Главная » 2015 Март 19 » Сценарий мероприятия ко дню рождения М.И. Цветаевой для дошкольников
15:41 Сценарий мероприятия ко дню рождения М.И. Цветаевой для дошкольников | |
Цели урока: заинтересовать учащихся личностью М.Цветаевой и её поэтическим творчеством; раскрыть непростые взаимоотношения власти и человека; подвести к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве; формировать у учащихся нравственные качества личности. «Истинная поэзия – это любовь, Мужество и жертва». Ф.Г.Лорка «Я всегда разбивалась вдребезги И все мои стихи – те самые, серебряные, сердечные дребезги». М.И.Цветаева I. Организационный момент. II.1.Вступительное слово учителя. Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Поэзия необыкновенно богата и разнообразна. У каждого своя судьба, свой поэтический голос. Но поэтов разных эпох и поколений объединяет, наверное, одно: мечта о том, чтобы стихи нашли своего читателя и оставили добрый след в его душе. Ведь настоящая поэзия помогает людям жить. Имени М.Цветаевой не было на русском небосклоне целую жизнь, (20 – 80 годы ХХ века). Её наследие огромно: стихи, 17 поэм, размышления, воспоминания, лирические эссе, философские этюды, стихотворные драмы. Марина Цветаева - последний великий трагический романтик Серебряного века. 2. Учитель о теме, целях урока. Анализ эпиграфов. 3. В чём своеобразие лирики М.Цветаевой? (Лирика громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистово внутренне драматична. Главный герой – душа. В одних стихотворениях - сжатая, краткая, выразительная манера, где всё ясно, точно и стремительно в ритме; другие стихотворения мелодичны, задушевны и чарующи). 4.Выступление ученицы. Из письма М.Цветаевой: «Обращаюсь к Вам, потому, что Вы любите мои стихи… Незнакомые люди, те, кого ещё нет, вы только завтра будете (завтра, когда меня не будет). Незнакомые люди, мои читатели, те, которых я жду…» Чтение стихотворения М.Цветаевой «К тебе…» III.1.Беседа с классом. Напомните о происхождении поэта (показ слайдов отца и матери). 2. Имя каждого человека раскрывает его характер. Марина (латинское) – морская. Есть в имени что-то притягательное, по своей энергетике напоминающее то ли набегающую волну прибоя, то ли пружину, готовую вот-вот разжаться. Рано или поздно Марина проявляет силу своего характера. При этом в поведении чаще всего преобладает некоторая порывистость (Из книги «Тайна имени» Дмитрия и Надежды Зима). 3. Расскажите о юношеских годах поэта. Охарактеризуйте сборники «Волшебный фонарь», «Вечерний альбом» (1910г.) 4. Цветаева была знакома со многими поэтами начала ХХ века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Напомните о поэтических кумирах поэта. Чтение учеником стихотворения «К Блоку» с предисловием. 5.М.Цветаева и С.Эфрон. Расскажите об их встрече. Короткий промежуток между встречей и началом Первой мировой войны был единственным в их жизни периодом безбрежного счастья. 5 сентября 1912 года в молодой семье родилась дочь. «Ариадной назвали мы её от поэтического романтизма и высокомерия», - писала М.Цветаева. 6. 1914 году Сергей, студент I курса Московского университета, отправляется на фронт с санитарным поездом в качестве брата милосердия. 13 апреля 1917 года у М.Цветаевой родилась вторая дочь – Ирина. В годы гражданской войны связь с мужем порвалась почти полностью. Напомните, что пишет в письме к своему мужу М.Цветаева? Звучит песня «У зеркала» (музыка М.Таривердиева). 7. Наиболее трудным для М.Цветаевой оказался 1919 год, запомнившийся «самым чёрным, самым чумным, самым смертным». Из дневника поэта: а) «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2года 7мес.) в Борисоглебском переулке в чердачной комнате. Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля… весь запас». б) «Моя дочь Ирина умерла 2 марта 1920года – от голода». в) Чтение ученицей стихотворения «Две руки». 8. Положение Цветаевой, жены белого офицера, оказалось в красной Москве двусмысленным и тревожным, а её характер, резкий и прямой, делал положение ещё и опасным. Свои стихи из «Белого стана» она демонстративно читала на публичных вечерах: Я с вызовом ношу его кольцо… Да, в Вечности – жена, не на бумаге! IV.1. 1 мая 1922 года М.Цветаева с дочерью уезжает к мужу в Берлин. Чтение учеником и ученицей разговора Цветаевой с мужем. Сергей Эфрон: «И все же было совсем не так, Мариночка, как ты пишешь в сборнике «Лебединый стан». Марина Цветаева: «Что же было?» Эфрон: «Была братоубийственная и самоубийственная война, которую мы вели, не поддержанные народом, было незнание, непонимание нами народа, во имя которого, как нам казалось, мы воевали…» Цветаева: « Но как же вы, Серёженька…» Эфрон: « А вот так: представь себе вокзал – все лезут в вагоны, отпихивая и втягивая друг друга... Втянули и тебя; третий звонок, поезд трогается – минутное облегчение, - но вдруг осознаёшь со смертным ужасом, что в роковой суете попал – впрочем вместе со многими! – не в тот поезд, что твой состав ушёл с другого пути, что обратного хода нет – рельсы разобраны. Обратно, Мариночка, можно только пешком – по шпалам – всю жизнь». 