Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в доу
18:03 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в доу | |
Приветственное слово гостям. Учитель: Рады приветствовать всех в литературной гостиной, и приглашаем в гости к талантливому человеку, писателю-драматургу. Устремлённость А.П. Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта, в его творчестве, мне кажется, ощущается некий свет тайны его личности. Определение Л.Н. Толстого – “Чехов-это Пушкин в прозе” – помогает осознать место писателя в мировой литературе. ЮНЕСКО был объявлен этот год – годом А.П. Чехова. Методическое объединение языковедов – это содружество творческих учителей и талантливых учеников. В нашей школе работают литературно-краеведческий клуб “Калейдоскоп”, литературно-театральный клуб старшеклассников “Элегия”, театр юного актера, кружки любителей словесности “Юный лингвист”и “Русское слово”. Вся работа учителей словесности направлена на возрождение духовных традиций нашей культуры, нравственности учащихся. Немало разрушено, разорено, гибнет безвозвратно, но злое не вечно будет торжествовать на земле. Оно потонет в милосердии, которое заполнит собой весь мир. Никому не дано знать, когда это случится, но во имя грядущего царства добра терпят, страдают, живут лучшие герои “интеллигентного театра”А.П.Чехова. “Зов к небу”услышал в его драматургии М. Горький. Давайте прислушаемся! Может, услышим и мы? Ведущий: Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь – Чехов, возникает особое чувство, может быть даже счастье, что жил этот человек. Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всем мире. Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов, разных занятий. За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе. Ведущий: Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса таганрогской гимназии Антоша Чехов готовил уроки, перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча. По углам ползли тени. Было тихо, тепло. Ведущий: Антоше Чехову одиннадцать лет. Может быть, он забыл, а вернее, не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца. Ведущий подходит к мальчику, гладит его по голове, берет за руку, ведет к хору. Звучит органная музыка. Ведущий: Кроме сидения в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь. Мальчики усаживаются за парты. Ведущий зажигает свечи у них на столах. Ведущий: Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен. Ведущий: (подходя к музейному уголку, зажигает там свечу.) В архиве таганрогского училища в книге заказов до сих пор сохранилась запись: “Ученику Чехову (Антону) брюки из его материала, им же сделанные”. Дети в это время гасят свечи на партах. Ведущий: Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: “В детстве у меня не было детства”. Ведущий: Но, конечно, были и у мальчика Чехова радости, и прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. “Для нас дороже матери ничего не существует”, - писал Чехов. Ведущий: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача. Ведущий: В несколько минут Антон преображался, раскладывал на столе инструменты, вооружался щипцами для углей и с самым серьезным видом долго “вытаскивал зуб у мнимого пациента”. Все это разыгрывал он так забавно, что все покатывались со смеху. Братья Чехова любили шутку. Ведущий: Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях. Ведущий: Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене. Идет инсценировка фрагмента рассказа А.П. Чехова “Лошадиная фамилия”. Ведущий: Вскоре в доме Чеховых был создан домашний театр. Первая пьеса была “Ревизор”, и Антоша играл роль Городничего. Нередко исполнялись сценки, которые сочинял сам Антон. Ведущий: Шли годы. А.П. Чехов закончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. Он стал посылать рассказ за рассказом в юмористические журналы “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель”, “Осколки”. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы. Ведущий: Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: “Антоша Чехонте”, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Улисс”, “Брат своего брата”. Ведущий: Друзья и близкие советовали уделять больше внимания медицине, чем бумагомаранию (идет к музейному уголку, показывает на вывеску) Поддаваясь общему напору, он уже повесил на двери своей квартиры медную дощечку: “Доктор А.П. Чехов”, и вдруг письмо от человека, тонкому поэтическому чутью которого нельзя не поверить! Ведущий: (Открывает конверт и читает письмо). “…Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий, нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий”. Ведущий: Изумленный нежданным письмом Антон Павлович пишет ответ Д.В. Григоровичу: “Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слова, ни дел, чтобы отблагодарить Вас… Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время летит быстро”. Ведущий: Да, время летело быстро, но А.П. Чехов успел написать около тысячи рассказов. Но все больше увлекался театром, одну за другой, легко писал он свои пьесы. Так появились “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”. Ведущий: М. Горький писал ему: ““Три сестры”идут изумительно! Лучше “Дяди Вани”. Музыка, не игра.” Идет инсценировка фрагмента пьесы А.П. Чехова “Три сестры”. Ведущий: В 1903 году Чехов написал последнюю свою пьесу “Вишневый сад”. “Мы насадим новый сад, роскошнее этого… Начинается новая жизнь! Прощай, старая жизнь! Здравствуй, новая жизнь!”Так в конце пьесы говорят молодые ее герои. Ведущий: Об этой новой жизни думал Чехов всегда и особенно в последние годы жизни. Он умел видеть новое, крепкие ростки светлого будущего; он верил, что скоро наступит такое время, когда из русской жизни навсегда уйдут пришибеевы, беликовы, хамелеоны. Ведущий: К.С. Станиславский вспоминал: “Спектакль налаживался трудно; и неудивительно: пьеса очень трудна. Ее прелесть в неуловимом, глубоко скрытом аромате. Чтобы почувствовать его, надо как бы вскрыть почку цветка и заставить распуститься его лепестки. Но это должно произойти само собой, без насилия, иначе сомнешь нежный цветок, и он завянет”. Идет инсценировка фрагмента из пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад”. Ведущий: Чехов предчувствовал будущее, иногда поражаешься его предвидениям. А про себя он говорил, что его будут читать лет семь, забудут и потом, после забвения, лет через пятьдесят, - и уже навсегда. Сегодня, через сто лет после его смерти, людей, воспитанных его книгами, уже десятки, сотни миллионов. Ведь нынче имя и книги Чехова – одни из самых популярных в мире. Учитель: Нашу встречу хотелось бы закончить словами М. Волошина о жизни и творчестве Чехова: Пройти по всей земле горящими ступнями, Всё воспринять и снова воплотить. | |
|
Всего комментариев: 0 | |