Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова 10 класс
16:48 Сценарий литературной викторины М.Ю. Лермонтова 10 класс | |
Цели: Образовательная: попытаться раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении; Развивающая: помочь учащимся подняться до миропонимания гения. Развивать навык вдумчивого чтения, внимательно и бережного отношения к слову; развивать ассоциативно-образное мышление, наблюдательность, память, расширять лексикон; Воспитательная: воспитывать интерес и уважительное отношение к личности поэта и его духовным поискам; Помочь извлечь из знакомства со стихотворением вечно ценное и крайне необходимое для нравственного возрастания учащихся. Оборудование:романс на стихотворение «Выхожу один я на дорогу», портрет Лермонтова, «Анализ лирического стихотворения» (таблица). Эпиграф: ...в поэзии Лермонтова резко изумительное присутствие мысли в художественной форме. В.Г. Белинский Ход урока Учитель читает первые строки стихотворения: «Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит...» Этот «выход» уже свершился, когда в ранних поэтических пробах определились и ум, и сметливость, и характер, сила и свобода духа, жажда борьбы и подвига. Этот «выход» свершился тогда, когда.. (Обращаюсь к ученикам с предложением продолжить мою мысль) Лермонтов, потрясенный гибелью Пушкина, напишет стихотворение «Смерть поэта» («Воззвание к революции», так оценил Бенкендорф), а И. Золотусскии назовет за смелость и гражданское звучание «его 14 декабря». Когда Лермонтов, защищая честь мундира, принимает вызов на дуэль Баранта. «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде». Когда в боевых действиях на Кавказе проявлял отчаянную храбрость и отвагу и был представлен к награждению. Учитель продолжает диалог. В короткие перерывы между ожесточенными боями и изнурительными переходами поэт создает несколько превосходных стихотворений и в их числе «Выхожу один я на дорогу». Не перестаю восхищаться тому, как в условиях военных действий, походов поэт продолжает тщательно работать над словом. Стихотворение датируется маем – началом июля 1841 года. Что вам известно о последнем годе жизни Лермонтова? Предчувствует конец. Мечтает об отставке, страстно хочет посвятить себя только литературной деятельности, а царь дает строжайшее предписание, «чтобы начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его, Лермонтова, от фронтовой службы в своем полку». Учитель: Сейчас прозвучит стихотворение. Какие советы вы бы дали чтецу? (дома учащиеся готовили выразительное чтение стихотворения). Что влияет на чтение? Необходимо учитывать размер стихотворения. Не все части звучат одинаково; мысль поэта получает развитие. Нужно учитывать жанр и композицию стихотворения. Учитель: Определим композицию стихотворения (если понимать под композицией лирического высказывания организацию, расположение словесных образов, стихов, строф, элементов пейзажа). В чем особенность чтения каждой части? Можно найти 3 части. Строки первой части рождают ощущение светлого и ясного покоя, умиротворенности, тишины. Выразительность и музыкальность стихам первой части придает повтор звуков [у], [а] – ассонанс. Поэт испытывает восторг от созерцания красоты. Торжественно, возвышенно звучат строки «торжественно и чудно спит земля в сиянье голубом». В мире гармония, поэт ощущает блаженство. Учитель: Один из тех людей, кому не раз доводилось видеть нашу планету с борта космического корабля, вспоминает, что, когда он впервые взглянул в иллюминатор, ему вспомнилось с детства знакомые строки: «В небесах торжественно и чудно...» «Как мог он это написать?! – удивленно восклицал космонавт, – ведь только с той высоты, оттуда можно увидеть, что зеленый шар окружен голубым ореолом...» Видимо, глаз гения видит все сокрытое для людских глаз, и он увидит землю именно такою, какою она увиделась его душе, возвысившейся до Космоса, – в торжественном и чудном голубом сиянии. вторая часть начинается с вопросительных предложений: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? » При чтении необходимо