Главная » 2015 » Март » 19 » Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для пожилых
15:31
Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для пожилых
Оглавление

1. Введение. «Вклад русской литературы в духовную жизнь человека». 2. Основное содержание.

«Марина Ивановна Цветаева . Спасительная отдушина».

3. Выводы (заключение). «Закон протянутой руки. Души распахнутой». 4. Список литературы

5. Приложения

Введение . «Вклад русской литературы в духовную жизнь человека»

2015 год Указом президента РФ объявлен Годом Литературы.

И это не случайно.

Русская литература, достигнув небывалых высот еще в 19 веке, до сих пор играет заметную роль в развитии мировой цивилизации. Духовную жизнь человека формирует её горячая проповедь христианской нравственности, справедливости и правды .

Русская литература ведет вечный бой за Человека!

Русские писатели и поэты – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в Человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они - великие мыслители и реформаторы духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых бурь и потрясений. Все это делает их позицию бессмертной и вечной. Таков безымянный автор «Слова о полку Игореве», таковы наши Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Сергей Есенин и Марина Цветаева.

Люди, общество должны жить по законам человеческим, христианским, законам «протянутой руки, души распахнутой» И тогда не будет изломанных, израненных человеческих судеб, судеб, подобных трагической судьбе замечательного русского поэта Марины Ивановны Цветаевой.

Цель исследования: более глубоко изучить творчество М. И. Цветаевой, узнать, почему жизнь этого талантливого поэта оборвалась так трагично, какие обстоятельства привели ее к гибели.

Задачи исследования:

-Изучить биографию и творчество поэта М.И. Цветаевой.

Найти фотографии Цветаевой и ее семьи.

Познакомиться с воспоминаниями друзей и современников М. И. Цветаевой: М.А. Волошина, В.Я. Брюсова, Б.Л. Пастернака, критическими литературными статьями о Цветаевой и её поэзии.

Познакомить с нашей исследовательской работой учащихся 8 «а» и 8 «б» классов на уроках литературы и учащихся школы в литературной гостиной.

Собранные материалы использовать для проведения классных часов на тему «Закон протянутой руки, души распахнутой» по нравственному воспитанию, для оформления в школьной библиотеке стенда « Марина ИВАНОВНА Цветаева» .

При написании данной работы мы использовали статьи М.Г. Ваняшовой, поэтов Н.С. Гумилева «Письма о русской поэзии» и Е.А. Евтушенко «Стихи не могут быть бездомными», переписку Б.Л Пастернака и М.И. Цветаевой и другие источники.

Основные методы исследования: изучение творчества М.И. Цветаевой, чтение газетных , журнальных и интернет –публикаций о Цветаевой. Собранный материал был систематизирован, и на его основе была написана данная исследовательская работа.

Основная часть «Марина Цветаева. Спасительная отдушина»

Начав печататься в шестнадцать лет (первая книга Марины Цветаевой под названием « Вечерний альбом» вышла тиражом 500 экземпляров), она уже к двадцати выстроила образный мир, отмеченный ее неповторимой индивидуальностью. Дочь основателя московского Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева, Марина чувствовала себя чужой в советской России.

Что же мне делать, слепцу и пасынку, В мире, где каждый и отч и зряч. Где по анафемам, как по насыпям - Страсти! Где насморком назван плач

Только поэзия для М.И. Цветаевой стала спасительным убежищем от обреченности любви, от своей вечной неприкаянности, неприспособленности к жизни. Цветаевой было от чего прийти в отчаяние. Ее судьбу без преувеличения можно назвать трагической. Долгое время ничего не знает о муже Сергее Яковлевиче Эфроне, в 1917 году ушедшем в Добровольческую армию и без вести пропавшем. За 4 года Марина с двумя маленькими дочками не получила от мужа ни одной весточки.



Вчера ещё в глаза глядел, а нынче - всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, - Все жаворонки нынче – вороны!

Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?»

О том, как жила Марина все это время узнаём из её дневников и писем: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года и 7 месяцев) в Борисоглебском переулке в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом – фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями – весь запас!)

Мой день беспутен и нелеп. У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность,

В иголку продеваю – луч, Грабителю вручаю - ключ, Белилами румяню бледность.

Мне нищий хлеба не даёт, Богатый денег не берёт, Луч не вдевается в иголку,

Грабитель входит без ключа, А дура плачет в три ручья – Над днём без славы и без толку.

Младшая дочь Ирина умирает в возрасте 3-х лет от голода. Ариадну от голода спасают в приюте .

«У меня большое горе,- писала М. Цветаева в феврале 1920 года Звягинцевой и Ерофееву,- умерла в приюте Ирина, и в этом виновата я. Я так была занята Алиной болезнью и так боялась ехать в приют ( боялась того, что случилось), что понадеялась на судьбу, и теперь это свершилось и ничего не исправишь. Умерла без болезни, от слабости. И я даже на похороны не поехала – у Али в этот день было 40,7… Сказать правду? – Я просто не могла. – Ах, господа!»

Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! Старшую из тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки – ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой – Одуванчик на стебле! Мной ещё совсем не понято, Что дитя моё в земле.

(«Две руки, легко опущенные…!»)

«Никто не думает о том, что я тоже человек. Люди заходят и приносят Але еду – я благодарна, но мне хочется плакать, потому что никто-никто за всё время не погладил меня по голове… Лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – мне стыдно, что я жива». Потеряв младшую дочь , Марина едва не лишилась старшей – Ариадны ( та серьёзно заболела).

Весной 1921 года Марина Цветаева просила Илью Эренбурга, уезжавшего в Европу, отыскать её мужа. И он находит Сергея, живого и здорового в Константинополе. Потом Эфрон переезжает в Прагу, начинает учиться, поступает на филологический факультет университета. У Цветаевой нет сомнений – надо ехать к мужу. Уехали. Налегке. Все вещи были раздарены или проданы.

С 1922 по 1939 год она жила в эмиграции - сначала в Берлине, а позднее в Праге и в Париже. 17 лет на чужбине…Марина стойко переносила нужду, нехватку средств. И снова спасала поэзия. В эмиграции написаны 17 поэм, 8 стихотворных драм, проза, очерки, такие же яркие, как и стихи. Интересны письма М. И. Цветаевой. Это монологи взволнованной души, обращенные к Б. Л. Пастернаку, Р. М. Рыльке, О.Э. Мандельштаму, но никто её не хотел понять. И стихи её здесь, в эмиграции , были никому не нужны. «Мой читатель, несомненно, в России», « пишу не для здесь, а для там»,- говорила она. Эмигрантские круги недолюбливали Цветаеву за её независимость, любовь к России.

Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно - ГДЕ совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма. ………………………………… Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге - куст Встаёт, особенно – рябина…

В 1925 году у Цветаевой родился долгожданный сын Георгий. В семье его звали Мур. Она почти всё свое время уделяет сыну, а поэзия отходит на второй план. «Он не должен страдать от того , что я пишу стихи, - пусть лучше стихи страдают»,- говорила Марина. Она не забывала, как погибла её маленькая дочь. Обстоятельства складываются так, что возвращаются в Россию сначала, достигнув совершеннолетия, дочь Ариадна, а затем и муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Он причастен к политическому делу. Марину, оставшуюся в Париже с сыном , вызывают на допрос по поводу дела мужа. Находиться во Франции было опасно.

12 июня 1939 года Марина Цветаева с сыном Георгием ( Муром) выехала в СССР. Возвращение на родину после семнадцатилетнего отсутствия было безрадостным. Почти сразу последовал арест мужа и дочери. Потом – сестры Анастасии. Хлопоты по их освобождению ничего не дали . Ариадна получила лагерный срок, а Эфрон был расстрелян, предположительно в августе 1941 года . Цветаева боролась за жизнь в одиночку, большинство бывших друзей покинули её из боязни общения с эмигранткой, чьи родственники были репрессированы.

Настанет день - печальный, говорят! – Отцарствуют, отплачут, отгорят,- Остужены чужими пятаками,- Мои глаза, подвижные, как пламя…

Знала бы Марина Ивановна, как близок был сейчас этот « печальный день», предсказанный в стихах! «Начну сначала,- писала в августе1940 года Марина Цветаева в письме секретарю Союза писателей Павленко. – 18-го июня 1939 года, год с лишним назад, я вернулась в Советский Союз с 14-летним сыном и поселилась в Большеве… 27 августа на этой даче была арестована моя дочь, а 10 октября – мой муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топились хворостом, который собирали в саду… 10 ноября, заперев дачу, мы с сыном уехали в Москву к родственнице , где месяц ночевали в передней на сундуках, а днём бродили, потому что наша родственница давала уроки дикции, в мы ей мешали. Потом Литфонд устроил нас в Голицынский дом отдыха, вернее, мы жили возле дома отдыха, столовались там… Жизнь была тяжелая и мрачная, с керосиновыми негорящими лампами, тасканием воды из колодца и пробиванием в нем льда, бесконечными черными ночами, вечными болезнями сына и вечными ночными страхами… К концу марта я поехала к себе в Большево и обнаружила, что дача взломана… И так я буквально на улице, со всеми вещами и книгами. Здесь, где я живу, меня больше не прописывают. Положение безвыходное. Я не истеричка. Я совершенно здоровый человек, простой человек, спросите Бориса Леонидовича. Но меня жизнь за этот год добила. Исхода не вижу. Взываю о помощи. Марина Цветаева»

До разбитой жизни Цветаевой никому не было дела. Её прописывают, правда, временно и на чужой территории.

1941 год. Война. Эвакуация из Москвы загнала Цветаеву в Елабугу, Пастернак пришел, чтобы помочь Цветаевой укладывать вещи. Принёс веревку перевязать чемодан, нахваливая её крепость, пошутил, что верёвка всё выдержит , « хоть вешайся на ней» , Ему впоследствии передали, что Цветаева именно на этой веревке и ….., и он долго не мог себе простить эту роковую шутку.

Цветаева писала заявление в столовую с просьбой разрешить ей работать посудомойкой. Ей отказали. « Если Цветаеву можно определить в посудомойки, - иронизировала Лидия Корнеевна Чуковская,- то почему бы Ахматову не в поломойки, а жив бы был Александр Блок – его бы при столовой в истопники». Стихи Цветаева уже не пишет. В обращении к сыну в предсмертном письме Марина Цветаева написала: « Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Доведенная до полного отчаяния и оказавшись в одиночестве в захолустной Елабуге, она покончила жизнь самоубийством. Заключение. « Закон протянутой руки, души распахнутой» Марина Ивановна Цветаева оставила нам свои пророческие стихи - завещания о том , что любить и поддерживать друг друга надо при жизни, а не после смерти:

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли .

Застынет все, что пело и боролось,

Сияло и рвалось:

И зелень глаз моих, и нежный голос,

И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,

С забывчивостью дня.

И будет все – как будто бы под небом

И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,

И так недолго злой,

Любившей час, когда дрова в камине

Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,

И колокол в селе…

- Меня, такой живой и настоящей

На ласковой земле!

К нам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,

Чужие и свои?! –

Я обращаюсь с требованием веры

И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:

За правду ДА и НЕТ,

За то, что мне так часто – слишком грустно

И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –

Прощение обид,

За всю мою безудержную нежность

И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,

За правду, за игру…

- Послушайте! – Еще меня любите

За то, что я умру.

Уж сколько их упало в эту бездну,

Разверзтую вдали!

Настанет день, когда и я исчезну

С поверхности земли.

Она предвидела, что будет востребована другим временем:

«Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет! ),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед»

Это время пришло. Произведения Марины Ивановны Цветаевой, ее проникновенная лирика вошли в нашу жизнь. Ее поэзия вобрала в себя широкий разлив русской песни, ее строй, лад, интонации. Поэтому второе рождение обрели в песнях цветаевские стихи «Генералы двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Вот опять окно, где опять не спят…»

Марина Ивановна Цветаева – выдающийся поэт-профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед.

Марина Ивановна Цветаева – неоплатная наша вина и любовь вечная.

Марина Ивановна Цветаева – пророк с мятежной душой, призывающий жить по человеческим законам: Послушай: есть другой закон, Законы - кроющий! Пред ним – все клонятся клинки, Все меркнут – яхонты: ЗАКОН ПРОТЯНУТОЙ РУКИ, ДУШИ РАСПАХНУТОЙ. И будем мы судимы – знай – Одною мерою. И будет нам обоим – Рай, В который верую. ( М.Цветаева « Чужому»)

Вечный бой! Бой за Человека! За нас, сегодняшних!
Категория: Сценарий | Просмотров: 217 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar