Главная » 2015 Март 19 » Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для дошкольников
15:27 Сценарий вечера посвященного творчеству М.И. Цветаевой для дошкольников | |
«…Мы все перед ней в неоплатном долгу» (Творческий и жизненный путь Марины Цветаевой) Цели: Познакомить учащихся с основными вехами жизни Марины Цветаевой, Осуществить первичное знакомство с лирикой. Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту. Оборудование: - подборка книг «Слово о М.И. Цветаевой» - презентация по творчеству поэта; - диск с песнями М.Цветаевой; - портреты поэтов: М.Цветаевой, А.С.Пушкина, А.Блока, А.Ахматовой, - Б.Пастернака; - кисть рябины. Тип урока: Урок изучения нового материала ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой» М.Цветаева. Формы, приемы: создание ассоциативного ряда, работа в группах сменного состава, выразительное чтение стихов, кроссворд, тест, показ слайдов Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной...» Слово учителя: (на фоне слайдов) Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в благоприятные условия для развития природного дара. И пусть в дальнейшем она сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца. Такой была судьба Марины Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины ХХ века. Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт... Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Вот так со страстной убежденностью провозгласила она свой жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды. В этом истоки ее трагической судьбы. Ребята? Учащиеся рисуют ассоциативный ряд (словами, зарисовками). Объясняют. Ученица читает (на фоне мелодии И.Крутого) Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись. Учитель: Эти слова, ребята, обращены к прохожим. А им может быть каждый из нас. Значит, они обращены и к нам. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь… Это слова Марины Цветаевой, а написала она их в 1913 году, в Коктебеле. Легко думать о Цветаевой нельзя. Слишком пронзительным, глубинным и трагическим поэтом она была. «Возьмите стихи - это и есть моя жизнь», - говорит Марина Цветаева. Следуя ее совету, обратимся к ее стихам, к ее жизни. Приблизимся к загадке «Крылатой души» Цветаевой. Сегодня, ребята, мы узнаем о необычайно интересной и трагичной судьбе – женщины - поэта, заглянем в ее мастерскую, которая поможет понять, как жила и творила, страдала и любила Марина Цветаева. Насладимся музыкой ее стиха. Ученица читает: Красною кисть Мне и доныне Рябина зажглась, Хочется грызть Падали листья, Жаркой рябины Я родилась. Горькую кисть. Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов. Этим негромким стихотворением Марина Цветаева заявляет о своем появлении. Итак, переходим к работе в группах (4 группы). (Учащиеся заранее получили задание выучить стихи Цветаевой) Задания для групп: 1. Дом. Детство. Семья. А). Марина родилась в Москве. Б). Мать, Мария Александровна Мейн, прекрасная певица, пианистка. В). Отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный искусствовед, филолог, основатель Музея изящных искусств. Г). Сестры Цветаевы - Марина и Анастасия. (Москва, Туруса, Германия, Италия, Швейцария) Д). Учеба в Сорбонне, в Париже. Е). «Вечерний альбом» - 1-ый сборник. Высокая оценка корифея русской поэзии Валерия Брюсова. (Чтение наизусть стихотворений «Кто создан из камня…», «Литературным прокурорам») 2. Первая любовь, становление поэта. А). Они встретились в Коктебеле, на даче Волошина. Марина и Сергей Эфрон. Б). Выразительное чтение стихотворений: «Откуда такая нежность»,«Я с вызовом ношу его кольцо»,«Вот опять окно». В). Дочери Аля и Ирина. Скитание по Москве. Ничего не знала о муже. Г). Вся дальнейшая судьба Сергея Эфрона – обратный путь в Россию. Вывод учителя: Любовь в стихах М. Цветаевой – это поединок роковой, всегда спор, конфликт, ревность. «Мне не нужно любви - мне нужно понимание. Для меня это и есть любовь». 3. Цветаева в эмиграции. А). Размышления и страдания, поиск своего «я». Б). Дочь Ариадна (Аля) о Марине Цветаевой. В). Цветаева и Пастернак. Письма. Г). Чтение наизусть: «Поэма конца», «Поэма горы» (отрывки), «Расстояния, версты, мили», «Рябину рубили...» Вывод: Марина Цветаева тосковала по своей стране, по своей земле, распахивала свое сердце перед людьми. «Я Россию в сердце ношу, в крови своей. И если надо, и десять лет здесь проживу и все же русской останусь». 4. Россия в творчестве Цветаевой» А). «Я по стихам и всей душой своей - глубоко русская». Б). О сборнике «Версты». Российские бесконечные дали... В). Стихи о Москве. «Москва! Какой огромный...» Г). Чтение наизусть «Сироте», «Тоска по родине!», «Век». Д). Последние годы. Трагедия поэта. Учитель: Ребята, что вы можете сказать о своем ассоциационном ряде? Изменился ли он? Вывод: Цветаевой выпала на долю сложнейшая трагедийная эпоха, сотрясавшаяся от грохота социальных битв, не щадившая человеческого сердца. 18 июня 1939 г. она вернулась в Россию вместе с сыном Георгием (Муром). Ее семья наконец-то воссоединилась. Но последнее счастье длилось недолго: арестовали дочь и мужа. Долго скиталась по чужим углам, тряслась над хрупким здоровьем сына. Стихи не печатали. Вместе с сыном едет в Елабугу, в Татарию. Здесь, у последней черты, все чувства Цветаевой достигли своего абсолюта. Тоска полнейшего одиночества и заброшенности, мысли о гибели мужа, трагическое ощущение собственной ненужности привели ее к самоубийству. (Через три года Сын Мур погибнет на войне.) Ученик 1: Поэт умирает – а поэзия его остается. Поэзия Цветаевой вошла в наш дом не крадучись. Ученик 2: Наконец-то и навсегда обрела она читателя – огромного, как океан: народного читателя, которого при жизни ей так не хватало, но в будущую встречу с которым она так верила. Ее имя прочно вошло в историю нашей поэзии. Ученик 1: И если где-нибудь ты есть – Так – в нас… Ученик 2: могли бы мы сегодня сказать ее словами, - А быть или нет Стихам на Руси- Потоки спроси, Потомков спроси. Учитель: Слава к Цветаевой пришла через 44 года после ее смерти, после 1985 года… Поразительно, что сама Цветаева в 20-летнем возрасте предугадала свою неизвестность, свою нелегкую творческую судьбу. Моим стихам, написанным так рано Что и не знала я, что я - поэт... Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Перу Марины Цветаевой принадлежит: 800 лирических стихотворений, 17 поэм, свыше 1000 писем, 8 пьес, около 50 прозаических вещей. Ребята, Людовик говорил: государство – это я. Цветаевская лирика как бы переворачивает формулу: я – это государство, я – это мир, космос. А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд и тест «Марина Цветаева», подготовленные в программе «Word Excel». Песня: « Хочу у зеркала спросить…» Учитель: «Ребята, какое чудо, что судьба наградила Россию Цветаевой! И какое счастье, что мы не бедны и, кроме ее великого «отказничества», были стоицизм Ахматовой, жизнелюбивость Пастернака, мандельштамовское умение видеть свет в аду. …Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все - равно, и все - едино… А еще: «Моя родина везде, где есть письменный стол, окно и дерево под этим окном». Закрепление: 1. Что удивило вас в ее судьбе? 2. Назовите темы ее поэзии, сборники. 3. Под чьим влиянием формировалось ее творчество? (Показ слайдов) Комментирование оценок: Задание на дом: А). Подготовить инд. сообщения: «Марина Цветаева и поэты» (А.Блок, Б. Пастернак, О. Мандельштам, М. Волошин, А.Ахматова, А.Пушкин) | |
|
Всего комментариев: 0 | |