Главная » 2015 Март 20 » Сценарий литературного праздника посвященный Л.Н. Толстой
16:05 Сценарий литературного праздника посвященный Л.Н. Толстой | |
Цели урока: Образовательные: продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя. Развивающие: развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас. Воспитательные: воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность. Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста. Ход урока 1 этап: постановка целей и задач урока. ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию. УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя. 2 этап: проверка домашнего задания. ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся. Вид работы: фронтальная беседа по содержанию. УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого. УЗ для учащихся: - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого. Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого” Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Содержание: - В какой семье рос Л.Н. Толстой? (без мамы, 5 детей, 4 брата: Николай, Сергей, Дмитрий и он сам, 1 сестра Машенька). - Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны). - Прочитайте, в чем состояла тайна? - Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые). ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ. Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания). 3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”. ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому. Вид работы: рассказ учителя. УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах. УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка ПЗ: - Слушайте внимательно. Содержание: Африка. Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов. Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”. Вид работы: словарная работа. УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи. УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи. ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу. - Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают. Содержание: на доске написаны слова с ударением (трехкратное чтение слов). Африка - показ Пустыня Сахара - на карте Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe. Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии. (Показ предметных картинок.) Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа. 4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”. ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения. Вид работы: чтение учителем. УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ) УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего? Содержание: учитель читает, дети слушают. Вид работы: беседа по целевому вопросу. УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения. УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков? Содержание: дети отвечают на вопросы, поясняя, почему они выбрали именно этот момент (- когда заметили акулу с палубы; - когда мальчики старались уплыть от акулы; - когда артиллерист выстрелил). Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос. 5 этап: повторное чтение, анализ. ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания. Вид работы: техника чтения. УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове. УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок. Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения: - Посмотрим на доску. - Вы ничего не заметили. - А что необходимо в этих словах? Содержание: а) Прекрa'сный – прe'красный – прекрасны'й. б) Топлe'нной – тo'пленной – топленнo'й. в) Послы'шался – послышa'лся – послышался'. Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны. оба закат крикнул отставать наперегонки - Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов). в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л п р и ц е л и л с я Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно. ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению. Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ. УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев. УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста. ПЗ: - Для этого составим таблицу. Смысловая часть Поведение артиллериста Черты характера - Итак, читаем 1 часть. Содержание: - Кто герой данного рассказа? - Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно). - Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка) - Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист. - Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его) - Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац. - Какие авторские слова предвещали этот момент? (душно, несло горячим воздухом). - Читаем 2 часть. - Как автор передает неожиданность, внезапность появления акулы? (вдруг....) - Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем) - Почему? (страх, опасность). - Читаем 3 часть. - Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись). - Насколько эффективно было это решение? - Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх) - Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись). - Могли их действия спасти мальчиков? (нет). - Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны). - Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения). - Что автор хотел передать словами “сорвался с места”? (стремительность действия, нельзя было терять ни секунды). - А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет). - Что автор хотел показать этими словами? (все находились в состоянии оцепенения). - Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста). - Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела) - Читаем 4 часть. - Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела) - Запишем в таблицу. - Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”) Вид работы: анализ иллюстрации. УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию. УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего. ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице. Содержание: - Как вы думаете, к какому эпизоду рассказа художник нарисовал эту иллюстрацию? (когда раздался выстрел) - Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела) - Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка). - Читаем 5 часть - Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик? - Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо). - что он в это время чувствовал? (облегчение) 6 этап: обобщающая беседа. ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения. Вид работы: обобщающая беседа УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения. УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения. ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе? - Каким он был? - Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание) Содержание: Смысловая часть Поведение артиллериста Черты характера 1 экспозиция - любовался на своего сынишку любовь к сыну 3 развития действия - закричал, смотрел..., - сорвался с места, - взял фитиль решительность, мужество 4 кульминация - упал и закрыл лицо руками самообладание - В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях). 7 этап: домашнее задание. Содержание: составить план (можно словами из текста). 8 этап: подведение итогов урока. ОДЗ: придать уроку логическую завершенность. Содержание: - Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков. - Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях). ОДЗ – общая дидактическая задача. УЗ – учебная задача. ПЗ – практическая задача. | |
|
Всего комментариев: 0 | |