Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного вечера по Лермонтову в доме культуры
16:25 Сценарий литературного вечера по Лермонтову в доме культуры | |
Тип урока: Урок эстетического мышления. I. Интрига Разговор о настроении. Как вы чувствуете настроение друг друга? Какое сейчас у тебя настроение? А какое – у твоего товарища? Можете ли вы определить настроение лучшей подруги по цвету одежды? Сегодня мы будем говорить с вами о настроении поэмы «Мцыри». И разговор этот имеет очень важное значение, потому что главной нашей задачей на ближайшие несколько занятий станет постановка спектакля по поэме «Мцыри». А спектакль – это всегда настроение, передача зрителю своих эмоций, чувств. Итак, сегодня мы определяем настроение нашего спектакля. Совпадут ли они с настроениями автора, да и так ли это важно? В этой папке (учитель показывает папку) будут собраны все материалы нашего спектакля. Сейчас там фрагмент одного письма, письма М. Ю. Лермонтова. Совпадут ли ваши представления о поэме с представлениями автора? Мы узнаем это очень скоро. II. Воспоминание – эстетическая составляющая поэмы (пейзаж, цвет, и т.д.) Мы готовимся к постановке спектакля. Сегодня мне нужны будут художники. Чьё настроение нам важно почувствовать и передать при оформлении спектакля? (Задания для трех групп) Мцыри – главный герой. Автор – рассказчик истории. Есть в этой поэме ещё один персонаж, которого мы как будто не видим. Это человек, которому Мцыри рассказывает о трёх днях жизни – монах. Может быть это – самая загадочная фигура поэмы. Не проронив ни слова, он спорит с героем. Ведь юноша постоянно обращается к нему, яростно доказывает своё представление о жизни. А монах молчит, и это молчание весомее всех аргументов. Что же кроется за этим молчанием и этим образом. Молчание – это звук, которого нет. Монах – это образ, которого нет. Как передать это странное настроение? – задание для третьей группы художников. Группа 1. Настроение автора. Группа 2. Настроение Мцыри Группа 3. Настроение монаха Я приглашаю по одному человеку от группы за отдельный стол. Вам необходимо внимательно слушать и фиксировать всё, что обсуждается каждым членом вашей группы. Из этих рассуждений вам предстоит создать текст, который ляжет в основу эскиза декораций. 1. Фронтальная беседа – Назовите главное настроение этой поэмы. – Как через описание природы автор передаёт настроение. – В рассказе Мцыри – 2 героя: человек и природа. – Как связаны картины описания природы с чувствами и переживаниями героя? Как в художественных произведениях называются описания природы? 2. Работа в группах (анализ) Приём аллитерация в 1 и 2 части поэмы. – Какова роль эпитетов, сравнений, олицетворений в описании природы? – Как вы думаете, для той части поэмы, которую иллюстрируете вы, какое средство художественной выразительности является самым ярким, самым важным. Докажите это примерами из текста. 3. Действие – Как вы думаете, к каким эпизодам поэмы нарисованы эти иллюстрации? – К каким эпизодам поэмы вы бы нарисовали иллюстрации? 4. Выводы делают учащиеся от каждой группы III. Логическая схема – варианты эстетического оформления спектакля – Одинаковы ли будут оформлены части поэмы: впечатления автора, рассказ Мцыри, чувства монаха? – Выпишите из текста слова, обозначающие цвет этой части поэмы, звук, настроение. Консультирование и корректировка работы группы: – Почему в рассказе Мцыри о трёх днях на воле так много пейзажных зарисовок? Узнать о монахе, мы можем только по обращениям Мцыри, их много, найдите их, проследите, как и в связи с чем, меняется настроение Мцыри. IV. Действие – Выразительно прочтите отрывок по ролям к своей декорации. V. Раскрытие интриги: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство моё; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас, да о небе. Престолы природы, с которых, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновение гордился он ею!..». М.Ю. Лермонтов. | |
|
Всего комментариев: 0 | |