Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой 11 класс
17:58 Сценарий литературной викторины Л.Н. Толстой 11 класс | |
Цели урока: показать учащимся, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на “добре и правде”; доказать, что семья основывается на любви; расширить кругозор учащихся с использованием основных правил построения крепкой семьи, с высказываниями о любви; воспитывать чувство ответственности за всех членов семьи. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; слайды к уроку (приложение); магнитофон; кассеты с записями “Марша Мендельсона”, песен “Мама” и “Все начинается с любви”. Подготовка к уроку: подготовить инсценировку пьески из жизни; подумать над вопросом: “Что такое любовь?”; провести анкетирование по вопросам: В каком возрасте нужно вступать в брак? Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей? Какой должна быть современная семья (муж, дети; полная, неполная)? Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)? Кто должен быть главой семьи? Будут ли у вас дети и сколько? Кто должен заниматься воспитанием детей? Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье? Как вы считаете: “Что такое любовь?”. Эпиграф к уроку: Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям. Л.Н.Толстой Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя. “Мой идеал – жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей”, – это высказывание Л.Н.Толстого – гениального писателя, мыслителя, психолога, гуманиста. Правда и красота – синонимы для Толстого. Правде жизни он учился у народа и природы. “Дерево умирает спокойно, честно и красиво. Красиво – потому что не лжет, не ломается, не боится, не жалеет”. “Чтобы жить честно, надо пытаться, биться, ошибаться, опять начинать и бросать…. И вечно бороться и мучиться”. Что дурно, что хорошо? Для чего жить и что такое я? На эти вечные вопросы каждый должен ответить сам. Тонкий исследователь человеческой души, Толстой утверждал, что “люди как реки”: у каждого свое русло, свой исток. Исток этот – родной дом, семья, ее традиции, уклад. Именно об этом, о семье, мы и будем говорить сегодня. Как воспитывать детей? Какой видит Толстой семью? С чего начинается семья? – С любви. Что такое любовь? 3. Свободный философский диктант. (Учащиеся под инструментальную музыку в течение пяти минут письменно отвечают на поставленный вопрос). 4. Зачитывание ответов учащихся. 5. Анализ письменных ответов учащихся и чтение высказываний философов, писателей о любви. (Высказывания высвечиваются на экране с помощью мультимедийного проектора). Любовь! Это самая возвышенная и победоносная из всех страстей. Но ее всепокоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти сверхчувственном бескорыстии. Г.Гейне Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Ф.И.Дзержинский Мелка та любовь, в которой нет дружбы, товарищества, общих интересов. Н.А.Островский От любви к женщинам родилось все прекрасное на земле. А.М.Горький Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить. А.М.Горький Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества. О.Бальзак Брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло, середины нет. Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивают его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью. Вольтер Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности жизни общества, является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение. А.Макаренко Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. В.Сухомлинский Любить детей – это и курица умеет. А вот воспитывать их – это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. А.М.Горький Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. А.С.Макаренко Теряя любовь женщины, можно обвинить только себя за неумение сохранить эту любовь. Н.А.Добролюбов Учитель. Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Поэтому в центре романа – два семейства: Ростовых и Болконских. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери одним именем – Наталья. Автор считает нравственным стержнем семьи мать, а высшей добродетелью женщины – святой долг материнства. Мать – синоним мира семьи. Звучит песня о маме. 6. Беседа. Что собой представляет семья Ростовых? Что можете сказать о родителях, детях? Почему в семье Ростовых нельзя быть иным? В чем проявится красота души Наташи и Николая? Какая Наташа, на ваш взгляд, дороже автору: мечтательная девочка или заботливая мать? Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Чем интересна личность старика Болконского? Почему он требователен к дочери до деспотизма? Когда и как заявит о себе отцовская гордость к княжне Марье? Как проявляется порода Болконского в князе Андрее? Какой мы видим Марью в семье? Браки по расчету…. Станут ли они семьей в толстовском понимании этого слова? Пьер был воспитан вне семьи, поэтому семью он поставил в центр своей будущей жизни. Каков Пьер в семье? Что можете сказать о семье Курагиных? Вывод: семья развивает в героях Толстого лучшие чувства – любви и самоотдачи. 7. Результаты анкетирования, проведенного накануне. Звучит “Марш Мендельсона”. ? Что вы думаете о браке, о семье? Зачитываются результаты анкетирования, проведенного накануне по следующим вопросам: В каком возрасте нужно вступать в брак? Как надо вступать в брак: по расчету, по любви, по подбору родителей? Какой должна быть современная семья? (муж, дети; полная, неполная) Каким (ой) вы видите своего мужа (жену)? Кто должен быть главой семьи? Будут ли у вас дети и сколько? Кто должен заниматься воспитанием детей? Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье? Как вы считаете, что такое любовь? 8. Знакомство с правилами построения крепкой семьи. (Правила появляются на экране через мультимедийный проектор.) Правила построения крепкой семьи. Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь, будьте вежливыми, нежными в обращении с мужем и женой. Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь, проявляйте хоть чуточку внимания жене (мужу). Не надо пытаться в корне переделать своего мужа, помните, что для успеха в семейной жизни нужно самой быть подходящей. Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, как укусы кобры, всегда убивают и уничтожают. Не критикуйте бесплодно своего мужа, тем более в присутствии других. Одна из причин развода – бессмысленная критика, разбивающая сердце вдребезги. Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене или мужу. Помните, чтобы жена нашла счастье в своем муже, нужно, чтобы он проявлял свою настоящую преданность и признательность. Интимные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, то и во всем другом будет непорядок. 9. Инсценирование. Сценка из жизни. (Разыгрывают учащиеся.) Утро. На кухне. Молодая жена приготовила завтрак, накрыла на стол. В кухню входит молодой муж (настроение хорошее) в майке, с газетой в руках. Садится за стол, начинает завтракать и просматривать газету. Жена. Дорогой, что за вид? Почему ты в майке? Где галстук? Сорочка? Пиджак? Муж. Но ведь никого нет, мы вдвоем, для чего этот парад? Жена. Какой парад? Теперь ты всегда будешь приходить к столу в сорочке, галстуке и пиджаке. Муж. Но мама говорит, что дома человек должен чувствовать себя свободно, а не быть в униформе. Жена (обиженно). Причем тут мама? Теперь будет так, как я хочу! (Муж уходит. Переодетый, сердитый, садится за стол, ест, просматривая газету.) Жена. Чего молчишь? А кто будет хвалить меня и делать комплименты. Муж (сердито). Но я ведь просматриваю свежие газеты, а хвалить тебя не за что: бутерброды и чай, как говорит моя мама, даже ребенок приготовит. Жена. Опять твоя мама! Когда же это кончится?! Теперь будет так, как я хочу, а не мама. Запоминай, дорогой! Муж (встает). Накормила! (Взяв газету, уходит.) Жена (одна). И чего обиделся?! В чем я не права? 10. Анализ сценки. ? Что было нарушено в сценке? 11. Вывод. Учитель. Прошло много времени с периода создания романа Л.Н.Толстого “Война и мир”. Изменились ли взгляды? (Ответы учащихся.) Основа семьи – любовь. Звучит песня Р.Рождественского “Все начинается с любви”. 12. Домашнее задание. Написать небольшое сочинение–рассуждение на тему “В какой семье я хотел бы воспитываться?”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |