Главная » 2015 Март 19 » Сценарий литературного праздника посвященный Н.А. Некрасову для пожилых
16:18 Сценарий литературного праздника посвященный Н.А. Некрасову для пожилых | |
Цели: продолжить знакомство с творчеством гениального поэта; постараться понять роль Волги в судьбе Некрасова; расширить представление о разнообразии лирики поэта. Воспитательная: влияние самодержавия на судьбы людей; чувство сострадания к обездоленным; патриотическое чувство – высшая степень гражданственности. Познавательная: знакомство с картинами великих художников – Левитана и Репина, отражение в них великой скорби народной. Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, картины “Владимирка”, “Бурлаки на Волге”. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Беседа. - С какими поэтами XIX века вы познакомились? - О чем были их стихи? Учитель: Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения) Поздняя осень. Грачи улетели… Однажды, в студеную зимнюю пору… - Узнали? Кто автор этих стихотворений? Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке. Запишите тему урока и эпиграф: Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг. Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией. И как он был неправ, когда говорил: “… быть может, я умру, неведомый ему…” “Неведомый”. Разве может человек остаться неведомым, если он разбередил душу человеческую, показал все “язвы” на теле русского человека. 3. Беседа о жизни поэта с опорой на материал, уже известный учащимся. Учитель: Мы знаем, где, когда родился поэт. А в каких условиях он рос? В неведомой глуши, В деревне полудикой, Я рос средь буйных дикарей. И мне дала судьба По милостыни великой В руководители псарей. - Как относился мальчик Коля (потом поэт Некрасов) к природе? Только ли чудесную утреннюю тишь ощущал он? -- Что вам известно о Владимирском тракте? 4. Знакомство с картиной Левитана “Владимирка”. - Как эта картина соотносится с темой нашего урока? Учитель: Да, ребята, здесь мальчик Коля видел картины народных страданий, уже здесь он возненавидел крепостное право, самодержавие, которое гневно осудил в своих стихах. 5. Стихотворение “На Волге” (1860). В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они? - Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”? 6. Словарная работа. Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. Бечева – прочная толстая веревка, канат. Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье. Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение. 7. Работа по картине И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”. Учитель: Чтобы конкретно представить это странное явление прошлого, посмотрите на картину Репина “Бурлаки на Волге”. - Ученики смотрят внимательно, высказывают свои мнения. Учитель: Картина Репина дает нам зримые образы, которые мы, раз увидев, уже не можем забыть. 8. Работа по стихотворению “На Волге”. А) Чтение учителем стихотворения. А теперь, ребята, послушайте стихотворение Некрасова. Какие уголки ваших душ затронет оно? Б) Беседа после прочтения по вопросам? - Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему? - Как построено стихотворение? - А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое) - А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее) Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека. Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”. (“О Волга! Колыбель моя…” “Давно-давно, в такой же час…”) Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами: Целый час стою неподвижно, Хмурюсь и молчу. - Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? - Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды? - В какой момент оно резко меняется? - Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? - Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как? - А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой). - Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность? - Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему? - Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Перечитать разговор бурлаков) - Какие слова могли повлиять на мальчика? - Какой бурлак привлек ваше внимание? - Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? - Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перечитываем последнюю часть стихотворения) - Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака) - Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение) - Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение? (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел?”) 8. Обращение к эпиграфу урока и к году написания стихотворения. Поэт призывает народ к борьбе, дает понять, что у него может быть лучшая жизнь. 9. Слово учителя. Этими чувствами проникнуты многие стихотворения поэта. И Некрасов верил в силы народа. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет: Да не робей за отчизну любезную… Вынес достаточно русский народ… Вынесет все, - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. - Что общего в стихотворении Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.? 10. А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица? (Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла) 11. Домашнее задание: выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |