жизнь Марины и Сергея. Все рядком лежат – Не развесть межой. Поглядеть: солдат! Где свой, где чужой? Белым был – красным стал: Кровь обагрила. Красным был – белым стал: Смерть победила. – О чем это стихотворение? (О братоубийственной войне). – Какую мысль высказывает лирическая героиня? (Скорбит, жалеет погибших, осуждает войну, считает, что перед смертью все равны). 13 апреля 1917 года у М. Цветаевой родилась вторая дочь Ирина. Эфрон, муж Марины, вместе с остатками Белой Добровольческой армии эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий. Цветаева не думает об опасности быть в «красной» России женой и матерью детей белогвардейца. Ведь она «с первого часа знала»: иначе Сергей поступить не мог. Марина оправдывает мужа. Она одинока, ей очень трудно: две дочери на руках, (Але – 6 лет, Ирине – 2 года 7 месяцев) бытовая неустроенность, голод, от которого младшую дочь Ирину спасти не удалось. Не думаю, не жалуюсь, не спорю. Не сплю. Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю, Ни к кораблю. На, кажется, надрезанном канате Я – маленький плясун Я – тень от чьей-то тени. Я – лунатик Двух темных лун. – Как воспринимает жизненные невзгоды лирическая героиня? (Мудро, достойно, мужественно). – С кем сравнивает себя? С маленьким плясуном на надрезанном канате, с тенью). – Героиня жалуется на жизнь, просит помощи? (Нет, она сильная женщина, которая просто рассказывает нам о том, что происходит). Свою дневниковую прозу 1917-1920 годов Цветаева определила как «некую душевную хронику». Душевной хроникой стал «Лебединый стан», поэтому неудивительно, что стихотворение о Белой гвардии на «ура» воспринималось красногвардейцами. Есть в стане моем – офицерская прямость, Есть в ребрах моих – офицерская честь. На всякую муку иду не упрямясь: Терпенье солдатское есть! Весной 1921 года Эренбург поехал одним из первых советских граждан за границу, Цветаева попросила его попытаться разыскать мужа. Эренбургу удалось узнать, что Эфрон жив и находится в Праге. Эренбург написал об этом Марине – она воспрянула духом и начала хлопотать о заграничном паспорте». Вновь в цветаевской поэзии так же романтично и страстно, как и в прежних посланиях Эфрону, зазвучал мотив преданности и любви. В 1922 году Цветаева уехала за границу. После долгой «невстречи» супругам, измененным временем, расставанием, судьбой, пришлось заново знакомиться, привыкать друг к другу. Поэтому стихотворения к Эфрону, сочиненные в эмиграции, тоже «окаменели»; в них – сдержанность, которая появилась и в самой Цветаевой: Не похорошела за годы разлуки! Не будешь сердиться за грубые руки, Хватающиеся за хлеб и за соль? – Товарищества трудовая мозоль! О, не прихорашивается для встречи Любовь. – Не прогневайся на просторечье Речей, – не советовала б пренебречь; То летописи огнестрельная речь Жизнь в эмиграции складывалась трудно. Цветаева посвящала стихи близким людям: друзьям-поэтам, бабушке, мужу, детям, дочери Але и сыну Георгию. Стихотворение «Аля» (отрывок). Не знаю, где ты и где я. Те же песни и те же заботы. Такие с тобою друзья! Такие с тобою сироты! И так хорошо нам вдвоем – Бездомным, бессонным и сирым. Две птицы: чуть встали – поем, Две странницы: кормимся миром. – О ком идет речь в этом стихотворении? (О матери и о дочери.) – Какие отношения между героинями? (Они большие друзья, у них общие интересы и заботы, им хорошо вдвоем, они понимают друг друга и поддерживают.) – Как складывается судьба героинь? (Сложно: нет дома, они сироты, странницы.) Эмигрантским журналам не нравились стихи Цветаевой, честные, гуманные, неподкупные. «Мой читатель остался в России, куда мои стихи… не доходят», – сожалела она. – Некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху там, туда, оттуда… Мой читатель, несомненно, в России… пишу не для здесь (здесь не поймут из-за голоса), а для там – языком равных». Сын Цветаевой и Эфрона Георгий, в домашнем кругу Мур, родился в эмиграции первого февраля 1925 года, в воскресенье, в полдень, в снежный вихрь. «Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…» (из дневника М. Цветаевой) (Слайд 17) Сергей Эфрон остро ощущал трагедию изгнанничества. Отсутствие родного воздуха – одна из причин, по которой Сергей Яковлевич в 1931 году станет хлопотать о советском паспорте. Можно представить, что пережила Цветаева, обреченная на разлуку с Россией, когда узнала, что Эфрон хочет вернуться на Родину . В 1939 году Цветаева восстановила своё советское гражданство и возвратилась на Родину. Тяжело дались ей 17 лет, проведенные на чужбине. «Зола эмиграции…я вся под нею, так и жизнь прошла». Ранее вернулись на Родину дочь Ариадна Эфрон и муж Сергей Яковлевич Эфрон, но вскоре были репрессированы. Эфрона расстреляют в октябре 1941 года. «Жить – это неудачно кроить и беспрестанно латать, - ничто не держится (ничто не держит меня, не за что держаться, - простите мне эту печальную, суровую игру слов)». Захлебываясь от тоски, Иду одна, без всякой мысли, И опустились и повисли Две тоненьких моих руки. Превратности эвакуации 1941 года забросили её в Чистополь, затем в Елабугу. Тут и настиг ее «одиночества верховный час». Измученная, 31 августа 1941 года М. Цветаева покончила с собой. Итог урока. Оценивание. – Что можно сказать о лирической героине Цветаевой? (Слайд 18) (Женщина гордая, решительная, сильная, мудрая, мужественная, любящая, верная, своевольная. У нее горячее сердце, жаждущее, любви и дружбы.) – Близки ли образы поэта и лирической героини? (Да, очень близки. В образе лирической героини раскрывается личность автора. «Стихи мои – дневник», - писала М.Цветаева. Дневнику доверяет она сокровенные мысли, тайны, мечты, надежды, в нем (и в стихах) – вся жизнь Цветаевой.) Героине цветаевской лирики присуще мужество, но это мужество одиночества: «Одна – противу всех». В статье «Поэты с историей и поэты без истории» (1933) Цветаева пишет: «Поэтам без истории… не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать – они уже все знают отродясь. Они ни о чем не спрашивают – они только являют очевидность, опыт для них ничто… Ибо они пришли в мир не узнавать, а сказать». Цветаева сказала новое слово своей поэзией, придала слову глубину и многогранность, открыла его неисчерпаемость. (Слайды 19 и 20) В 1913 году Марина Цветаева уверенно заявила: Моим стихам, Как драгоценным винам, Настанет свой черед. Она оказалась права. Сегодня сильной, сложной, настоящей поэзии Цветаевой «настал черед», потому что настоящее в искусстве не умирает. Домашнее задание: разобрать стихотворение «Молодость» (по плану) | |
|
Всего комментариев: 0 | |