передать боль страдания, отчаяние. Как вопль, как надрыв, звучат стихи второй части. Грусть, трагизм одиночества слышатся в этих стихах. Учитель обращает внимание на то, что третья часть стихотворения – это одно большое предложение. Вводится понятие периода Напевность заключительной части обусловлена повтором звуков [л], [л ] – аллитерация, [е], [и] – ассонанс Учащиеся определили жанр стихотворения. Это элегия (жалоба, выражение печали, результат философского раздумья над сложными вопросами жизни). Это исповедь Учитель. И. Андроников: «Это мысли, произнесенные тихим голосом про себя» Выразительное чтение стихотворения. Учитель называет цели урока: попытаемся раскрыть силу и глубину чувства и мысли, ее художественное воплощение в стихотворении. В.Г. Белинский относил стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское»: это итог многих исканий, тем и мотивов. Кто-то из современных лермонтоведов назвал этот шедевр «визитной карточкой поэта». Так ли это? «Wir den Dichter will verstehen, muz in Dichters Lande qehen» Гете Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта. Учитель. Какие мотивы, образы, характерные для Лермонтова, воплотились в стихотворении? Мотив одиночества. «Выхожу один я на дорогу» в первой части стихотворения. Мотив дороги, пути, странничества. «Кремнистый путь» во втором стихе, восхищавший Л.Н. Толстого как метко схваченное впечатление кавказского пейзажа. Учитель: Это ведущий мотив. Ключевое слово у поэта ставится в начале строки. «Выхожу…» Как называется такой художественный прием? Изменение порядка слов в предложении для достижения определенной художественной цели называется инверсией. Мотив песни «сладкий голос» (третья часть). Мотив любви. Мотив неба и Земли. «В небесах торжественно и чудно Спит земля в сиянье голубом». Мотив сна-мечты «Я б хотел забыться и заснуть» 3 часть Мотив свободы и покоя. «Я ищу свободы и покоя …» Какому из художественных методов соответствуют эти мотивы? (Романтизм). Итак, уже 1 стих задает широкий круг проблем. Что представляете вы, когда слышите первый стих? Странник идет по дороге вдаль. Учитель: Странник – человек, странствующий пешком, обычно на богомолье. (Словарь Ожегова). Человек, наблюдающий жизнь и нравы людей, Учитель: (а значит, вступающий в контакт с окружающим миром). Путник – путешественник – странник). Учитель: Пилигрим (кн. уст.) – паломник, путешественник-богомолец, ищущий спасения и истины (контакт с Богом). Скиталец – бродяга – человек, вручивший свою судьбу неведомым силам. Чем отличается странник от бродяги? Идущий по дороге продвигается к цели, а бродяга ее не имеет. Поэтический словарь стихотворения состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблемантичных слов, каким является слово «дорога». Сообщение ученика. «Значение слова дорога в поэтике М.Ю. Лермонтова». Учитель: Образ «идущего» имеет и другой устойчивый смысл. Это знак не только контакта, но и знак внутреннего изменения. Движущийся герой или возрождающийся, или погибающий. Дорога не отделима от движения во времени. Но «один я» – противоречит состоянию контактности. «Я» изолировано от всего мира. Лирическое «Я» не включено в поток временного развития – оно отвергает и прошлое, и будущее: «Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть.» Герой вне времени. Значит, вопрос о развитии снимается, а тем самым снимается и мотив дороги. Дорога – это не мир лирического героя, а антимир. Движение не есть форма бытия лирического героя. Звуковой повтор – палиндром один я на дорогу одна – надо закрепляет эту антитезу. Итак, если говорить о горизонтальной организации художественного пространства, она снята. Горизонтальное измерение сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость – в символическое пространство всей Вселенной. Вертикальная организация пространства предполагает соотнесенность с образом неба, Бога или прикрепленность к земле. Перечитаем первые 6 стихов, выделим наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира. Здесь нет сложных тропов. Олицетворения «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» усиливают впечатления тишины и покоя. Предметные эпитеты «кремнистый путь», «сиянье голубое» помогают увидеть величие и красоту ночи. Учитель: Стремление к расширению поэтического словаря побуждало Лермонтова обновлять эпитеты, жертвуя созвучными, но избитыми определениями – «кремнистый путь». А может быть, что-то другое хотел сказать поэт эпитетом «кремнистый»? В. Брюсов. «Стихи пишут затем, чтобы больше сказать, чем в прозе» Поэтическое слово живет не за счет своего основного значения, оно преобразуется в контексте. Сообщения. Значение слов «пустыня», «звезда» в лирике М.Ю. Лермонтова, (материал для сообщения почерпнут в книге Т.Г. Кучиной «Контрольные и проверочные работы по литературе», стр. 49-50, газете «Литература» 1994 г. №18). С чем ассоциируется пустыня, которая «внемлет богу»? Вспомним пушкинские строки: «Духовной жаждою томим, в пустыне, мрачной я влачился». Образ пустыни нарисован как возвышенный и одухотворенный, как символ величия и красоты мира. Пустыня – место праведной, отшельнической жизни, где происходит духовное очищение человека, преодоление искушения. Учитель: Обращение к иллюстрации. Крамской «Христос в пустыне». Христос сам пошел в пустыню. Зачем? Чтобы укрепить себя в вере. И только потом пойти проповедовать новое учение. 40 дней и ночей дьявол искушал Христа. Лицо Христа измучено постом, многотрудной молитвой, выстрадавшее, омывшее слезами и муками грехи мира. Учитель: Действительно, слово «пустыня» ассоциируется с возвышенными библейско – евангельскими мотивами. Это безмерное расширение значения слова и является его поэзией: безлюдье, одиночество, Бог. Учитель: Уточним цветовую характеристику и вызываемые ей ассоциации. Сема (единица смысла) слова голубой. Голубой, золотой, белый – эмблемы Бога, христианства. Синий цвет – небесный цвет. Звучит песня «Синий цвет» (С. Никитин – Н. Бараташвили, перевод Б. Пастернака) мечты нежности удаленности, недостижимости. «Голубое сиянье» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту. Мы видим грандиозную картину мироздания. И эта космическая картина никак не может быть бессмысленной и случайной. Зачем она? Что хотел сказать этим поэт? Ваши версии. Небо и земля пребывают в вечной гармонии, и, может быть, на фоне этого еще острее ощущается одиночество лермонтовского лирического героя, мир его тревожных, мятежных чувств? Величественный пейзаж не рассеивает душевные тревоги, а напротив, красота природы вызывает острее мучительный вопрос почему человек не знает покоя. Если в настоящей литературе нет мелочей, то каждое слово и каждый знак нужны. Первая часть стихотворения заканчивается на 6 стихе. На что указывает многоточие? Незаконченность высказывания (тема природы резко и внезапно останавливается). На многочисленность размышления. Природа восхищала и притягивала Лермонтова, и вместе с тем он мучительно ощущал свою оторванность от нее. Чье это мироощущение? (Романтиков) Учитель: А. Розанов: «Лермонтов – раб природы, ее страстный любовник, совершенно покорный ее чарам; и как будто вместе – господин ее, то упрекающий ее, то негодующий на нее... Бог, природа, «Я» (сам Лермонтов) клубятся в нем, и уже где вы этот ком не тронете – получите и Бога, и природу вслед за «я», или вслед за Богом является его «я»... Вл. Соловьев: «...при всем своем демонизме, всегда верил в то, что выше а лучше его самого, а в иные светлые минуты даже ощущал над собою это лучшее: И в небесах я вижу Бога... Это религиозное чувство, часто засыпавшее в Лермонтове, никогда в нем не умирало. Откроем страничку «Лермонтовской энциклопедии» «Частотный словарь языка Лермонтова» (запись на доске была скрыта от учащихся) ч с д п Бог 589 168 274 126 Дорога 146 47 19 68 Путь 139 99 15 23 Пустыня 91 79 49 2 Звезда 124 106 3 13 Свобода 83 55 12 12 Покой 75 53 12 5 Борьба 51 29 12 9 ч – частота употребления слова с – стихи д – драматургия п – проза (не учтена частота употребления слова в письмах, планах, набросках). Учитель: Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины. Это чутко воспринял и точно выразил Н.А. Бердяев. Он заметил, что вся наша литература 19 века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла и ужаса жизни для человеческой личности. Самые лучшие из нас с детских лет одержимы страстным желанием охватить вширь и ввысь, и вдаль все человеческое бытие. Самые лучшие из нас вмещают в себя весь мир и отзываются трагическим звучанием на боль в этом мире. Страха не знало сердце поэта, но оно постоянно испытывало боль. Перечитаем 7-12 стихи. Отчего поэту «так больно и так трудно»? Припомним еще раз лермонтовские болевые вихри. Гибель любимого поэта Пушкина и жесточайшее наказание за справедливый протест против этого убийства. «Ужасная судьба отца и сына: Жить розно и в разлуке умереть И жребий чуждого изгнанника иметь». Чувство бездомья. Этого не могла преодолеть даже преданная любовь бабушки Е.А. Арсеньевой. Учитель: Ощущение бездомья, трагедия поруганного и более на земле невозможного Дома, оборачивается космичностью Лермонтова. Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен... Отыщите ключевые слова этих стихов. В мире поэта нет свободы и покоя. Это главное. Это нужное, искомое состояние. Учитель: В одном из вариантов стихотворения было: «Я прошу свободы и покоя!» В окончательном тексте поэт заменил его глаголом «ищу». Сравним, как изменилось звучание строк. Перед отъездом на Кавказ весной 1841 г. Лермонтов просил отставки. Слово «прошу» употреблено бы было в узкобнографическом значении: свобода – отставка. «Ищу» – это слово придает более широкий и глубокий смысл слову «свобода». «Уж не жду от жизни ничего я...» Когда и в какую минуту жизни могли вырваться из груди такие слова? Страшно одиноко человеку. «И скучно, и грустно, и некому руку подать». Нужно было много выстрадать, многое понять. Поражает печальная безысходность и какое–то отчаяние. Учитель: Сознание бесполезности существования, вынужденного бездействия целого поколения (вспомните стихотворение «Дума») расширяется до космических границ. Могло ли подобное горчайшее откровение вырваться у Пушкина даже в самые тяжелые минуты? Нет. Пушкин – певец жизнеутверждения, счастья и любви. Мир стихов Пушкина полон гармонии, и свет в его мире побеждает тьму. Хоровое чтение: Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись – В день уныния смирись. День веселья верь настанет. Учитель: Согласны ли вы с высказыванием Белинского по поводу стихов «Уж не жду от жизни ничего я...» «...в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувств. Нет нигде пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу»? «Я ищу свободы и покоя». Пока человек ищет, он должен и может надеяться. Сомнения в возможность обретения внутренней свободы допустимы. Со второй частью высказывания можно согласиться. Идея свободы – центральная в философии романтизма. Воля и покой в ранней лирике – взаимоисключающие друг друга понятия. В зрелой лирике ситуация изменяется: ищет покоя уставший от странствий листок. В чем преодоление трагического разрыва лирического «я» с природой? Перечитаем 3 часть стихотворения. Как вы понимаете смысл стихов в этой части? «Свободный микрофон» (свободный обмен мнениями) При всей тяжести существования («так трудно»), при всех ударах судьбы («так больно») лирический герой противиться «холодному сну могилы». Еще дремлют силы жизни в его груди, еще дорог ему сладкий голос песен. Это не сон-смерть, а «сон-отдых». Если внимательно перечитать, то увидишь, что признаки «покоя» не загробные, фантастические, а земные, понятные: шум дуба, песня любви. Учитель: Обращаю ваше внимание на удивительную симметрию: вначале говорится о высоком космическом сне, в который погружена земля. К концу монолога – исповеди лирический герой стихотворения, трагически оторванный от земли, выражает желание приобщиться к этому сну спящего мира «Я б хотел забыться и заснуть...» Стихотворение сцеплено и окружено с нами. Как называется такая композиция? Здесь зачаток, зародыш кольцевой композиции. Учитель: В первоначальном варианте стихотворения было: «Беспробудно я б хотел заснуть, а в окончательном – «Я б хотел забыться и заснуть». Снят мотив смерти. Хотя... Какие еще есть мнения? Как вы понимаете значение слова «забыться»? уйти от внешней суеты; впасть в состояние отрешенности, освобождения от жизненных забот; освободиться от рефлексии. Но «навечно» так заснуть? Вот как отвечает на этот сложный вопрос известный ученый-литературовед М.Ю. Лотман: «Я», ведущее жизнь, похожую на смерть, мечтает о смерти, похожей на жизнь. Это будет состояние, не имеющее ни прошедшего, ни будущего, лишенного памяти («забыться»), выключенное из цепи событий земной жизни («свобода и покой» – перефраз пушкинского «покой и воля»). И вместе с тем это будет смерть («навеки...заснуть»), не отнимающая полноты внутренней жизни («в груди дремали жизни силы»),, внутреннего движения («дыша, вздымалась тихо грудь»). И именно эта полнота устремленной в себя внутренней жизни превратит «я» в подобие мира, а не в инородное ему тело, и наделит его главным свойством природы – способностью к контактам. Именно здесь появляется голос, поющий о любви (а «я» «внемлет» ему, как пустыня богу), и символ бессмертия – дуб, соединяющий микрокосм – могилу – со вселенной. Стихотворение дает, таким образом, сначала несовместимость «я» и живого мира, затем уничтожения «я» и идеальное возрождение в новом виде – внутренней полноты и органичности, подобной миру и поэтому способной вступить с этим миром в связь. Лермонтовед Максимов пишет: «Лермонтов дает» тему романтически универсального избавления – фантастическую грезу о блаженном состоянии полужизни-полусна-полусмерти. В этой мечте снимается антагонизм возвышенного мира природы и горькой человеческой жизни... В мечте поэта соединяется счастье непосредственного ощущения жизни («чтоб в груди дремали жизни силы») и вечный образ природы. («Надо мной, чтоб вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел»). И этот неосуществимый в злом мире союз человека и природы освещается «третьей силой» – любовью. «Про любовь мне сладкий голос пел». Ваше понимание этих стихов. Поэт, произнося слово «любовь», не определяет ее точнее: любовь к женщине, к миру, людям. Возможно, что Лермонтов имел в виду любовь к женщине, наиболее традиционное и обычное в поэзии. Учитель: Не о земной страсти грезит поэт, но о любви абсолютной – той, которая может исполниться в посмертном сне. Поэтому еще здесь, на земле, сновидческий взгляд поэта силится различить в облике смертной женщины ангельские знаки: «сладкий голос пел». Как реализована в стихотворении сема слова «зеленый», «дуб»? Зеленый цвет традиционно – эмблема весны, возрождения, надежды, вечной молодости, жизни. Дуб символизирует вечность, бессмертие. Учитель: Дуб соединяет микрокосм «я» со Вселенной, Высшими Мирами. Вечность – освобождение от земного времени, это и бессмертие (неумирание, подобно постоянно зеленеющему дубу), и приобщение к вечной жизни Вселенной. Анализ стихотворения дает ответ на вопрос, поставленный Дм. Мережковским: «Нет никакого сомнения в том, что Лермонтов идет от богоборчества, но куда – к богоотступничеству или богосыновству?..» Весь пафос лермонтовского стихотворения «Выхожу один я на дорогу» состоит в поиске высшей гармонии, в стремлении преодолеть одиночество через восстановление утраченного единства с Богом. Этот пафос духовного восхождения пронизывает все творчества поэта. И. Золотусский: «Что такое Лермонтов? Раненый ангел. Лермонтов, который пишет всю жизнь поэму «Демон». Он борется с демоном в самом себе. И как в поэме побеждает Ангел, который уносит душу Тамары, так и в Лермонтове в конечном счете побеждает Ангел. Вспомните его «Выхожу один я на дорогу». Это его финал». («Звезда Вифлеема» №6, 1997) Зачитывается эпиграф урока. Это высказывание В.Г. Белинского подводит итог нашей работе. Мы попытались подняться до миропонимания гения, попробовали дать истолкование стихотворению. Домашнее задание: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется» (Письменный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».) Звучит романс «Выхожу один я на дорогу». | |
|
Всего комментариев: 0 | |