Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины А.П. Чехова для детей
18:05 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова для детей | |
1. ОРГМОМЕНТ 2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ -Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я рада приветствовать Вас на уроке внеклассного чтения. Наше занятие посвящено творчеству А.П.Чехова. Ребята серьезно готовились к нашему занятию. Все прочитали рассказы писателя, подготовили иллюстрации, написали отзывы. Была оформлена газета, в которой представлены лучшие работы. - На уроке мы поговорим о рассказах Чехова, главными героями в которых являются дети. Эпиграфом к нашему занятию будут слова Федора Михайловича Достоевского: « Без зачатков положительного и прекрасного нельзя входить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь». 3. БЕСЕДА О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ ЧЕХОВА. - Антон Павлович Чехов входит в наше сознание с детства. Ванька Жуков, Каштанка как-то незаметно для нас оказываются в пестрой толпе сказочных и литературных персонажей - рядом с Красной Шапочкой, Филиппком, Работником Балдой. Эти герои пришли из книг, которые вначале вам читали родители, а уже потом мы с вами прочли эти рассказы на уроках литературы. - Давайте вспомним, какие рассказы Чехова нами уже прочитаны. (ребята отвечают) - На уроках литературы в 5 классе мы с вами уже узнали, каким был Чехов человеком, как стал писателем. - Вспомните, некоторые моменты биографии писателя: Ответьте на мои вопросы: Где и когда родился Антон Павлович? (1860г., В г. Таганроге) Кем был отец писателя? (Павел Егорович Чехов, был купцом) Как воспитывались дети в семье Чеховых? (Отец был человеком «требовательным», иногда провинившихся наказывал ремнем, но Павел Егорович был очень талантливым; играл на скрипке, организовал церковный хор, рисовал красками; сыновей он тоже заставлял петь в хоре; дети помогали торговать в лавке, обучались ремеслам, исполняли разные домашние обязанности и одновременно учились). Какими талантами обладали братья и сестра Антона Павловича? - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о рассказе, главными героями которого являются мальчики-гимназисты? Как он называется? ( «Мальчики») - О гимназических годах писателя нам подготовила сообщение … (Выступление ученицы). 4. БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «КАШТАНКА» -Недавно в нашей школе прошла декада русского языка и литературы, посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова. -Учащиеся нашего класса принимали участие в конкурсе рассказчиков произведений писателя. - Семенова Александра подготовила для вас отрывок из одного произведения А.П. Чехова. Вы должны догадаться, из какого рассказа? (Ученица читает наизусть отрывок из рассказа «Каштанка»). - Конечно это рассказ «Каштанка». -Вспомните, какие приключения произошли с маленькой рыжей собачкой? - Как потерялась Каштанка? - Что с ней произошло потом? - У кого нашла приют собачка? - Встретилась ли она еще с Федей и его отцом. СЛОВО УЧИТЕЛЯ: -Чехов не выдумал историю с Каштанкой, такой случай действительно был. Собачку нашел на улице знаменитый русский клоун и дрессировщик Владимир Дуров. От него писатель услышал эту историю и рассказал ее людям. -За свою жизнь Чехов написал много ярких незабываемых рассказов, пьес, повестей. Эти произведения читают и взрослые и дети. -Сегодня мы пригласили героев рассказов Чехова к нам в гости. 5. ИНСЦЕНИРОВКА РАССКАЗА «МАЛЬЧИКИ» Входят 2 мальчика. Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас… Второй: Знаете кто я? Учитель: Господин Чечевицын! Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых. (Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту). Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей. Володя: А Калифорния? Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту). Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров , встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.) -Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег). Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь? Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко! Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил. Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко. Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет? Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить. Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача). Так ты поедешь? Володя: По…еду! Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят). 6. ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА -Много непонятных слов встретилось в этом рассказе. Наши девочки подготовили специальный словарик трудных слов. И я предоставляю им слово. (Ученицы поясняют значение непонятных слов, приводят цитаты из текста). 7. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ «МАЛЬЧИКИ» -Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали? -В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей? -Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать). -Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех? (Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии). 8. РАССКАЗ «ВАНЬКА». ИНСЦЕНИРОВКА. БЕСЕДА. -Нам пора двигаться дальше. И у нас в гостях… А вот кто? Вы должны узнать его по предмету. (Учитель показывает письмо). -Кто же он? А что в этом письме? Об этом нам лучше расскажет сам Ванька Жуков. (Ученик читает монолог из рассказа «Ванька»). -Почему письмо героя никогда не дойдет до адресата? -Жалко ли вам Ваньку ? В своих отзывах вы очень хорошо ответили на этот вопрос. (Чтение лучших работ; обсуждение). -О чем просит сирота своего дедушку? -Какие трудности свалились на плечи героя? -Мальчик, измученный выволочками хозяев, насмешками подмастерьев, обессилев от недоедания, просит забрать его домой. Он ни на минуту не забывает о своем дедушке. Ванька заранее обдумывает, как сможет помочь старику. Найдите строки в тексте, подтверждающие мои слова. (Работа с текстом рассказа). -А что снится Ваньке? Найдите эти строки. 9. ОБОБЩЕНИЕ. КРОССВОРД (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) -Давайте теперь проверим, все ли вы внимательно прочитали рассказы. Перед вами кроссворд, работаем в парах: отвечайте на вопросы, а потом мы оформим большой кроссворд на доске. 10. ИТОГИ УРОКА. -Детство - счастливая пора, когда все видится в добром свете. В рассказах Чехова дети – самые активные защитники справедливости, они вступаются за обиженных и возмущаются дурными поступками взрослых, они умеют быть благодарными за доставленную им радость, умеют и сами заботиться о тех, кто слаб и нуждается в помощи. Все мы, ребята, ваши учителя, родители хотим, чтобы вы выросли добрыми, честными, трудолюбивыми людьми. Но зачатки этих положительных качеств должны формироваться еще в детстве. Я еще раз обращаюсь к эпиграфу нашего урока. Прочитайте их и подумайте, каких качеств у вас больше: положительных или отрицательных. И что нужно сделать, чтобы изменить себя в лучшую сторону. Эти слова обращены и к нам, родители! Именно мы должны выпустить поколение в жизнь. А какое оно будет – зависит от нас! 11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Оформить дневники читательских наблюдений. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Уроки литературы в 5 классе. – М., 2004. Чехов А.П. Рассказы. – М., 1996. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература в 5 классе. – М., 2007. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература. 6 класс. – Саратов, 2002. | |
|
Всего комментариев: 0 | |