Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова для дошкольников
16:40 Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова для дошкольников | |
Цели урока: Познакомить со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Вести работу над выразительным чтением, над развитием устной речи, над точностью и ёмкостью слов в стихотворении и обогащением словарного запаса. Помочь ребятам проникнуться высоким чувством патриотизма, ощутить гордость за своих далеких предков, желание быть не только достойными их, но и преумножить их славу. Развивать воображение через картины и людей, изображенных в стихотворении. Тип урока: Урок открытия нового знания. Место данного урока в теме: Глава 6 «Планета поэзии. От великого до малого» (2 часть). Оборудование: Выставка книг по теме: Л.Н. Толстой «Война и мир», Тарле (франц.) «Наполеон», М. Цветаева «Генералы 1812 года», М. Ю. Лермонтов «Бородино» (в разных изданиях). Учебник литературного чтения Чуракова Н.А., 4 класс, 2 часть (РСО Л.В. Занкова). Задания по группам на карточках. Презентация к уроку. Домашнее задание к уроку: Выразительное комбинированное чтение стихотворения «Бородино» (3 группа учащихся). Литературно-исследовательская работа для 3 группы: при чтении стихотворения найти строчки, которые указывают на военную специальность рассказчика, и назвать ее. Ход урока I. Орг. момент. Начинается урок, Должен вам пойти он впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. II. Актуализация знаний. (1 слайд) Учитель: На экране картина Сергея Герасимова. Назовите, кого видите на картине. Дети: Мы видим Кутузова и русских генералов. А еще справа идет большое сражение. Учитель: Кто догадался, как называется это сражение? Дети: Я думаю, что это Бородинское сражение. Учитель: Откуда вы это знаете? Дети: Мы об этом читали на уроках окружающего мира и на факультативе «Я – гражданин России». Учитель: Прочитаем название картины (высвечивается название картины на экране). С. Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле». Комментарий: картина С. Герасимова и ряд вопросов позволили воспроизвести те исторические события и знания, которые необходимы детям на данном уроке по теме. III. Постановка учебной задачи. Учитель: Сохранить для потомков память о славном прошлом нашего народа помогли не только художники, но и писатели, и поэты. (2 слайд) Выставка книг. Войне с французами посвятил свой роман Л.Н. Толстой «Война и мир», французский писатель Тарле написал роман «Наполеон», М. Цветаева стихотворение «Генералы 1812 года», М.Ю. Лермонтов стихотворение «Бородино». Как вы думаете, о чем мы сегодня будем читать и говорить на литературном чтении? Дети: Я думаю, что о Бородинском сражении. (3 слайд) Наша тема урока: Отечественная война 1812 года. М.Ю. Лермонтов «Бородино». (1814-1841 гг.) Учитель: Что заставило Лермонтова взяться за написание этого стихотворения? Дети: Может быть, он любил читать или слушать рассказы о войне? Может быть, у него дедушка воевал? А может быть, он в детстве хотел стать солдатом? Учитель: Изучите даты, записанные в теме урока, они помогут вам ответить на этот вопрос. Дети: Поэт родился через 2 года после Бородинского сражения. Значит, он был маленьким, и, наверное, слышал рассказы об этой войне от её участников. (4 слайд) Учитель: Вы правы, с детства он слышал воспоминания участников великой битвы. Их рассказы о подвигах русского солдата, их любовь к родной земле, к Москве – взволновали маленького Мишу. Эти чувства он пронес через всю свою жизнь и в 1837 году написал стихотворение «Бородино». В 2007 году этому стихотворению исполнилось 170 лет. Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель – вовлечь детей в учебную деятельность, используя подводящий и побуждающий диалог, обеспечить условия для появления проблемы в теме. IV. Открытие новых знаний. 1. Словарная работа (по учебнику в парах): Учитель: В этом стихотворении много новых и трудных слов, связанных одной темой. Вы ее назовете после прочтения лексических значений слов. Открыли учебник с. 10 -11 (самостоятельное чтение). Какой темой связаны данные слова? Дети: Мы думаем, что здесь перечислена военная техника того времени. Учитель: Да, действительно это военная техника войск начала 19 века. 2. Комбинированное чтение. (Учитель и подготовленные ученики 3 группы) Комментарий: на данном этапе урока ставилась цель - обогащение словарного запаса детей; знакомство с текстом произведения. V. Первичное закрепление. 1) Учитель: Вы прослушали стихотворение. Что вас тронуло в этом стихотворении? Дети: Как русские солдаты защищали свою родину. Как тяжело было нашим солдатам в этом сражении. Как они переживали, что позади Москва, и отступать нельзя. Учитель: Какие чувства вызвало оно у вас? Дети: Чувство гордости за наших солдат. Чувство восхищения их мужеством и храбростью. Комментарий: вопросы были нацелены на то, чтобы проверить, как литературный материал влился в душу ребенка, как они поняли патриотическую идею стихотворения. 2) Работа над лирическим героем стихотворения. Учитель: Между кем происходит разговор? Дети: Я думаю, между мальчиком и дядей. Учитель: Давайте представим себе лирического героя, от лица которого ведется рассказ. (5 слайд): (высвечивается таблички по ходу рассуждения) Учитель: В каком он был возрасте, когда рассказывал мальчику о том далеком сражении? Дети: Я думаю, что старым человеком. Учитель: А в каком возрасте был герой – рассказчик во время Бородинского сражения? Дети: Я думаю, что молодым. Учитель: Как вы думаете, кто он был по званию: простой солдат или офицер? Дети: Мне кажется, что он был простой солдат. Учитель: Как вы догадались? Дети: Он сражался и был в перестрелке. 3) Литературно – исследовательская работа (д/з 3 группы) Учитель: Третьей группе было дано домашнее задание: найти строчки, которые бы указывали на военную специальность героя – рассказчика и назвать её. Кем же он был? Дети: Мы нашли следующие строчки для доказательства: «Забил заряд я в пушку туго…» «Прилёг вздремнуть я у лафета…» Поэтому мы считаем, что он был артиллеристом. Учитель: Молодцы ребята. (6 слайд): Учитель: Лафет (на картине) – станок, на котором укрепляется пушка. И вот этот старый солдат, артиллерист рассказывает все то, что однажды видел и пережил. 4) Учебник с. 11 задание 3, вопрос 1. Учитель: Можно ли назвать героя хорошим рассказчиком? Дети: Я думаю, можно. Учитель: Почему? Дети: Потому что интересно читать. Узнали много нового об этом сражении. Учитель: Хороший рассказчик – это тот, кто смог передать не только события, но и настроение и переживания людей. VI. Самостоятельное чтение стихотворения. Задание: разделить рассказ ветерана на 2 части, определить границы каждой части. (1 часть «Перед битвой», 2 часть «Битва») Учитель: Какой строкой заканчивается первая часть рассказа? Дети: «И только небо засветилось…». Комментарий: в процессе выполнения задания обучающиеся приобретают опыт самостоятельной читательской деятельности. Физ. минутка. VII. Включение в систему знаний и повторений. Работа по содержанию текста и подготовка к выразительному чтению (работа в группах, задания на карточках, проверка по слайдам). (7 слайд): 1) 1 группа: вопросы по первой части стихотворения. Какое чувство было у солдат русской армии перед битвой? Докажите строчками текста. Дети: Чувство досады, злости. Какое желание было у русских солдат? Дети: Сразиться с врагом. Как такие строчки следует читать? Прочитайте выразительно. Дети: Очень серьезно и даже торжественно. Почему перестрелку перед боем ветеран называем «безделкой»? Дети: Она не решала исход битвы. Каких предложений по интонации больше в первой части? Какую роль они играют? Дети: Восклицательных. Они помогают почувствовать настроение русских солдат перед боем, их желание победить. (8 слайд): 2 группа: Вопросы по второй части стихотворения. Какой момент боя рассказчик считает самым важным и главным? Зачитайте. Дети: Где есть строчки про рукопашный бой. В каком темпе надо читать картины эпизода боя? Почему? Дети: Быстро, стремительно, т.к. картины боя быстро сменяют одна другую. Какие звуки можно услышать в этом сражении? Прочитайте. Дети: Звуки булата, картечи, залпы орудий. 3 группа: вопросы по второй части стихотворения. Когда и почему старый солдат вспоминает своего командира – полковника? Дети: Когда наступает день сражения, потому что солдаты дали клятву верности стоять до последнего. Найдите эти строки. С каким чувством нужно их прочитать? Дети: С чувством гордости и любви к своей Родине. (9 слайд): Учитель: Давайте прочитаем эти строки вместе. «Ребята! Не Москва ль за нами! Умрёмте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Комментарий: Анализ стихотворения и подготовка к выразительному чтению проводились через работу в группах. Именно на этапе самостоятельной работы решались задачи нравственного, патриотического воспитания, активизации эмоционально – чувствительной сферы. VIII. Итог урока. Учитель: Как закончилось Бородинское сражение? Дети: Русские не разбили врага, он и не отступили. Учитель: Старый солдат, ветеран гордится своими современниками, их героическим прошлым. Как он их называет? Дети: Богатырями. (10 слайд): Учитель: Есть ли место подвигу в наше время? Дети: Да, конечно. Учитель: Можете привести примеры. Дети: Спасти утопающего. Вынести котенка из пожара. Учитель: Это примеры героических поступков. Дети: Трагедия в Беслане. Захват террористами школьников (1 сентября 2004 г.) и освобождение заложников бойцами группы «Альфа». Учитель: А это действительно подвиг. Учитель: Спасибо за урок! IX. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения. Комментарий: на протяжении всего урока формировала понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, которое способствовало воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни (чувство патриотизма); различные формы работы способствовали формированию коммуникативных навыков (сотрудничество и самоконтроль). | |
|
Всего комментариев: 0 | |