Главная » 2015 Март 25 » Сценарий вечера посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова для пожилых
16:18 Сценарий вечера посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова для пожилых | |
Концепция произведения: конфликт власти и индивидуальности, обречённой на гибель. Диагностические цели: Ученики смогут после анализа текста: рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах на основе иллюстраций А.М.Васнецова, А.П.Рябушкина; объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней; назвать фольклорные элементы в поэме; устно нарисовать картины пира в царских палатах; рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи, народные забавы), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения; точно охарактеризовать каждого героя «Песни…», выявить общее и различное в характерах героев поэмы; объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины; подготовить ответ-рассуждение на тему: «Характеристика главных героев поэмы В.Г.Белинским». сопоставить иллюстрации к «Песне…» И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева; назвать особенности сюжета поэмы; отметить элементы лирики и эпического повествования; выразительно прочитать поэму, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию; написать сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера». Учебная задача: почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы? Распределение материала по урокам. 1-й урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Фольклорное начало в поэме. Диагностические цели. Ученики смогут: рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах;объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней; назвать фольклорные элементы в поэме;устно нарисовать картины пира в царских палатах;подготовить рассказ о быте купцов 16 века и об отношениях в купеческой семье;сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова. Проект 2 урока по теме: «М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Форма урока – эвристическая беседа. Диагностические цели урока. Ученики смогут: рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения; точно охарактеризовать каждого героя «Песни…»; объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины; подготовить ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обосновать свои выводы по теме, подтвердить их текстами поэмы. Учебная задача: Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы? Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем и Иваном Грозным: Пир в царских палатах. Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич. Наказ Калашникова братьям. Бой на Москва-реке. Диалог Ивана Грозного и Калашникова. Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте. Анализ эпизода «Пир в царском Дворце» Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы. Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного. Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы: – Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? – Какие законы нарушает Киребеевич? – Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию? – Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.) – Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила. Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии. – Проследите по тексту, как Киребеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.) – Расскажите, что поведал Киребеевич царю? – Какую помощь предлагает Иван Грозный Киребеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Киребеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».) – Какие нравственные законы и как преступает Киребеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».) Анализ эпизодов второй части поэмы. Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Киребевичем и Иваном Грозным. Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания). Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу. Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с пружиною. Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах - иконы, горят свечи. По закону христианскому супруги венчаются в церкви. Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями. Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой. – Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.) – Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.) 1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца. Анализ эпизодов третьей части поэмы. Бой на Москва-реке. Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой. – Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.) Сравним характеры героев поэмы – Киребеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке. – Как раскрываются характеры Киребеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Киребеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.) – Сравните поведение Киребеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Киребеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.) – Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.) Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Киребеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции). Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной? Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные. Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка Киребеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку за победу купца, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё». Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке. Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля. Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Киребеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка. После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному. – Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.) – Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов? Подведём итог. В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя. Проанализируем диалог Калашникова и царя. – Разговора Калашникова и Киребеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает: «Вольной волею или нехотя Ты убил насмерть мово верного слугу, Мово лучшего бойца Киребеевича?» – Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает: «Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только Богу единому»? О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю. Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это смоет пятно позора с семьи. Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет. – Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста. «Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям: «Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою грешную!». – Подведём итоги. Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы? В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. Домашнее задание: 1. Подготовьте ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обоснуйте свои выводы по теме, подтвердите их текстами поэмы. 2. Ответьте на вопросы: Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» следует отнести к лиро-эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и эпического повествования. Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы? К каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста. 3. Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию; 3-й урок. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров. Оценка героев с позиций народа. Связь поэмы с произведениями УНТ Форма урока – эвристическая беседа. Диагностические цели урока Ученики смогут: назвать особенности сюжета поэмы;выразительно прочитать поэму, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию; отметить элементы лирики и эпического повествования в «Песне…»; установить, к каким произведениям УНТ близка «Песня…»; рассказать, кто из героев «Песни…» выступает носителям авторского отношения к героям и событиям поэмы; написать сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера». Учебная задача: Почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы? Особенности сюжета поэмы 1 часть – экспозиция. Завязка. (Иван Грозный, Киребеевич); 2 часть – развитие действия ( Алёна Дмитриевна, Калашников); 3 часть – развязка. Эпилог (Иван Грозный, Киребеевич, Калашников). Авторское отношение Мы не можем выделить в «Песне…» признаки, по которым можно судить об авторском отношении к героям. Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен. Образы гусляров. Оценка героев с позиции народа Гусляры у Лермонтова – носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами они говорят о своей задаче – каждому «правдою и честью» воздать. Лишь одна реплика гусляров как бы комментирует события за кадром: Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! Обманул тебя твой лукавый раб, Не сказал тебе правды истинной, Не поведал тебе, что красавица В церкви божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому… Рассуждая с учениками, придём к выводу, что позиция автора выражается в самом выборе темы и сюжета, в постановке проблемы. Вернёмся к поставленной на первом уроке учебной задаче: «Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?». В поэме простой человек выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает её твёрдой и сильной из-за ответственности перед семьёй, родом и т.д. Язык и стих поэмы Продолжается работа, начатая на первом уроке: ученики находят постоянные эпитеты, сравнения, повторы. Отмечают близость языка поэмы языку русского фольклора, приходят к выводу, что это оригинальное произведение, в котором отразилось мастерство Лермонтова (описание зари, описание красоты Алёны Дмитриевны, чувств Кирибеевича и др.). Итоговая работа – сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера». | |
|
Всего комментариев: 0 | |