Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературной викторины А.П. Чехова 8 класс
18:00 Сценарий литературной викторины А.П. Чехова 8 класс | |
Цель: Помочь учащимся войти в мир А.П.Чехова. Развитие критического мышления. Формирование нравственных убеждений. Оборудование: В выставка произведений А.П. Чехова; воспоминания об А.П. Чехове; портреты, фотографии писателя в разные периоды жизни; иллюстрации к прочитанным рассказам, компьютер. Форма урока: урок-исследование. Ход урока Какое наслаждение уважать людей! А.П.Чехов Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный человек. М.Горький I. Чтение подготовленными учениками или учителем отрывков (автор и произведение не называются, титульный лист книги закрыт): из рассказа «Степь»; из пьесы «Чайка»; рассказ «Наставление». II. Учитель: Как вы думаете, кому из русских писателей XIX века могли бы принадлежать эти отрывки? В чем особенность тональности этих текстов? III. Вступительное слово учителя. Учитель: Это Чехов! Вы увидели, как он многогранен, не похож в разных произведениях. Обратимся к воспоминаниям людей, знавших А.П.Чехова. Задание для учащихся: какие черты писателя, человека выделяет М.Горький, И.Эренбург. IV. Чтение воспоминаний (на ученических столах карточки-информаторы). М. Горький: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нем резко очерчены голые деревья, тесные дома, серенькие люди. Все так странно – одиноко, неподвижно и бессильно. Углубленные синие дали – пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мерзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой. Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает «Душечка» – милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба. Рядом с ней грустно стоит Ольга из «Трех сестер»: она тоже много любит и безропотно подчиняется капризам развратной и пошлой жены своего лентяя брата, на ее глазах ломается жизнь ее сестер, а она плачет и никому ничем не может помочь, и ни одного живого, сильного слова протеста против пошлости нет в ее груди. Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал: - Скверно вы живете, господа! - Мы привыкли жить надеждами на хорошую погоду, урожай, на приятный роман, надеждами разбогатеть или получить место полицеймейстера, а вот надежды поумнеть я не замечаю у людей. Думаем: при новом царе будет лучше, а через двести лет – еще лучше, и никто не заботится, чтоб это лучше наступило завтра. В общем – жизнь с каждым днем становится все сложнее и двигается куда-то сама собою, а люди – заметно глупеют, и все более людей остается в стороне от жизни. Антон Чехов уже в первых рассказах своих умел открыть в тусклом море пошлости ее трагически мрачные шутки; стоит только внимательно прочитать его «юмористические» рассказы, чтобы убедиться, как много за смешными словами и положениями – жестокого и противного скорбно видел и стыдливо скрывал автор.» И.Эренбург. Очерки «Перечитывая Чехова»: «Некоторые авторы изображали Чехова вялым, бездеятельным, называли даже увальнем, а найти в относительно раннем возрасте ключи к тысячам сердец он смог только потому, что страстно любил жизнь, не созерцая ее, но в нее вмешиваясь. Позволю себе остановиться на одном его увлечении, которое, казалось бы не связано с работой писателя: он был страстным садоводом, сеял, пикировал, пересаживал, подвязывал. Он волнуется, находясь в Ницце, не растопчут ли в саду его две лилии. Он умоляет в письмах поливать получше эвкалипты. Садоводство не было для него одной из страстишек, какими для многих являются рыбалка или охота; он чувствовал в росте куста, дерева то, что сильней всего его волновало – утверждение жизни. Люди, встречавшиеся с Чеховым, рассказывают, что дети и животные чувствовали к нему доверие.» Учитель: Каким предстал перед вами А.П.Чехов в воспоминаниях современников? Как это соотносится с вашим прежним представлением о писателе? V. Учитель. Споры о Чехове начались еще при его жизни. «Чехов и до сих пор не понят как следует: слишком своеобразный, сложный он был человек», - писал И.Бунин - В чем же причина такого своеобразия А.П.Чехова? Обратимся к биографии писателя. Сообщения учащихся о жизни А.П.Чехова. VI. Рефлексия. Учитель: Что нового вы сегодня узнали об А.П.Чехове? VII. Домашнее задание. Написать эссе «Мой Чехов» или «Почему смех в рассказах А.П.Чехова грустный». | |
|
Всего комментариев: 0 | |