Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного вечера по Толстому для школьников
15:59 Сценарий литературного вечера по Толстому для школьников | |
Цель: Ознакомить с произведением Л.Н.Толстого “Лев и собачка” Задачи: образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных; развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре; воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность. Формируемые УУД: регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища; познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы; коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Программное обеспечение: учебник – литературное чтение “Живое слово” 3класс, тетради, книги Л.Н.Толстого – для викторины, компьютерная презентация по материалу урока, диск “голоса животных”, листы А-4; Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности. Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в группах, в паре, использование ИКТ. Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная. Ожидаемые результаты. вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело; увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора; повышение эрудиции и словарного запаса детей; развитие фантазии, творческого воображения; совершение доброго поступка по отношению к животным; План урока 1. Создание ситуация успеха. 2. Постановка учебной задачи. - решение кроссворда “животные”; - работа над стихотворениями о собак; 3. Решение учебной задачи. - работа над рассказом “Лев и собачка”; - творческое задание №1 по группам; - творческое задание№2 в паре; 4. Физкультурная пауза. 5. Рефлексия. 6. Информация о домашнем задании. Ход урока I. Создание ситуация успеха. Доброе утро, мои дорогие! Как настроение? Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает приятному общению. Поднимите красивые глазки на меня. Начинаем урок литературного чтения. Пусть этот урок несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если вы решите этот кроссворд. А для этого нужно отгадать загадки. II. Постановка учебной задачи. Решение кроссворда. “Животные” (слайд № 1) а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж) б) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса Кто же это? (Лиса) в) По горам, по долам Ходит шуба да кафтан. (Овца) г) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) д) Он огромен, полосат, А вообще – то, кошке брат. (Тигр) е) Меня по хоботу, ушам Легко узнать и малышам. (Слон) ж) Среди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла. (Бык) ж) Кто зимой, забыв тревоги, Крепко спит в своей берлоге? (Медведь) Ключевое слово “животные”. Про животных будем читать. - А вот про кого? Отгадайте! Я – лучший сторож дома, И с детства всем знакома. (Собака) (слайд № 2) 2) Работа над стихотворениями (слайд № 3) 1. Жила-была собачка, По кличке Чебурашка, Курчавенькая спинка, Забавная мордашка Хозяйка к ней настолько Привязана была На рынке покупала Куриную печёнку В одно и то же время Кормила собачонку А та жила в довольстве. 2. Бедная собачка – бросили её Бедная собачка – где ее жильё? Злой хозяин, вредный, выгнал за порог Перед нею, бедной, нет уже дорог. - Прочитайте стихотворения. Первый раз про себя, второй – вслух, выразительно, на публику. Не забудьте, вы должны увлечь слушателя. А этому поможет что? Правильно, интонация! Вчитайтесь и вслушайтесь в это стихотворение! Можно ли читать их одним тоном? Что вы хотите сказать? Какие мысли и чувства вызвало первое стихотворение? А второе? (Ответы детей.) Учитель: Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите! Что интересного знаете о собаках? (Дети рассказывают о своих младших друзьях) - Собака – друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой. Ребята, у нас в мире есть Всемирное общество защиты животных с центром в Лондоне, а в России во многих городах тоже созданы “Общества защиты животных”, куда люди обращаются с различными жалобами и просьбами в защиту животных. Помогают пристроить в хорошие руки, создают приюты для бездомных животных. Сейчас я включу голос животного, а вы определите, принадлежит ли он собаке. А какому животному принадлежит? (звучит рычание льва) (ответы детей) - Представляете, это голос льва. Кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы о нём можете рассказать? (Рассказ детей). - Длина - 2м 40см, вес – 230кг (Показ рисунка льва, слайд № 4) III. Физкультминутка IV. Решение учебной задачи 1. Работа над рассказом “Лев и собачка” а) беседа. - Мы сегодня ребята продолжим читать рассказы Л.Н.Толстого. (Портрет Л.Н.Толстого, слайды № 5, №6) Вспомните, какие рассказы читали в 1классе? Во 2 классе? Какие рассказы вы ещё знаете? (Выставка книг Л.Н.Толстого, слайд № 7 ) - Молодцы! Прекрасно! Вы можете найти эти книги в школьной библиотеке и читать. Открыли учебник. Как называется рассказ? (“Лев и собачка”). - О чем нам может рассказать заголовок? (Речь пойдет о хищном льве и собачке. О маленькой собачке и огромном льве.) б) чтение рассказа учителем. - Что вас тронуло в этом рассказе? Поделитесь своими чувствами и мыслями! (Рассказ очень грустный. Я чуть не заплакала. Собачку жаль, и когда она умерла, и когда в клетку попала. Льва тоже жалко) - Мне понятны ваши чувства. Давайте ещё раз перечитаем. в) чтение вслух детьми. г) словарная работа - Ребята, о каких словах хочется поговорить? Какие слова вас интересовали? (Лондон, барин...) - Много стран на свете. Наша страна называется...Россия. Столица – Москва. Есть страна Англия. Столица Англии – Лондон. Барин – богатый человек. д) Работа над содержанием рассказа. - Ответы на вопросы (слайд №8) - Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? Лев до этой собачки съедал множество собак. (Понравилась собачка с первого взгляда, пришлась по сердцу, по душе, полюбилась. Захотел дружить с собачкой. Собачка была забавной) - Как знакомство льва и собаки переросло у них в чувство дружбы и привязанности друг к другу. Подтвердите это словами из текста. - Выборочное чтение - В чем проявилась забота льва по отношению к собачке? (Оставлял ей еду. Спал рядом с собачкой. Никого не подпускал к собачке. Играл иногда с ней. Лев заботился как старший друг, он был очень нежный и ласковый, заботливый, защищал её и не отдавал никому.) - Когда они так счастливо жили, что же произошло? (Собачка умерла. Оборвалась жизнь собачки. Не стало собачки...) - Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста (выборочное чтение) - Какими словами писатель передал сначала недоумение льва, а потом нарастание его горя? Подтвердите словами из текста(выборочное чтение) - В чем выразились любовь и преданность льва после смерти друга? (ответы детей) - Согласитесь ли вы с мнением, что лев очеловечен? (Да, чувства любви присуще не только человеку, но и животному. Любит как человек, кормит как человек. У животных такие же чувства как у людей. Любовь и преданность своему другу у льва, а затем ярость и отчаяние, горе и страдание, об умершем друге.) - От чего умер лев? (Лев умер от тоски. Он не хотел один оставаться, так как потерял друга) 2. Творческое задание №1 (Задание по группам, слайд № 9) 1 группа. Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Как выглядят животные? Рассказать. Озаглавить. 2 группа. Найдите в рассказе завязку, кульминацию, развязку. 3 группа. Викторина. Как называются эти рассказы Л.Толстого? Что из них мы узнаем? 4 группа и 5 группа. Сочинить четверостишье про животных по рассказу. Проверка. Ответы 4 и 5 группы (Четверостишья, которые сочинили дети) а) “Лев и собачка друзья лучших лет, Лев и собачка прекрасный дуэт. Дружат они без ссор и без драк, Любит лев собачку так” б) Лев и собачка хорошие друзья, Им расстаться никак, никак нельзя. А через год собачка умерла, Зачем и почему? Лев спрашивал себя. И от тоски он погубил себя. 3. Творческое задание №2 (работа в паре, слайд № 10) Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече? Даю две минуты на размышление. Проверка. (на голове детей маски льва и собаки) Диалог: Собака: Не тронь меня, я добрая! Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да? Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая. Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый. Собачка: Давай тогда дружить! Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду. V. Рефлексия урока - Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы? - Подведем итог. Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс? - На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным. (Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог) - Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя? (ответы детей: Чтобы мы пожалели собаку... Посочувствовали ей...) Учитель: Дети, прислушайтесь к слову “посочувствовали”. К чему же обращается писатель? (К нашим чувствам.) - Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез. Рассказ прекрасный. Спасибо Л.Н.Толстому за его добрые рассказы, (слайд № 11) Да, дети. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе...А вы не догадались почему? (разные ответы детей) Спасибо! Умницы! Догадались! Вы мне доставили много радости, так как хорошо работали. Я горжусь вами! (слайд №12) VI. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной. Литература. Литературное чтение З.И. Романовская Детские книги Л.Н.Толстого. (Филиппок”, “Прыжок”, “Рассказы и басни”, “Рассказы о детях”, “Рассказы о животных” и другие) О.Т.Тищурина. Писатели в начальной школе. Интернет | |
|
Всего комментариев: 0 | |