Главная » 2015 Март 19 » Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову для подростков
16:21 Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову для подростков | |
Цель урока: охарактеризовать образ русской женщины-крестьянки в поэмах "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"; на примере сопоставительного анализа произведений Н.А. Некрасова и произведений устного народного творчества показать народность образа женщины-крестьянки; раскрыть новаторство поэта в разработке этой темы. Оборудование: портрет Н.А. Некрасова; раздаточный материал с текстами народных песен; отрывки из произведений Н.А. Некрасова для работы над проблемным вопросом. Ход урока 1. Ведение в тему. Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! ( "Кому на Руси жить хорошо") Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли: ( "Мороз, Красный нос") От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. ( "Тройка") (Названия произведений на доске не указаны.) Такой видит судьбу русской женщины Н.А. Некрасов и изображает её в своих произведениях. - Попробуйте назвать произведения. Действительно, в таких произведениях, как "Кому на Руси жить хорошо", " Мороз:", "Тройка", "В дороге", "Орина, мать солдатская" поэт создаёт замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Какой из эпиграфов можно предложить в качестве эпиграфа к уроку? К концу урока выберите только один отрывок, свой ответ обоснуйте. "Женский вопрос" был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов Х1Х века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщины. Чаще всего речь шла о городских женщинах, о представительницах господствующих сословий. - Опираясь на предложенные отрывки, прочитанные тексты, определите, в чём новаторство Некрасова в освещении "женского вопроса"? (Некрасов рассматривает женские образы из народа; в поэме "Кому на Руси:" повествование ведёт сама героиня.) Тема урока: "Судьба русской женщины в поэмах Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо"". Цель урока: Сегодня на уроке, анализируя поэмы, мы с вами попытаемся проследить судьбу русской женщины, выявить черты её характера, проникнуть в её внутренний мир. - Запишите тему урока и проблемный вопрос. 2.Анализ текста. "Мороз, Красный нос": Поэма была написана в 1863 году, первая часть опубликована в № 1 журнала "Время" за 1863 год. Полностью поэма вышла в № 1 "Современника" за 1864 год. Кто является главным героем поэмы? Почему рассказу о Дарье предшествует лирическое отступление о славянке? Что такое лирическое отступление? Какие мысли, чувства автора нашли отражение в нём? В отличие от "Мороза:" в "Кому на Руси жить хорошо" дан портрет Матрёны Тимофеевны. Зачитайте. Что "роднит" героинь двух произведений? На первый взгляд портрет Матрёны Тимофеевны не очень симпатичен. Почему Некрасов подчёркивает именно эти черты? В "Морозе:" изображён определённый момент в жизни героини, а свою жизнь Матрёна Тимофеевна "выложила" полностью. Как это связано с жанровым своеобразием произведения? Почему Дарья изображена именно в "минуту скорбную"? Дайте определение сюжета. Сюжет бывает любовным, героическим, бытовым, приключенческим. - Каков сюжет "Мороза:"? Почему умирает Прокл? Докажите. Попробуйте определить основной конфликт поэмы. Назовите писателей, современников Некрасова, посвятивших свои произведения этой теме. Какой предстаёт природа в произведениях Тютчева и Фета? - Подумайте, что нового внёс Некрасов в рассмотрение этой темы. Первая и вторая части противопоставлены. Почему? Зачитайте цитатный план первой части (предварительное задание для первого варианта). - Как вы думаете, почему первая часть рассказывает о похоронах Прокла? Почему она многолюдна? Какой предстаёт Дарья в первой части? (Предварительное индивидуальное задание одному из учеников.) В поэме автор использует много элементов, характерных для УНТ. Назовите их. - Зачем автор вводит в 1Х главу плач? Какая судьба, по мнению соседей, ждала Дарью? Докажите текстом. В произведениях русской литературы пейзаж выполняет функцию:(дополните) - Зачитайте описание пейзажа в начале П части (гл.