Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в начальной школе
18:04 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в начальной школе | |
Цели: Образовательная: дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического. Развивающая: развитие образного и ассоциативного мышления, навыков выразительного чтения. Воспитательная: формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, неприятие “хамелеонства”. Ход урока I. Организационный момент II. Постановка цели урока – Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова, с его юмористическими рассказами. На занятии мы проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. (Слайд 1, см. Приложение 1) Запись темы урока в тетради III. Первичное восприятие текста – Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество. Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык. – А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа? – Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? (Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче.) – Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ? – Тема нашего урока звучит так: “Рассказ “Хамелеон” – живая картина нравов общества”. А что такое нравы? (Слайд 2) Нравы – обычай, уклад общественной жизни. – Изменяются ли нравы по мере развития общества, или это незыблемое понятие? (Да, меняются.) – Вот и проанализируем, какие же общественные нормы были общеприняты во времена Чехова и которые вызывали недовольство писателя. IV. Анализ рассказа – Назовите действующих лиц рассказа. – С кем мы знакомимся вначале? Зачитать (1-й абзац) (Слайд 3) – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? (Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности.) – Почему на площади никого нет, даже нищих? (Боятся новых поборов; все замерли в ожидании.) – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? (Нет.) – Что является завязкой рассказа? (Крики Хрюкина.) (Слайд 4) – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать. – А кто же “пострадавший”? Зачитать. – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? (Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.) – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов? – Охарактеризуйте его речь. (Речь внушительна и начальственна.) – Как дальше разворачиваются действия? – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? (Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.) – Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? (От начальственно-повелительной до рабски-трусливой.) – Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? (Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным.) (Слайд 5) – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? (Для острастки; это его истинное лицо.) – Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица? – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? (Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин.) – Зачитайте рассуждения Очумелова. – С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? (чтобы не уронить своего достоинства.) – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель? (Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала.) – Когда он снова надевает шинель? (Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки.) – Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? (Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”.) – Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и. – Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки. (От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя.) (Слайд 6) – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? (“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой.) Зачитать. – Как он уже относится к укусу собаки? (Укус вызывает восхищение.) – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит.) – А от чего зависит ее участь? (От того, кем окажется ее хозяин.) – То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? (Ни разу.) – А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? (В речи Хрюкина два раза.) – О чем это говорит? (О соблюдении законности здесь не может быть и речи.) – Как ведет себя толпа? (Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним.) – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? (Слайд 7) – В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? (И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.) – Какова же идея рассказа? (Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения.) – Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? (Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.) Записать определение в тетрадь – А есть ли “хамелеонство в наши дни? (Слайд 8) V. Мастерство Чехова-художника. Работа в группах – Чехов – ученик и последователь знаменитого нашего сатирика, с творчеством которого мы только что познакомились, – Салтыкова Щедрина. Какой прием лежит в основе щедринской сатиры? (Гипербола.) – Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Работа в группах (Слайд 9) I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их. – Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина. II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? Особую роль в рассказе имеет речевая характеристика героев. Подумайте, с какой целью автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование канцеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику? – Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа. Ассоциативные ряды: Очемелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый… Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику. III группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. – Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект. IV группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. – Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный. V группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Хрюкина, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. – Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”. VI группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции? – Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение. – Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе? (Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления.). Записать в тетради (Слайд 10): Приемы создания комического в рассказе: 1) Художественные детали (пример). 2) “Говорящие” фамилии (пример). 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции. – Из-за чего возникает комическая ситуация в рассказе? (Из повторение одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути.) VII группа Словесное рисование: опишите иллюстрацию к рассказу “Хамелеон”. Удалось ли художнику передать характеры персонажей? (Рисунок) – Рисунок запечатлел момент шествия по базарной площади Очумелова и городового и точно передает нарисованный Чеховым пейзаж: “Кругом тишина… на площади ни души… Открытые двери лавок глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих”. Взгляд чинно несущего свою персону полицейского надзирателя Очумелова важно устремлен “в никуда”, городовой Елдырин подобострастно смотрит ему в затылок. VI. Чтение рассказа по ролям VII. Подведение итогов – Сегодня мы познакомились с понятием “хамелеонство”. Что же это такое? – Чему нас учит рассказ? – Изменился ли ваш взгляд на произведение после сегодняшнего урока? (Не для легкого чтения, читать, вдумываясь.) – Есть ли явления “хамелеонства” в наши дни? VIII. Домашнее задание: (Слайд 11) 1) Подготовиться к тесту по рассказу “Хамелеон”. 2) “Злоумышленник” – выразительное чтение. | |
|
Всего комментариев: 0 | |