Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов для старшеклассников
15:52 Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов для старшеклассников | |
Цель: познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность ; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля. Ход урока I. Организационный момент Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок Тихо в школе Тихо в классе Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь II. Разминка (слайды презентации от 1-го до 6-го). «Задуй свечу» Таблица Шульте. Жужжащее чтение. Чтение чистоговорки. Чтение скороговорки. III. Проверка домашнего задания. - С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого) - Немножко вспомним. Игра «Отгадай» Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу (быль «Прыжок»). Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам. («Зайцы»). Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (рассказ «Лебеди»). Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти (былина « Как боролся русский богатырь»). С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями (сказка « Два брата»). Пусти меня прежде на дерево. Я оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя (басня «Белка и волк»). Игра «Слово» - Я буду называть слово, а вы должны сказать значение этого слова. Печенеги – кочевое племя, совершавшие набеги на Русь Побрани – поругай Одолеет – победит Кушак – матерчатый, широкий пояс Итог. IV. Изучение нового материала. 1. Сообщение темы и цели урока. - Откройте стр.159 – содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков. - Прочитайте, что мы будем читать? (дети читают) 2. Вступительная беседа. (слайды 8-12) Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…» Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях. - Чтобы лучше представить то историческое время , в котором жил Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского. ( Слайды 13- 15) - Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались? - Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока. -Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке. - Какова цель урока? Познакомимся… Научимся выразительно… Анализировать … 3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа (стр. 123). - Понравилось вам стихотворение? Чем? - Какие слова непонятны? Извилистая река - изгибистая , петлистая Вязы – лиственные деревья Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия Гурьбой – все вместе Река огласилась- наполнилась громкими звуками Зной –жара Лукошко – корзинка 4. Физкультминутка. А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли! Руки в стороны, вперед. Потянулись и нагнулись, В исходное положение вернулись! Повернулись влево - вправо, вправо-влево! Тихо сели. Вновь за дело 5. Повторное чтение. — Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение? (Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей). 6. Анализ стихотворения. - О ком рассказывает поэт? - Где собирались ребята? (у старинных вязов) - О чём они говорили? Найдите. - Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы) - После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке) - Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах). - Какие чувства испытывает автор от того , что он увидел детей? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям) 7. Выразительное чтение стихотворения. - самостоятельное чтение. - конкурс на выразительное чтение. 8. Работа в тетради. Задание «Поиск». V. Итог. - С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке? - Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх) - Что нового вы узнали на уроке? - Понравился ли вам урок? - Что было интересным на уроке для вас? Оцените свою работу. Оцените работу всего класса. Домашнее задание: стр.123-124- выразительное чтение. | |
|
Всего комментариев: 0 | |