Главная » 2015 Март 25 » Сценарий литературного вечера по Лермонтову
16:22 Сценарий литературного вечера по Лермонтову | |
Цель: знакомство с биографией поэта, основными периодами и темами в его творчестве; совершенствовать навыки анализа лирического произведения; проникнуться чувством прекрасного, патриотического. Оборудование: портрет писателя, презентация к уроку. Ход урока «На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов». В.Г.Белинский «…с собой В могилу он унес летучий рой Ещё незрелых, темных вдохновений, Обманутых надежд и горьких сожалений!» I. Организационно-психологический момент. II. Проверка домашнего задания. Самостоятельная работа: блиц-опрос по роману «Евгений Онегин». III. Подготовительная часть. Чтение учителем эпиграфа к уроку и стихотворения М.Лермонтова «Кавказ». IV. Изучение темы урока. 1. Презентация. Творчество и биография поэта. 2. Сообщение ученика об эпохе, в которой жил и творил поэт. А) Слово учителя. Лермонтов, по словам Белинского, – это «поэт совсем другой эпохи», его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова. То есть с 1828 года до начала 1850-х. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. В творчестве М.Ю.Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов. 3. Определение периодов творчества (запись в тетрадь): А) 1820-1830 гг. – юношеский Б) 1835 -1841 гг. – зрелый Эти этапы связаны единством тем, которые эволюционируют от ранней лирики к зрелой. Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова: жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»); разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», « Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…» ); любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»); критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»); поэтическое призвание («Поэт», «Пророк»,); судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»). В ранней лирике М.Лермонтов выступает как романтический поэт, но начинают звучать гражданские мотивы, мотив тоски, подавленности, уныния, свободолюбивые настроения. В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода: Пушкин, Чаадаев, Белинский. Появляются стихотворения о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии. Основное противоречие мироощущения – противоречие между идеалом и действительностью. Это раскрывается в символах небо и земля. Земное – современное общество, в котором чистота и благородство осмеяны, а клевета. Несправедливость торжествуют. 4. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Монолог» (1825 г.) – тема – « …в мире, где он, есть только ненависть, преступления, казни, где не умеют любить». – мотив – вольности. В реальном бытии прекрасное стало безобразным. – В чем видит поэт причины этого? Лермонтов причины аморализма видит в человеке, в его природе. Это спор добра и зла. 5. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Жалобы турка» (1829 г.) – социальный характер. Турция воспринималась как деспотичное государство. – тема – рабства, вольность, – основные образы; Но стихотворение носит иносказательный характер: отношение Лермонтова к русской политической системе, крепостному праву. 6. Анализ стихотворения «Парус» (1832 год): Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества: – один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь. V. Итоги, выводы. – Какие этапы творчества поэта можно выделить? – Каково лирическое «я» в ранней лирике М.Лермонтова? – Каковы отличия ранней лирики? – Каковы темы и мотивы лирики поэта? VI. Домашнее задание. Наизусть стихотворение «Молитва»; эволюция темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике. | |
|
Всего комментариев: 0 | |