ХУ1, ХУП). Какова его роль ? (Безразличие природы к страданиям человека, человек остаётся один на один со своим горем.) Какова роль внутреннего монолога Дарьи? Что её ждёт? Какова роль "сна" Дарьи? Почему в поэме появляется образ Мороза? Как он помогает раскрыть основной конфликт произведения? (Мороз - сказочный персонаж, но жизнь не сказка, природа несёт в себе и губительное начало.) Прокомментируйте название поэмы. Сформулируйте идею этого произведения. "Крестьянка" Жизнь Матрёны Тимофеевны, в отличие от жизни Дарьи, изображена полностью. Как мы выяснили, это связано с жанровым своеобразием произведения и замыслом автора. Попробуйте самостоятельно определить замысел Некрасова. В чём языковая особенность главы? - 3/4 текста гл. "До замужества", около ? объёма гл. "Песни" и более ? гл. "Трудный год" составляют известные источники. Для чего введено в рассказ Матрёны Тимофеевны такое множество фольклорных произведений? - Память Матрёны Тимофеевны хранит множество текстов, это роднит её с талантливой олонежской вопленицей Ириной Федосовой. Её слова: "Я грамотой неграмотна, зато памятью я памятна", - слышим мы и в речи Матрёны Тимофеевны: Я грамотой неграмотна, Да памятью я памятна, До слова всё запомнили, Что говорил старик. Однако "Автобиография" Ирины Федосовой - не единственный источник образа Матрёны Тимофеевны. Какие ещё источники этого образа вы можете назвать? В "Автобиографии" И. Федосовой сказано: "Родители мои были люди степенные и зажиточные". - Какой отрывок из народной песни перекликается с этими словами? ("Как жила у тебя я, кормилец батюшка и родимая матушка, А не слышала слова худого, грубого:") Как песня отразилась в поэме, как характеризует семью Матрёну Тимофеевны? (Мне счастье в девках выпало: У нас была хорошая, Непьющая семья. За батюшкой, за матушкой, Как у Христа за пазухой, Жила я молодцы.) - Какие песенные элементы использованы автором? - Какие строчки характеризуют жизнь Матрёны Тимофеевны до замужества? Назовите произведения УНТ, которые автор использует в этой части. (Обычаи: Сажал меня на бурушку И вывел из младенчества: И волюшка скатилася С девичьей головы:) - О каких ещё обычаях говорится в тексте? 6. Посмотрите начало главы "Песни". В чём особенность композиции и какова её роль в поэме? 7. Найдите в текстах отрывок из песни, который описывает жизнь Матрёны Тимофеевны в новой семье. Свой выбор аргументируйте, используя текст поэмы. В чужих людишках, ох, люди рано будят, Ой, да на работушку сгоняют до зари, Ой, да на тяжёленьку погонят до росы, Ой, да от работушки рученьки болят, Болят рученьки, болят-то плечи, А ой да от заботки буйная голова. . . . - Ты дитя ль моё, дитятко, Ты дитя ль, чадо моё, Уж как этот сон я расскажу, По словам его распишу: На печище котище лежит - Это твой свёкр - батюшка; По полу ходит гусыня - Это лютая свекровушка; По лавочкам ласточки - Это милые золовушки; За окошком сизой орёл - Это твой наречённый муж. 8. Характеризуя своё положение в семье мужа, Матрёна Тимофеевна говорит: Запугана, заругана, Перечить не посмела я: А в У главе меняется не только содержание её речей, но и общая тональность. Я потупленную голову, Сердце гневное ношу: - Какие события зародили гнев в душе Матрёны Тимофеевны? 9. Если в "Морозе:" литературный плач совпадает с народным, то плач Матрёны Тимофеевны по Дёмушке приобретает новый оттенок. Чем отличается плач Матрёны Тимофеевны? На какой жанр УНТ он больше похож? Как характеризует главную героиню? Почему Матрёна Тимофеевна игнорирует совет броситься в ноги старосте? 10. Матрёну Тимофеевну ославили "счастливою" после того, как она спасла мужа от рекрутчины. Почему это было счастьем? Что ожидало женщину-солдатку? - Как эта тема отражена в стихотворении "Орина, мать солдатская"? (Предварительное задание для второго варианта.) 11. В "Морозе:" и "Кому на Руси жить хорошо" главные героини терпят невзгоды, когда речь идёт о них самих, но, если необходимо спасать близких, Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт.. - Как бы вы охарактеризовали обеих женщин? В чём отличие этих образов? 12. Как Матрёна Тимофеевна отзывается о женском счастье? Прочитайте. - Прокомментируйте название главы. 3. Итог урока: Обратимся к проблемному вопросу сегодняшнего урока. Какой отрывок вы бы выбрали в качестве эпиграфа к уроку? Почему? | |
|
Всего комментариев: 0 | |