Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов 4 класс
15:48 Сценарий литературной викторины Н.А. Некрасов 4 класс | |
Цель урока: учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями "риторический вопрос", "баллада", "ирония"; развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли; воспитывать в детях гражданские чувства. Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска. Наглядность: мультимедийная презентация (приложение 1), памятка "Гражданин" (приложение 2). Предварительные задания: подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога" (индивидуальное задание); повторить определение следующих терминов: "риторический вопрос", "баллада", "ирония"; подготовить выразительное чтение последних 3-х строф второй главы стихотворения Н.А.Некрасова "Железная дорога". Ход урока I. Вступительное слово учителя (слайды 1 и 2) - Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Эпиграфом к уроку взяты строки из его известного стихотворения "Поэт и гражданин": Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов - достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта - чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя - простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, - и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта. /Сообщение ученицы (слайды 3, 4, 5, 6)/ II. Анализ I главы стихотворения. - Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому - стихотворение "Железная дорога". Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов. 1. Словарная работа (слайды 7, 8) ядрёный - свежий, здоровый кочи - кочки обаяние - незнание правды, неведение - Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун) лопата - заступ подрядчик - лицо, нанявшее рабочих лабаз - помещение для хранения муки или зерна; лабазник - торговец, владелец лабаза присадистый - приземистый, плотный недоимка - долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему. 2. Прослушивание 1 главы стихотворения (слайды 9,10,11). 3. Беседа по вопросам: - Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж). - Каким настроением она проникнута? (бодрости, ясности, покоя). - Какое восклицание повторяется дважды? ("Славная осень!"). - Какая строка передаёт состояние умиротворения? ("Всё хорошо под сиянием лунным"). -Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части? (Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство). -Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь. - Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый, ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо). - Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие) (слайд 12) - Нет безобразия в природе - эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения. III. Работа над II главой стихотворения. 1. Беседа. - Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей). -По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги. - Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода. -Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: "А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?" - Черты какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада) Баллада - это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим. (слайд 13) -Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья? -Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический) (слайд 14) 2. Словесное рисование. - Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса). - А теперь зачитайте его описание в стихотворении. - Какие чувства вызвало у вас описание белоруса? (слайд 15) 3. Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого "Ремонтные работы на железной дороге" (слайд 16) - Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли поэта? - Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему 4. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы. - Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее - преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа). IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения. 1. Беседа. - Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ? - А вы согласны с этим мнением? - Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему? - Как поступает с рабочими купчина? - Какой оттенок звучит в словах подрядчика "И - недоимку дарю!..."? (издевательски). - Каково авторское отношение к изображаемому? - Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения? (ирония) Ирония - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение) (слайд 17) 2. Вывод: "Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?.." - таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остаётся тягостное, безрадостное впечатление. Этот вопрос - крик души поэта, который любит свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны - дело глубоко личное. Человека, который ":как свои, на теле носит // Все язвы Родины своей". V. Работа с памяткой. 1. Беседа. Итак, сделаем вывод: - Какими чертами характера обладает автор этого стихотворения? - Можно ли его назвать достойным, подлинным гражданином? Почему? - Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку (слайды 18,19). Гражданин-человек, который - любит - проявляет - осознаёт - интересуется - гордится - проявляет - протестует 2. Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин - это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа. 3. Раздача памяток. Я сейчас вам раздам памятки "Гражданин". Очень хочется, чтобы вы воспитывали в себе эти качества и были достойными гражданами своей страны, такими, каким был Н.А. Некрасов. VI. Итоги урока. Выставление оценок. VII. Инструктаж по домашнему заданию: наизусть 3 строфы (на выбор), ответить на вопросы, повторить определение терминов или написать мини-сочинение на тему "Я - гражданин своей страны". | |
|
Всего комментариев: 0 | |