Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов для дошкольников
15:54 Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов для дошкольников | |
Тема: “Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ…” Н.А. Некрасов Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова. Задачи: - вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности; - развивать творческие способности детей, память, речь, внимание; - воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства. Учитель (приложение 1: рисунок 1) В минуту унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. И русскую деву влекли на позор, Свирепствовал бич без боязни, И ужас народа при слове “ набор” Подобен был ужасу казни? Был гуще невежества мрак над тобой, Удушливей сон непробудный, Была ты глубоко несчастной страной, Подавленной, рабски-бессудной. Довольно! Окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учиться быть гражданином, Давно ли народ твой игрушкой служил Позорным страстям господина? Потомок татар, как коня выводил На рынок раба-славянина, И ношу твою облегчила судьба, Сопутница дней славянина! Ещё ты в семействе покуда - раба, Но мать уже вольного сына!. Творчество Н.А. Некрасова… В течение шести уроков мы жили, чувствовали, сопереживали с героями русского поэта. Сегодня у нас заключительный урок. Он необычен, Это урок-драматизация. Частичка каждого прожитого урока – здесь. Мы в эпохе XIX века. (Мелодия “Русь”) Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край Что выводит из народа Столько славных то и знай. Столько добрых, благородных, Сильных, любящих душой Посреди тупых, холодных И напыщенных собой. П.И. Чайковский “Времена года”(Некрасов работает в кабинете, смотрит в окно…) Некрасов: Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу… Колосья: Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна, купая в пыли! Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет, и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвели, колосились? Нет! Мы не хуже других – и давно В нас налилось и созрело зерно. Не для того же пахал он и сеял, Чтобы нас ветер осенний развеял! Некрасов: Знаю причину, скажу вам ответ Вашему пахарю моченьки нет. Знал для чего и пахал он и сеял, Да не по силам работу затеял. Плохо бедняге – не ест и не пьет, Червь ему сердце больное сосет, Руки, что вывели борозды эти, Высохли в щепку, повисли, как плети, Очи потускли, и голос пропал, Что заунывную песню певал. Некрасов: Душно без счастья и воли! (Собирается и выходит на улицу) Некрасов: Славная осень! Здоровый ядреный Воздух усталые силы бодрит. (На своем пути встречает деда Мазая) Некрасов: Старый Мазай! …разболтался в сарае. (Некрасов подсаживается к Мазаю) Мазай: В нашем болотистом, низменном крае Впятеро больше бы дичи велось, Кабы сетями ее не ловили, Кабы силками ее не давили; Зайцы вот тоже, - их жалко до слез! Только весенние воды нахлынут, И без того они сотнями гинут,- Нет! Еще мало! Бегут мужики, Ловят и топят, и бьют их баграми. Где у них совесть?.. Я раз за дровами В лодке поехал – их много с реки К нам в половодье весной нагоняет,- Еду, ловлю их. Вода прибывает. Вижу один островок небольшой – Зайцы на нем собралися гурьбой. С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам; уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину. Тут я подъехал: лопочут ушами Сами не с места; я взял одного, Прочим скомандовал: прыгайте сами! Прыгнули зайцы мои, - ничего! Только уселась команда косая, Весь островочек пропал под водой. “То-то !- сказал я , не спорьте со мной! Слушайте,зайчики, деда Мазая!” Мимо бревно суковатое плыло Сидя, и стоя, и лежа пластом, Зайцев с десяток спасалось на нем. “Взял бы я вас - да потопите лодку!” Жаль их, однако, да жаль и находку – Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок… Было потехи у баб , ребятишек, Как прокатил я деревней зайчишек: “Глянь-ко : что делает старый Мазай!” Ладно! Любуйся, а нам не мешай! …К берегу плотно бревно я пригнал, Лодку причалил – и “с Богом!” сказал... Мигом команда моя разбежалась, Только на лодке две пары осталось – Сильно измокли, ослабли; в мешок Я их поклал- и домой поволок. За ночь больные мои отогрелись, Высохли, выспались, плотно наелись; Вынес я их на лужок; из мешка Вытряхнул, ухнул – и дали стречка! Я проводил их все тем же советом: “Не попадайтесь зимой! Я их не бью ни весною, ни летом, Шкура плохая, - линяет косой…” Некрасов: Золото, золото Сердце народное. (Звучит русская народная колыбельная.) Некрасов заходит в крестьянский дом. (Приложение 1: рисунок 2) Крестьянка: Играйте, детушки, пока! Я сарафан почти дошила; Сейчас буренку обряжу, Коня навяжем травку кушать, И вас в ту рощицу свожу – Пойдем соловушек послушать. Там их, что в кузове груздей, У нас нет места веселей; А в роще, милые мои, Под разговор и смех народа Поют и свищут соловьи Звончей и слаще хоровода! И хорошо и любо всем… Да только – (Клим, не трогай Сашу!) Чуть-чуть соловушки совсем Не разлюбили рощу нашу. (Звучит пение соловья) Тут много их ловили, Ну, испугалися сетей, Да мимо нас и прокатили! Весна! А роща как немая Стоит – гостей залетных нет! Взяла крестьян тоска большая. И положили меж собой – Умел же Бог на ум наставить – На той поляне, в роще той Сетей, силков вовек не ставить. И строго – настрого запрет От деда к внуку переходит, Зато весной весь лес гремит. Что день, то новый хор прибудет… И строго – настрого запрет От деда к внуку переходит, Зато весной весь лес гремит. Что день, то новый хор прибудет… Запомнить надобно и вам, Избави Бог тут ставить сети! Ведь надо ж бедным соловьям Дать где-нибудь и отдых, дети… Сын крестьянки: А есть ли мама для людей Такие рощицы на свете? Крестьянка: Нет мест таких без податей И без рекрутчины нет, дети. А если б были для людей \ Такие рощи и полянки, Все на руках своих детей Туда бы отнесли крестьянки. ( Некрасов на тройке подъезжает к железнодорожному вокзалу, садится в вагон.) Некрасов: Все хорошо под сиянием лунным. Всюду родимую Русь узнаю… Быстро лечу я по рельсам чугунным, Думаю думу свою… Попутчики 1 Добрый папаша! К чему в обаянии Умного Ваню держать? Вы мне позвольте при лунном сиянии Правду ему рассказать. 3. Он –то согнал сюда массы народные. Многие в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе. 2. Труд этот, Ваня, был страшно громаден – Не по плечу одному! В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. 4. Прямо дороженька: насыпи узкие, Столбики, рельсы, мосты. А по бокам – то все косточки русские… Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты? (Появляется толпа мертвецов: люди, которые строили железную дорогу.) Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда… Все претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! Братья! Вы наши плоды пожинаете! Нам же в земле истлевать суждено… Все ли нас, бедных, добром поминаете Или забыли давно? Попутчики: 1. Эту привычку к труду благородную Нам бы не трудно с тобой перенять… Благослови же работу народную И научись мужика уважать. 2. Да не робей за отчизну любезную.. Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что господь ни пошлет! 3. Вынесет все – и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется – ни мне, ни тебе. Некрасов: Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг. Кто же, в ком честь не уснула, Кто примириться бы смог? Звучит “Лунная соната” Бетховена. (Некрасов подъезжает к барскому дому.) (Мальчик Саша в кабинете отца внимательно рассматривает портрет генерала.) Саша: “Кто это? Кто?” Папа: “Это дедушка твой”. Саша: “Что же не вижу его я?” (Папа молчит, вздыхает.) Саша: “Папа, чего ты вздыхаешь? Умер он жив? Говори!” Папа: “Вырастишь, Саша, узнаешь”. Саша: “Дедушку знаешь, мамаша? Ты мне скажи про него, Мама! Не добрый он, что ли, Что я не вижу его? Ну, дорогая! Ну, сделай Милость, скажи что-нибудь!” Мама: “Нет, он и добрый и смелый, Только несчастный…” (Мама плачет.) Саша: “Что же ты, мама, рыдаешь, Слова не хочешь сказать! Мама: “Вырастишь, Саша, узнаешь. Лучше пойдем-ка гулять…” Папа: “Скоро увидишь ты деда!” Саша: “Что-то он долго не едет?”… Папа: “Друг мой, далек ему путь!” (Приезжает дед.) Саша: “Дедушка! Дедушка! Где ты Жил – пропадал столько лет? Где же твои эполеты? Что не в мундир ты одет? Что на ноге ты скрываешь? Ранена что ли рука?” Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь Ну, поцелуй старика”. Саша: “Где ж пропадал ты так долго?” Дедушка: “Был я далеко – далеко”. Саша: “Где же?... Что ж, хорошо ли там было?” Дедушка: “Лучше не спрашивай, милый! Глухо, пустынно, безлюдно, Степь полумертвая сплошь. Трудно, голубчик мой, трудно! По году весточки ждешь, Видишь, как тратятся силы – Лучшие божьи дары, Близким копаешь могилы, Ждешь и своей до поры… Медленно – медленно таешь”. Саша: “Что ж ты там , дедушка, жил?” Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь!” Саша: “Дедушка, слышишь, хочу я Все непременно узнать!” Дедушка: “Тебе не понять. Надо учиться, мой милый! Все расскажу, погоди! Пособерись-ка ты с силой, Зорче кругом погляди. Умник ты, Саша, а все же Надо историю знать И географию тоже. Ну…а покуда подумай, То ли ты видишь кругом? Вот он, наш пахарь угрюмый, С темным, убитым лицом: Лапти, лохмотья, шапчонка, Рваная сбруя; едва Тянет косулю клячонка, С голоду еле жива! Голоден труженик вечный, Голоден тоже, божусь! “Эй! Отдохни-ко, сердечный! Я за тебя потружусь!” Саша: “Дедушка! Где научился Ты так отлично пахать? Точно мужик управляешь Плугом, а был генерал?” Дедушка: “Вырастишь, Саша, узнаешь, Как я работником стал!” Папа: “Время проходит, исправно Учится мальчик всему- Знает историю славно (Лет уже десять ему) Бойко на карте покажет И Петербург, и Читу, Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит и видит… Дедушка: “Пора рассказать…” ( Звучит мелодия “Русь”.) Некрасов возвращается домой, продолжает работу в кабинете. (Приложение 1: рисунок 3) Учитель: Народ может простить писателям многое, но не может простить молчания во времена, когда решается его судьба. Вот и подошел наш последний урок по творчеству Николая Алексеевича Некрасова. Работа в каждой группе была проделана большая, это был нелёгкий кропотливый труд. Поэтому я оцениваю ее высшим баллом. С творчеством этого великого писателя вы еще ни раз встретитесь и в школе, и в жизни. Мне бы хотелось услышать, каким вы увидели и почувствовали этого человека? Какой он? Ваши мнения. Учащиеся: (Переживает за бедных; сочувствует обездоленным; восхищается талантом народа; неравнодушный человек; мечтает о лучшем будущем, о будущем для народа; сочувствие к страданиям простого человека; любовь к Родине.) Учитель: А кто желает прочесть то, что мы не слышали еще сегодня? (Учащиеся читают стихи Н.А. Некрасова) | |
|
Всего комментариев: 0 | |