Главная » 2015 Март 19 » Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для пожилых
15:31 Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для пожилых | |
Оглавление 1. Введение. «Вклад русской литературы в духовную жизнь человека». 2. Основное содержание. «Марина Ивановна Цветаева . Спасительная отдушина». 3. Выводы (заключение). «Закон протянутой руки. Души распахнутой». 4. Список литературы 5. Приложения Введение . «Вклад русской литературы в духовную жизнь человека» 2015 год Указом президента РФ объявлен Годом Литературы. И это не случайно. Русская литература, достигнув небывалых высот еще в 19 веке, до сих пор играет заметную роль в развитии мировой цивилизации. Духовную жизнь человека формирует её горячая проповедь христианской нравственности, справедливости и правды . Русская литература ведет вечный бой за Человека! Русские писатели и поэты – всегда великие гуманисты. Как негасимый огонь, проносят они через века свою неколебимую любовь и веру в Человека, в то, что будущее его светло и прекрасно. По своей творческой сути, по своим убеждениям и идеям они - великие мыслители и реформаторы духа; они постоянно и настойчиво вслушиваются в биение народного сердца, в могучее дыхание своей родины, чутко улавливая при этом нарастающие раскаты новых бурь и потрясений. Все это делает их позицию бессмертной и вечной. Таков безымянный автор «Слова о полку Игореве», таковы наши Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Блок, Сергей Есенин и Марина Цветаева. Люди, общество должны жить по законам человеческим, христианским, законам «протянутой руки, души распахнутой» И тогда не будет изломанных, израненных человеческих судеб, судеб, подобных трагической судьбе замечательного русского поэта Марины Ивановны Цветаевой. Цель исследования: более глубоко изучить творчество М. И. Цветаевой, узнать, почему жизнь этого талантливого поэта оборвалась так трагично, какие обстоятельства привели ее к гибели. Задачи исследования: -Изучить биографию и творчество поэта М.И. Цветаевой. Найти фотографии Цветаевой и ее семьи. Познакомиться с воспоминаниями друзей и современников М. И. Цветаевой: М.А. Волошина, В.Я. Брюсова, Б.Л. Пастернака, критическими литературными статьями о Цветаевой и её поэзии. Познакомить с нашей исследовательской работой учащихся 8 «а» и 8 «б» классов на уроках литературы и учащихся школы в литературной гостиной. Собранные материалы использовать для проведения классных часов на тему «Закон протянутой руки, души распахнутой» по нравственному воспитанию, для оформления в школьной библиотеке стенда « Марина ИВАНОВНА Цветаева» . При написании данной работы мы использовали статьи М.Г. Ваняшовой, поэтов Н.С. Гумилева «Письма о русской поэзии» и Е.А. Евтушенко «Стихи не могут быть бездомными», переписку Б.Л Пастернака и М.И. Цветаевой и другие источники. Основные методы исследования: изучение творчества М.И. Цветаевой, чтение газетных , журнальных и интернет –публикаций о Цветаевой. Собранный материал был систематизирован, и на его основе была написана данная исследовательская работа. Основная часть «Марина Цветаева. Спасительная отдушина» Начав печататься в шестнадцать лет (первая книга Марины Цветаевой под названием « Вечерний альбом» вышла тиражом 500 экземпляров), она уже к двадцати выстроила образный мир, отмеченный ее неповторимой индивидуальностью. Дочь основателя московского Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева, Марина чувствовала себя чужой в советской России. Что же мне делать, слепцу и пасынку, В мире, где каждый и отч и зряч. Где по анафемам, как по насыпям - Страсти! Где насморком назван плач Только поэзия для М.И. Цветаевой стала спасительным убежищем от обреченности любви, от своей вечной неприкаянности, неприспособленности к жизни. Цветаевой было от чего прийти в отчаяние. Ее судьбу без преувеличения можно назвать трагической. Долгое время ничего не знает о муже Сергее Яковлевиче Эфроне, в 1917 году ушедшем в Добровольческую армию и без вести пропавшем. За 4 года Марина с двумя маленькими дочками не получила от мужа ни одной весточки. Вчера ещё в глаза глядел, а нынче - всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, - Все жаворонки нынче – вороны! Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли: «Мой милый, что тебе я сделала?» О том, как жила Марина все это время узнаём из её дневников и писем: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года и 7 месяцев) в Борисоглебском переулке в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом – фунтов 12 картофеля, остаток от пуда, одолженного соседями – весь запас!) Мой день беспутен и нелеп. У нищего прошу на хлеб, Богатому даю на бедность, В иголку продеваю – луч, Грабителю вручаю - ключ, Белилами румяню бледность. Мне нищий хлеба не даёт, Богатый денег не берёт, Луч не вдевается в иголку, Грабитель входит без ключа, А дура плачет в три ручья – Над днём без славы и без толку. Младшая дочь Ирина умирает в возрасте 3-х лет от голода. Ариадну от голода спасают в приюте . «У меня большое горе,- писала М. Цветаева в феврале 1920 года Звягинцевой и Ерофееву,- умерла в приюте Ирина, и в этом виновата я. Я так была занята Алиной болезнью и так боялась ехать в приют ( боялась того, что случилось), что понадеялась на судьбу, и теперь это свершилось и ничего не исправишь. Умерла без болезни, от слабости. И я даже на похороны не поехала – у Али в этот день было 40,7… Сказать правду? – Я просто не могла. – Ах, господа!» Две руки, легко опущенные На младенческую голову! Были – по одной на каждую – Две головки мне дарованы. Но обеими – зажатыми – Яростными – как могла! Старшую из тьмы выхватывая - Младшей не уберегла. Две руки – ласкать, разглаживать Нежные головки пышные. Две руки – и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой – Одуванчик на стебле! Мной ещё совсем не понято, Что дитя моё в земле. («Две руки, легко опущенные…!») «Никто не думает о том, что я тоже человек. Люди заходят и приносят Але еду – я благодарна, но мне хочется плакать, потому что никто-никто за всё время не погладил меня по голове… Лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – мне стыдно, что я жива». Потеряв младшую дочь , Марина едва не лишилась старшей – Ариадны ( та серьёзно заболела). Весной 1921 года Марина Цветаева просила Илью Эренбурга, уезжавшего в Европу, отыскать её мужа. И он находит Сергея, живого и здорового в Константинополе. Потом Эфрон переезжает в Прагу, начинает учиться, поступает на филологический факультет университета. У Цветаевой нет сомнений – надо ехать к мужу. Уехали. Налегке. Все вещи были раздарены или проданы. С 1922 по 1939 год она жила в эмиграции - сначала в Берлине, а позднее в Праге и в Париже. 17 лет на чужбине…Марина стойко переносила нужду, нехватку средств. И снова спасала поэзия. В эмиграции написаны 17 поэм, 8 стихотворных драм, проза, очерки, такие же яркие, как и стихи. Интересны письма М. И. Цветаевой. Это монологи взволнованной души, обращенные к Б. Л. Пастернаку, Р. М. Рыльке, О.Э. Мандельштаму, но никто её не хотел понять. И стихи её здесь, в эмиграции , были никому не нужны. «Мой читатель, несомненно, в России», « пишу не для здесь, а для там»,- говорила она. Эмигрантские круги недолюбливали Цветаеву за её независимость, любовь к России. Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно всё равно - ГДЕ совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма. ………………………………… Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино. Но если по дороге - куст Встаёт, особенно – рябина… В 1925 году у Цветаевой родился долгожданный сын Георгий. В семье его звали Мур. Она почти всё свое время уделяет сыну, а поэзия отходит на второй план. «Он не должен страдать от того , что я пишу стихи, - пусть лучше стихи страдают»,- говорила Марина. Она не забывала, как погибла её маленькая дочь. Обстоятельства складываются так, что возвращаются в Россию сначала, достигнув совершеннолетия, дочь Ариадна, а затем и муж, Сергей Яковлевич Эфрон. Он причастен к политическому делу. Марину, оставшуюся в Париже с сыном , вызывают на допрос по поводу дела мужа. Находиться во Франции было опасно. 12 июня 1939 года Марина Цветаева с сыном Георгием ( Муром) выехала в СССР. Возвращение на родину после семнадцатилетнего отсутствия было безрадостным. Почти сразу последовал арест мужа и дочери. Потом – сестры Анастасии. Хлопоты по их освобождению ничего не дали . Ариадна получила лагерный срок, а Эфрон был расстрелян, предположительно в августе 1941 года . Цветаева боролась за жизнь в одиночку, большинство бывших друзей покинули её из боязни общения с эмигранткой, чьи родственники были репрессированы. Настанет день - печальный, говорят! – Отцарствуют, отплачут, отгорят,- Остужены чужими пятаками,- Мои глаза, подвижные, как пламя… Знала бы Марина Ивановна, как близок был сейчас этот « печальный день», предсказанный в стихах! «Начну сначала,- писала в августе1940 года Марина Цветаева в письме секретарю Союза писателей Павленко. – 18-го июня 1939 года, год с лишним назад, я вернулась в Советский Союз с 14-летним сыном и поселилась в Большеве… 27 августа на этой даче была арестована моя дочь, а 10 октября – мой муж. Мы с сыном остались совершенно одни, доживали, топились хворостом, который собирали в саду… 10 ноября, заперев дачу, мы с сыном уехали в Москву к родственнице , где месяц ночевали в передней на сундуках, а днём бродили, потому что наша родственница давала уроки дикции, в мы ей мешали. Потом Литфонд устроил нас в Голицынский дом отдыха, вернее, мы жили возле дома отдыха, столовались там… Жизнь была тяжелая и мрачная, с керосиновыми негорящими лампами, тасканием воды из колодца и пробиванием в нем льда, бесконечными черными ночами, вечными болезнями сына и вечными ночными страхами… К концу марта я поехала к себе в Большево и обнаружила, что дача взломана… И так я буквально на улице, со всеми вещами и книгами. Здесь, где я живу, меня больше не прописывают. Положение безвыходное. Я не истеричка. Я совершенно здоровый человек, простой человек, спросите Бориса Леонидовича. Но меня жизнь за этот год добила. Исхода не вижу. Взываю о помощи. Марина Цветаева» До разбитой жизни Цветаевой никому не было дела. Её прописывают, правда, временно и на чужой территории. 1941 год. Война. Эвакуация из Москвы загнала Цветаеву в Елабугу, Пастернак пришел, чтобы помочь Цветаевой укладывать вещи. Принёс веревку перевязать чемодан, нахваливая её крепость, пошутил, что верёвка всё выдержит , « хоть вешайся на ней» , Ему впоследствии передали, что Цветаева именно на этой веревке и ….., и он долго не мог себе простить эту роковую шутку. Цветаева писала заявление в столовую с просьбой разрешить ей работать посудомойкой. Ей отказали. « Если Цветаеву можно определить в посудомойки, - иронизировала Лидия Корнеевна Чуковская,- то почему бы Ахматову не в поломойки, а жив бы был Александр Блок – его бы при столовой в истопники». Стихи Цветаева уже не пишет. В обращении к сыну в предсмертном письме Марина Цветаева написала: « Передай папе и Але, если увидишь, что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Доведенная до полного отчаяния и оказавшись в одиночестве в захолустной Елабуге, она покончила жизнь самоубийством. Заключение. « Закон протянутой руки, души распахнутой» Марина Ивановна Цветаева оставила нам свои пророческие стихи - завещания о том , что любить и поддерживать друг друга надо при жизни, а не после смерти: Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли . Застынет все, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет все – как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине, И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе… - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле! К нам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры, Чужие и свои?! – Я обращаюсь с требованием веры И с просьбой о любви. И день и ночь, и письменно и устно: За правду ДА и НЕТ, За то, что мне так часто – слишком грустно И только двадцать лет, За то, что мне прямая неизбежность – Прощение обид, За всю мою безудержную нежность И слишком гордый вид, За быстроту стремительных событий, За правду, за игру… - Послушайте! – Еще меня любите За то, что я умру. Уж сколько их упало в эту бездну, Разверзтую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Она предвидела, что будет востребована другим временем: «Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет! ), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед» Это время пришло. Произведения Марины Ивановны Цветаевой, ее проникновенная лирика вошли в нашу жизнь. Ее поэзия вобрала в себя широкий разлив русской песни, ее строй, лад, интонации. Поэтому второе рождение обрели в песнях цветаевские стихи «Генералы двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Вот опять окно, где опять не спят…» Марина Ивановна Цветаева – выдающийся поэт-профессионал, вместе с Пастернаком и Маяковским реформировавшая русское стихосложение на много лет вперед. Марина Ивановна Цветаева – неоплатная наша вина и любовь вечная. Марина Ивановна Цветаева – пророк с мятежной душой, призывающий жить по человеческим законам: Послушай: есть другой закон, Законы - кроющий! Пред ним – все клонятся клинки, Все меркнут – яхонты: ЗАКОН ПРОТЯНУТОЙ РУКИ, ДУШИ РАСПАХНУТОЙ. И будем мы судимы – знай – Одною мерою. И будет нам обоим – Рай, В который верую. ( М.Цветаева « Чужому») Вечный бой! Бой за Человека! За нас, сегодняшних! | |
|
Всего комментариев: 0 | |