2. Географическая справка о пребывании в эмиграции: Берлин, Прага, Париж, пригороды Парижа. Рябину Рубили Зорькою Рябина – Судьбина Горькая Рябина – Седыми Спусками, Рябина – Судьбина Русская. 3.Творческая натура М.Цветаевой. Вспомните, кем она увлеклась в Праге? Любовь – долг, любовь – страсть. Объясните её выбор. Звучит запись песни «Мне нравится» (музыка М.Таривердиева, исполняет Алла Пугачева). Анализ композиции и содержания. Ценность стиха – в смысловой запутанности, как бы паутине чувств. Что чувствует героиня, она вероятно, и сама не понимает. Многогранность чувств свойственна стихам М.Цветаевой, благодаря этому качеству её поэзия передаёт сущность всей человеческой жизни. 4. 1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. Из дневника: «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью». Географическая справка: Пригороды Парижа: Мокропсы, Медон, Кламар, Ванв. Из дневника: «Действующие лица жизни: колодец часовней, куда чаще всего по ночам бегаю за водой, - цепной пёс – скрипучая калитка. Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете…» 5. Почему М.Цветаева не нашла своего места в белоэмигрантской среде и литературной среде русского зарубежья? В чём состояла личная драма поэтессы? Что побудило её к возвращению на Родину? 6. 1937-ой год - возвращение дочери и мужа в Россию. Комментарии к слайду «С сыном». Чтение учеником стихотворения «Родина» и его анализ. Истоки её характера – в любви к родине, к России, к истории, к слову. Она выстрадала эту любовь. Надежда, что сын, которого она благословляет на возвращение в свой край, не будет «отбросом своей страны». 1939-ый год – возвращение в Москву. «Здесь я не нужна, там я невозможна», - писала она в одном из писем. Какова судьба семьи М.Цветаевой после возвращения на Родину? Комментарии к слайду – последней фотографии Цветаевой 1941 года. V.1. 1941 году М.Цветаева написала такие строки: О, чёрная дыра, Затмившая весь свет! Пора – пора – пора Творцу вернуть билет. Отказываюсь – быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь – жить. С волками площадей Отказываюсь – выть. С акулами равнин Отказываюсь – плыть Вниз – по теченью спин. Не надо мне ни дыр Ушных, ни вещих глаз. На твой безумный мир Ответ один – отказ. На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше осталось просто человеческое существование – и того в обрез. Надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы. Под гнётом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, в Елабуге она покончила с собой 31 августа 1941 года. 2. А как же сын? Когда настал его час? Нас родина не позовёт! Езжай, мой сын, домой – вперёд – В свой край, в свой век, в свой час… 3. Стихи умеют ждать своего часа. А когда сбудется мечта поэтов – произойдёт чудо – соприкосновение душ людей, разделённых огромным временным пространством. Чтение ученицей стихотворения Б. Окуджавы У поэта соперников нету Ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, Он кричит не о вас – о себе. Руки тонкие к небу возносит, Жизнь и силы по капле губя. Догорает, прощения просит: Это он не за вас – за себя. Но когда достигает предела И душа отлетает во тьму … Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому. То ли мёд, то ли горькая чаша, То ли адский огонь, то ли храм … Всё, что было его, - нынче ваше. Всё для вас. Посвящается вам. 4. Когда ещё Георгий был маленьким, М.Цветаева писала: «Мне всё время хочется написать своё завещание. Не вещественное – у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение». Ребята, через три месяца мы, родители и учителя, попрощаемся с вами. Вы уйдёте в большую жизнь. Нравственное завещание Марины Цветаевой вечное. Я как учитель и как мама очень хочу, чтобы вы разумом поняли наказ поэта и душой приняли эти строчки. Пусть это будет в каждом из вас. Учитель читает «Письмо детям» Марины Цветаевой и раздаёт каждому ученику. Письмо детям Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы – люди или нелюди, - как мы. Но говорят, что вы – есть, что вы – особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому: Никогда не говорите, что все делают: у всех второе имя – никто, и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает», - отвечайте: «А я – кто!» Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно». Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они – родители, для самих себя – я. Не исчерпайте их – их родительством. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда – рука не поднимется! Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут – свой останется. Марина Цветаева VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Задание на дом. | |
|
Всего комментариев: 0 | |