Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературной викторины М.И. Цветаева в детском саду
15:04 Сценарий литературной викторины М.И. Цветаева в детском саду | |
Ход урока I. Стадия обнаружения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (текст распечатан для каждого ученика, все наблюдения фиксируются на этом листе). Стихи растут, как звезды и как розы, Как красота – ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы – Один ответ: – Откуда мне сие? Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом – во сне - открыты Закон звезды и формулы цветка. М.И. Цветаева О чем это стихотворение? Можно ли понять его смысл, не уточнив значение некоторых фраз и слов? Верна ли Цветаева традициям употребления пунктуационных знаков? II. Стадия усвоения нового учебного материала. Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема «поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как «происхождение и механизм рождения стиха». На философский и резюмирующий характер указывает предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости. Анализ стихотворения. План анализа: 1. Тема «поэт и поэзия», «происхождение и механизм рождения стиха». 2. Философский характер, предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости. 3. Идея, композиция. В первой строфе вопрос, во второй – ответ. Идея стихотворения: стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. 4. Средства: Сравнение (звезда, красота, роза в первой строфе, во второй – цветок, звезда) земное воплощение звезды, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты». перифраз – описательный оборот вместо названия или имени. (Онегин «забав и роскоши дитя»). Метафора. Риторическое обращение. Размер: пятистопный ямб с пиррихием (два безударных слога, замещающие стопу хорея или ямба). Перекрестная рифма. Особенности синтаксиса. 5. Обсуждение стихотворения. - Какие ВЕНЦЫ? - Что значит АПОФЕОЗ? - Почему СИЕ? - Почему ВО СНЕ? Комментарий. В первой строфе звучит лаконичный вопрос («Откуда мне сие?»), во второй – ответ на него: поэт способен познать непознаваемое и разгадать не поддающееся разгадке, то есть «закон звезды», «формулу цветка». Происходит это «во сне», который традиционно связан с отрешением от земного и косного, где оказывается ненужной красота. Не случайно в первой же строке содержится сравнение стихов со звездами самым притягательным образом, символизирующим вечное, незыблемое и недосягаемое. Сравнение, однако, здесь троекратное – многосоюзие (три «как») соответствует трем названным предметам, которым возможно уподобить стихи. Наряду со звездами это «красота» – понятие цельное, не получившее, да и не требующее в стихотворении дальнейшей расшифровки, и розы. Последние во второй строфе становятся «цветком», обобщение происходит вследствие того, что в представлении поэта цветок интересен не своей ботанической сущностью (поэтому конкретизация излишня), а связью со звездой. Он – земное воплощение звезды или, возможно, ее отражение, или, скорее, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты». На эту загадочную связь указано через перифраз – «небесный гость в четыре лепестка», через метафору – «растут» (и звезды, и розы растут). Стихи, в первой строфе сопоставленные со звездой и цветком благодаря той же метафоре, во второй оказываются средоточием «открытого» поэтом родства красоты небесной и земной. Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. Это прекрасное, понятое абсолютно, объективированное. Такова идея стихотворения. Ее значимость подчеркнута риторическим обращением – восклицанием: «О мир, пойми!» Размер стихотворения – пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме четвертой и седьмой, осложнен удлиненными клаузулами в нечетных стихах. Обе строфы – четверостишия имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, за исключением рифмующихся «семье – сие»; в первых и третьих строках – женская, во вторых и четвертых – мужская. III. Стадия «ликвидация незнания». Задание: обобщите свои наблюдения, ответив письменно на вопрос «Какие средства поэтической выразительности использует Цветаева, чтобы раскрыть тайну рождения стиха?» Требования: 1 абзац – средства, 2 абзац – вывод, связанный с идеей. Цитирование минимально. 2 урок. IV. Стадия применения нового материала Интерпретация стихотворения (обобщить). Объем сочинения 2-3 страницы. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение. Самоанализ урока. Урок проводился в 9 классе. Технология позволила усовершенствовать навыки анализа достаточно сложного для понимания поэтического текста, чему способствовала четкая организация процесса. Ученические работы свидетельствуют о достаточном уровне усвоения учебной информации и сформированности необходимых навыков. Таким образом, цели урока достигнуты, технология урока упростила восприятие сложного учебного материала и предоставила учащимся механизм приобретения знаний. | |
|
Всего комментариев: 0 | |