Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературного вечера по Цветаевой в начальной школе
15:25 Сценарий литературного вечера по Цветаевой в начальной школе | |
Форма проведения: литературная гостиная. Оборудование: проектор, презентация по биографии М.Цветаевой; аудиозапись: Бетховен соната № 14; вальс Шопена; “Аве Мария”, портреты Марины Цветаевой разных лет, кисть рябины, на журнальном столике свеча. Цели и задачи: способствовать закреплению программного материала по жизни и творчеству М.Цветаевой, содействовать углублению и расширению знаний учащихся по творчеству поэта; способствовать осуществлению нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников; содействовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся; содействовать развитию творческих способностей учащихся, навыков актерского мастерства; содействовать удовлетворению интересов, способностей учащихся; воспитание толерантности, коммуникативной культуры школьников. Ход мероприятия На сцене 4 ведущих, журнальный столик, за которым сидит девушка, исполняющая роль М. Цветаевой. Рассказ ведущих о жизни и творчестве поэта сопровождается чтением стихотворений определенного творческого периода. В сценарий включена инсценировка встречи Волошина и Цветаевой. Чтение писем М.Цветаевой и С.Эфрона. Ведущий 1: В один из московских осенних дней 1910 года из Трехпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография А.И.Мамонтова. В руках у нее была внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и нерешительность. “Гордость и Робость”, что пронизали всю ее последующую жизнь и поступки. В этот знаменательный день Марина Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучала в двери русской литературы… (Включается свет, под музыку идет чтение) Чтец: Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись! Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне было лет. Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Ведущий 2: “И главное – я ведь знаю, как меня будут любить…через сто лет,”- писала Цветаева. Так попробуем же прикоснуться к истории “цветаевских правд”, к истории ее жизни и любви. Марина Цветаева входит и читает стихотворение: Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и нагробные плиты... – В купели морской крещена – и в полете Своем – непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти?- Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – веселая пена – Высокая пена морская! Ведущий 3: Когда Марина Цветаева отдала в печать сою первую книгу “Вечерний альбом”, ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни. Первым, кто прочитал “Альбом” и сразу же на него отозвался, был Максимилиан Волошин. М.Волошин: “Это очень юная и неопытная книга. Ее нужно читать подряд, как дневник, и тогда каждая строчка будет понятна и уместна. Невзрослый стих Марины, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху взрослому. “Вечерний альбом” – это прекрасная книга, исполненная истинно женским обаянием.” Чтец: Звенят-поют, забвению мешая, В моей душе слова: "пятнадцать лет". О, для чего я выросла большая? Спасенья нет! Еще вчера в зеленые березки Я убегала, вольная, с утра. Еще вчера шалила без прически, Еще вчера! Весенний звон с далеких колоколен Мне говорил: "Побегай и приляг!" И каждый крик шалунье был позволен, И каждый шаг! Что впереди? Какая неудача? Во всем обман и, ах, на всем запрет! – Так с милым детством я прощалась, плача, В пятнадцать лет. Ведущий 4: 5 мая 1911 года Марина приехала в Коктебель к Максимилиану Волошину, другу на всю жизнь, одному из немногих. Инсценировка: диалог М.Волошина и М.Цветаевой. Марина: Макс, я выйду замуж только за того, кто из всего побережья угадает, какой мой любимый камень. Макс: Марина! Влюбленные, как тебе, может, это известно,- глупеют. И когда тот, кого ты любишь, принесет тебе булыжник, ты совершенно искренне поверишь, что это твой любимый камень. Марина: Макс, я от всего умнею! Даже от любви! А с камешком сбылось, ибо Сережа чуть ли не в первый день знакомства открыл и вручил мне – величайшая радость – сердоликовую бусину. (Звучит вальс Шопена, под него появляются юноша и девушка. Они кружатся в вальсе, не сводят друг с друга глаз и обмениваются кольцами.) Ведущий 1: Сергей и Марина нашли друг друга. Письма, которые они писали друг другу всю жизнь, невозможно читать бесстрастно. Это – потрясение, это невозможный накал страстей, обжигающий и сегодня. Юноша: “Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы… Берегите себя. Храни Вас Бог. Ваш С.” Девушка: “Мой Сереженька! Не знаю, с чего начинать. То, чем и кончу: моя любовь к Вам бесконечна.” Ведущий 2: Она много писала, вдохновленная Эфроном. Он был единственным, кто ее понял и , поняв, полюбил. А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: “…всю жизнь напролет пролюбила не тех…” Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека – вот причины частых и горьких разочарований. Исполняется романс А.Петрова “Мне кажется, что вы больны не мной.” Ведущий 3: До революции Цветаева выпустила три книги, сумев сохранить собственный голос среди пестрого многоголосья литературных школ и течений. А между тем был канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполнили сердце поэтессе. Чтец: “Простите меня, мои горы! Простите меня, мои реки! Простите меня, мои нивы! Простите меня, мои травы!” Мать – крест надевала солдату, Мать с сыном прощались навеки… И снова из сгорбленной хаты: “Простите меня, мои реки!” Ведущий 4: С 1917 года для Цветаевой настает пора испытаний… Цветаева: Вы хотите видеть мой день? Пожалуйста: встаю – холод – лужи – пыль –ведра. Пилю, топлю, мою в ледяной воде картошку, которую варю в самоваре. Потом уборка, стирка. Маршрут: в детский сад, за усиленным питанием. Все обеды в одну кастрюльку. Кипячу кофе. Пью. Курю. В 10 часов день окончен; в 11 или 12 я уже в постель. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папироской, иногда – хлебом… Ведущий 1: “Жизнь, где мы так мало можем…”- писала Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях! Никогда еще не писала она так вдохновенно и разнообразно. Но голос поэта резко изменился. Из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость. Чтец: Пригвождена к позорному столбу Славянской совести старинной, С змеею в сердце и с клеймом на лбу, Я утверждаю, что – невинна. Я утверждаю, что во мне покой Причастницы перед причастьем. Что не моя вина, что я с рукой По площадям стою – за счастьем. Пересмотрите все мое добро, Скажите – или я ослепла? Где золото мое? Где серебро? В моей руке – лишь горстка пепла! И это все, что лестью и мольбой Я выпросила у счастливых. И это все, что я возьму с собой В край целований молчаливых. Ведущий 2: С 1912 по 1920 годы Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Только несколько случайных стихов в петербургских “Северных записках”. Знали ее лишь только завзятые любители поэзии. – Марина Ивановна, Вас не помнят в России. Цветаева: Нет, голубчик, меня не “не помнят”, а просто не знают. Ведущий 3: Спустя время выяснилось, что Сергея волной отступления армии Корнилова унесло в Чехию, он стал эмигрантом. Выполняя свою клятву, Цветаева едет к мужу. Прага, Париж, Вандея…Долгие версты и годы. Чтец: Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно – Где – совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что – мой, Как госпиталь или казарма. Мне все равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной – непременно – В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведем без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться – мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично, на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья – он, А я – до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все – равны, мне все – равно; И, может быть, всего равнее – Роднее бывшее – всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты – как рукой сняло: Душа, родившаяся – где-то. Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей – поперек! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. Но если по дороге – куст Встает, особенно – рябина ... Цветаева: Нищета, унижения. В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке. У Сергея заработки случайные. Мои стихи, поэмы, прозу все чаще отвергают и газеты и журналы. Чтец: В огромном городе моем – ночь. Из дома сонного иду – прочь И люди думают: жена, дочь, – А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метет – путь, И где-то музыка в окне – чуть. Ах, нынче ветру до зари – дуть Сквозь стенки тонкие груди – в грудь. Есть черный тополь, и в окне – свет, И звон на башне, и в руке – цвет, И шаг вот этот – никому – вслед, И тень вот эта, а меня – нет. Огни – как нити золотых бус, Ночного листика во рту – вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам – снюсь. Ведущий 4: Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их везли знакомые и незнакомые, их заучивали. Правда, приходилось читать стихи с опозданием, редко, и оседали они в столах у любителей поэзии в ожидании … когда же “моим стихам настанет свой черед…” Ведущий 1: В июне 1939 года мать и сын сели в поезд. Отец и дочь уже там, пока еще не в тюрьме, но уже в России. Из Парижа ее с сыном не провожал никто. Еще два года будет длиться Голгофа Марины, ее расплата – за что? – непохожесть? нетерпимость? неумению приспосабливаться к чему бы то ни было? за право быть самой собой? Расплата за любовь, земную и поэтическую, конкретную и космическую. Ведущий 2: В начале войны Марина Ивановна вместе с сыном эвакуировалась в Чистополь, а затем в небольшой городок Елабугу. Цветаева: Я постепенно утрачиваю реальности: меня – все меньше и меньше…Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами крюк… Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умирать. Я хочу не быть. Ведущий 3: спустя много лет преподаватель Елабужского педагогического института Наталья Вердеревская напишет: Чтец: Два города живут в твоей судьбе В них неизбывна память о тебе. Один из них – державная Москва О ней гремит стоустая молва. Великий град, отвергнутый Петром, Твой сладостный венец, твой отчий дом. Московских храмов сорок сороков, Блеск куполов и звон колоколов, Арбатский густолиственный покой И Пушкин твой над шумною Тверской. Здесь радостно и горестно жила, Здесь в каждый камень сердцем ты вросла. Другой – заштатный русский городок. Незнаменит, негромок, невысок. Купеческий лабаз. Глухой забор. Оконницы затейливый узор. Здесь не жила ты – здесь ты умерла. В елабужскую землю ты легла. Под сосен шум, под золото рябин Среди холмов прикамских и равнин. Над Камою светлеют купола. В последний час свой ты сюда пришла. Два города единыя Земли Корнями в землю древнюю ушли. Взошла звезда и канула звезда И города связала навсегда. Ведущий 4: “Нет в мире виноватых,”- сказал когда-то Шекспир. Но может быть, тот, великий, который скажет когда-нибудь, что все виноваты, будет не менее прав. Ведущий 1: (под музыку “Аве Мария”) Смерть поэта тоже входит в бытие поэта. А его бытие – это жизнь его стихов. Чтец: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, – Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. | |
|
Всего комментариев: 0 | |