Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в детском саду
18:03 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова в детском саду | |
Цель: Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”. Формировать навык осознанного и выразительного чтения. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией. Воспитывать нравственные качества, культуру общения. Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.П. Чехова, толковые словари. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. - Подведение итогов конкурса рисунков по произведению А.П.Чехова “Степь”. - Найти ошибку в плане. Расставить всё правильно, в соответствии с сюжетом рассказа. 3. Произведение Чехова “Ванька”. 1. Вступление. - Ребята, откройте учебники на странице 77 и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (слайд 1) - Да, это произведение А.П.Чехова “Ванька”. (слайд 2) - Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире. Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению. У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя вы уже знаете? (слайды 3-4) 2. Подготовка к восприятию текста. - Что вы можете сказать о жизни детей? Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли счастливое детство? Зная и другое детство, тяжелое, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в своем произведении “Ванька”. (слайд 5) Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту. И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет… (слайд 6) 3. Первичное восприятие текста. Читает вслух учитель или заранее подготовленные ученики. Обсуждение с учениками первого впечатления от прослушанного рассказа. - Ваши впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания детей) - Что тронуло вас при чтении этого рассказа? 4. Словарная работа. - В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления. Постарайтесь объяснить их значение. Для этого вы можете использовать словарь. Каждая группа ищет значения слов в толковых словарях. (слайд 7) 1 группа - заутреня, колодка, шпандырь; 2 группа - клирос, выволочка, тулуп; 3 группа - образ, ледник, горничная; 4 группа - подпасок, кучер, ямщик. (слайды 8-9) Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут. Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба. Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты. Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер). 5. Чтение “про себя”. 6. Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту). - Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо. (слайд 10) - В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество). - Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”). - Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество. - Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними). - Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова: “высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”. - Какие из этих слов подходят к словесному портрету дедушки? - А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте. - Какие чувства вызывает у вас этот отрывок? (слайд 11-12) - Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? - Найдите и прочитайте описание ночной деревни. - Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой. - Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника? (слайд 13) - Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой? - Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. - Какое настроение передает этот отрывок? - Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне? - Похожа она на городских хозяев Ваньки? - Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну? (“…от нечего делать выучила …”) - Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери? - Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги) - Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”? - Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.) Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека. Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание. - Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки. - За что была выволочка Ваньке? - Как кормят Ваньку? - Спит ли Ванька ночью? (слайд 14) - Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья) - Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди. - Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество) - Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.) - Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило? - Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? Прочитайте. О Москве Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д. (слайд 16) 7. Характеристика главного персонажа. (слайд 17) - Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова. (высказывания детей) - Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте. Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения. - Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства. - Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни. - Какая речь у Ваньки? - Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые. - Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им. - А как вы относитесь к Ваньке? - Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали? - Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал? - Как вы думаете, получит дедушка это письмо? - Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату. - Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда) -Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только собственной участи, это движение души нравственно чистой и доброй. 3. Подведение итогов. Домашнее задание. - Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира. Домашнее задание: Упражнения в выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”, “Собака Вьюн”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |