Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов в начальной школе
15:52 Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов в начальной школе | |
Цели: Обучающие: учить школьников анализировать поэтическое произведение учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонаций формировать представление об историческом прошлом учить работать с произведением, ориентироваться в тексте учить рассуждать обогащать словарный запас учащихся. Развивающие: пробуждать интерес к истории своей Родины развивать познавательную активность детей развивать самостоятельность учащихся развивать устную речь учащихся Воспитательные: формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины воспитывать патриотизм прививать интерес к книге, к чтению раскрыть нравственный смысл произведения воспитывать эстетические чувства прививать навыки умственного труда. Оборудование: портрет Н.А.Некрасова; выставка книг писателя; словари, компьютерная презентация «Творчество Некрасова»; компьютер; I. Орг.момент. II. Индивидуальные домашние задания. Заранее предложим нескольким ученикам подготовить сообщение о детстве Н.А.Некрасова (слайд 2,3,4); творчество Н.А.Некрасова (слайд 5,6,7,8). Учитель предлагает детям карточки с текстами. Задание может варьироваться в зависимости от уровня литературного развития ученика. Пересказать текст, соблюдая стилистические особенности. Пересказать текст. Прочитать текст выразительно. III. Первичное знакомство с текстом. (Слайд 9) Стихотворение читает учитель. После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Важно прояснить, что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что задуматься; какими вами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные); что интересного заметили ребята в стихотворении. Если школьники приучены к подобной рефлексии, то они уже после первого прочтения делают множество наблюдений, что весьма способствует качественному анализу текста. Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание. - Мы уже с вами заметили, что «Однажды, в студеную зимнюю пору…» является частью большого произведения «Крестьянские дети». Подумайте, из каких же частей состоит это стихотворение. (Если ученики затрудняются, поможем им вопросами). - С чего начинается стихотворение? (Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте). - До каких слов идет рассказ об этом? («…Так рядом с Гаврилой…-т «Услышит. Молчи!») - Это значит, что со слов после черты «О, милые плуты! Кто часто их виде…» идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте? (Дети ответят, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».) Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись барина, но постепенно осмелели. - Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? (Собака рассказчика по кличке Фингал стала выполнять команды не только хозяина, но и крестьянских детишек, и сарай сразу превратился в цирковую арену. Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти не могла, Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!) -Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте. - Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории? Важно, чтобы ребята представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные истории, которые приключались с ними в жизни и на охоте. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию рассказчик – слушатели. На доске или в тетрадях можно оформить таблицу. Будем заполнять ее по ходу анализа. Часть Содержание Рассказчик Слушатели 1 Встреча охотника с крестьянскими детьми. Охотник Друзья, гости. 2 Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом Журналист, публицист. Читатель из дворян, из общества образованных людей. 3 Обращение к крестьянским детям Гражданин, который думает о будущем народа. Крестьянские дети 4(1) Встреча охотника с крестьянскими детьми Охотник Друзья, гости - История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения? Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку или сравнить с домиком, где начало и конец – стены, а в нутрии есть комнаты. Мы рассмотрим образ дома. У нас есть стены дома – начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома. Сообщение учеников Попросим выступить учеников, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ребятам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Комментированное чтение. Дети читают текст.(Слайд 11) - Почему автор называет крестьянских детей «милые плуты»? (Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.) - «О милые плуты!»- этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание? - В первом отрывке рассказчик- охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке? Первое, что заметят дети, - меняется адресат. В тексте он назван: «читатель», причем читатель, скорее всего, из привилегированного сословия – автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого рода». Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист. С публицистическим пафосом обращающихся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «…Я все-таки должен сознаться открыто, // Что часто завидую им…» - Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «в их жизни так много поэзии слито»? (Слайд 12) - Кого автор называет «балованными детками»? - Как вы понимаете строки: « Счастливый народ! Ни науки, ни неги // Не ведают в детстве они»? 2.Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги…» до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали». - Кто «делывал с ними грибные набеги»? ( Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.) - Что значит «грибные набеги»? Почему автор употребляет слово «делывал»? Какой у него смысловой оттенок? - О какой ситуации говорится в первых четырех строчках этого отрывка? (Слайд 10) Я делывал с ними грибные набеги: Раскапывал листья, обшаривал пни, Старался приметить грибное местечко, А утром не мог ни за что отыскать. (Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик нет.) - Савося – уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью? (Севастьян.) - Почему дети клали змей на перила моста? (В русских народных сказках богатыри сражаются со змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.) 3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была…» до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ…» - Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит? (Вологжанин – житель города Вологды. Лудильщик – рабочий, который лудит(покрывает специальным сплавом олова) посуду. Портной – мастер по шитью одежды. Шерстобит – работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.) (Слайд 13) - Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то строки становятся короче. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему? - Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда? Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда – то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и дорога была единственным способом узнать о мире и о жизни. - Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися - // Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»? (Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» ( с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья до Казани.) - Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек? 4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!... До полдня грибы собирали» до слов: «… Бояться смиреной лошадки своей?» Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. - Чем закончился поход за грибами? - Что делают дети, вернувшись домой? 5. От «Грибная пора отойти не успела…» до «Живого в деревню тащат с торжеством…». - Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, // Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря // Закокав птенцам». - Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации. (Из шести предложений четыре – восклицательные.) - Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка? 6. От «- Довольно, Ванюша! гулял ты немало…» до «Ванюша в деревню въезжает царем…». - Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб. - Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца. (Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы. Навить сено – накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и « в деревню въезжает царем».) -Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай…) 7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста. От «Однако же зависть в дворянском дитяти…» до «Зато ему рано знакомы труды…» - Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно, иронично? - Автор хочет сказать , что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только нарядную сторону жизни крестьянских детей? - Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор? - Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует. - Поставьте логические ударения в строках: «… Но вырастет он, если Богу угодно, // А сгибнуть ничто не мешает ему». 8. От « Однажды, в студеную зимнюю пору…» до «В которых так много любви!». - Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового? - Почему рассказчику сначала кажется, что « как будто все это картонное было», что он попал в детский театр? - Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»? -Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях? Если дети еще не знают термина антитеза, можно использовать понятное им слово противопоставление. -Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка. …Те честные мысли, которым нет воли, Которым нет смерти – дави не дави, В которых так много и злобы и боли, В которых так много любви! - Как вы думаете , что за мысли мучают автора? Почему в них соединяются и злоба, и боль, и любовь? Как эти мысли выражены поэтом в прочитанном нами стихотворении «На Волге»? Важно, чтобы ученики поняли, что мысли о крестьянских детях, об их дальнейшей судьбе вызывают у поэта мысль о судьбе России и всего русского народа. Любовь к России смешивается с мучительным чувством боли за нее. 9. Читаем и комментируем последний отрывок. (Слайд 14,15,16) От «…Играйте же, дети! Растите на воле!...» до «…Проводит вас в недра землицы родной!...» - К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого еще? (Заполняем таблицу) - Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства? -Как вы думаете, какое «вековое наследство» призывает хранить поэт? («Вековое наследство»- это лучшие традиции народа: любовь к родине, к родной земле, ощущение ее красоты, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.) - Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего «дома», то есть между началом и концом, где рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? На каком приеме они построены? Предыдущая работа поможет ребятам увидеть две большие части(можно сказать – «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную» сторону жизни и трудную, тяжелую сторону. Светлая сторона: 1-6-й отрывки. Трудная сторона: 7-8-й отрывки. Девятый отрывок- кульминационное обращение к детям- в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом. Домашнее задание Разделим между учениками девять прочитанных отрывков и предложим каждому приготовить выразительное чтение. Четырем сильным ученикам поручим подготовить выразительное чтение и комментарии к первой и четвертой частям стихотворения: по два ученика на каждый отрывок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |