Главная » 2015 Март 19 » Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову
16:23 Сценарий конкурса чтецов посвященный Н.А. Некрасову | |
Цели: продолжить знакомство с произведениями поэта; углубить знания учащихся о личности и поэзии НА Некрасова, великого поэта русской земли, сердечного печальника за свой народ, подчеркнуть гражданственность его поэзии; формировать у школьников чувство ответственности за все, что происходит в родной стране, готовность служить народу так, как это делал Некрасов, а также чувство гордости за лучших людей России; учить ребят осмыслять образную и художественную ткань стихотворения, передавать в чтении накал чувств автора, развивать речь, воспитывать художественный вкус. Оборудование урока: эпиграф, репродукции картин художников АГ Венецианова, портрет писателя, музыкальные произведения, книжная выставка Эпиграф: Стихи мои! Свидетели живые За мир пролитых слез! Родитесь вы в минуты роковые Душевных гроз И бьетесь о сердца людские, Как волны об утес. Н.А.Некрасов Ход урока Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта, человека, который видел тяжелый труд простой русской женщины. Наша встреча лишь маленькая дань уважения замечательному русскому поэту. Поэт-гражданин, поэт – трибун, Некрасов отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу. Взволнованное слово поэта песенным морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека. Многие его стихи и песни поют и знают повсеместно без имени автора. Признания выше, чем это быть не может! Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы будем говорить о НА Некрасове, которого Ф.М.Достоевский назвал человеком с раненым сердцем. Ведущий 2: Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни, и долг перед Отечеством был для каждого их них превыше всего. Ведущий 1: Когда-то Герцен привел список поэтов погибших от рук самодержавия: повешенный Рылеев; убитые на дуэли Пушкин и Лермонтов; посланный на верную гибель Грибоедов; и этот список далеко не полон. Ведущий 2: Очень рано некрасовская муза получила уроки познания жизни, и они были безрадостными. Это были слезы “ подавленны и трепетных рабов” в доме отца-властелина, который своих крепостных порол и по поводу и без повода. Чтец 1: Родился я большом дому, Напоминающем тюрьму, В котором грозный властелин Свободно действовал один, Держа под страхом всю семью И челядь жалкую свою. Ведущий 1: Это была печать страдания на лице матери. Чтец 2: Елена Андреевна- человек, тонко воспитанный и глубоко образованный – среди всех окружавший ее людей казалась чудом. Треволненья мирского далекая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бедных устах. Чтец 3: Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!... Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде- Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы… Но знаю: не была душа твоя бесстрастна, Она была горда, упорна и прекрасна… Вот серый, старый дом… Но помню я: здесь что-то всех давило, Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло, Я к няне убегал…Ах, няня! сколько раз Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час; При имени ее впадая в умиленье, Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?.. Ведущий 2: Она была борцом за справедливость в этом аду отцовского самодурства. Влияние ее на своего сына было и влиянием русской женщины, глубоко понимающей чужое страдание и сочувствующей людям простым, тем, которые на языке отца, не выходили из хамов. Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь, до последнего дня, светили добрые и внимательные глаза матери. Чтец 4: (ученик читает на фоне музыки) Повидайся со мною, любимая! И на правый поставила путь… Да! Я вижу тебя, бледнолицую И на суд твой себя отдаю. Не робеть перед правдой-царицею Научила ты Музу мою Выводи на дорогу тернистую! Разучился ходить я по ней, Погрузился я тину нечистую Мелких помыслов, мелких страстей От ликующих, праздно болтающих Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! Ведущий: Колыбелью его поэзии была русская природа Чтец 5: (учащийся читает на фоне музыки. Звучит 2 симфония В Калиникова. Проецирование русских пейзажей) И вот опять, знакомые места, Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, Текла среди пиров, бессмысленного чванства, Разврата грязного и мелкого тиранства, Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов, Где было суждено мне белый свет увидеть, Где научился я любить и ненавидеть… Нет! В юности моей, мятежной и суровой, Отрадного душе воспоминанья нет; Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет, проклятьем на меня легло неотразимым Всему начало здесь, в краю моем родном…. Ведущий 1: Так уже с ранних лет нашел Некрасов свою дорогу. Его совесть требовала, обязывала, звала. Здесь, в родном краю, родилась его поэтическая муза, которую он назвал “ сестрой народа”, героическая, мужественная страдалица, безмолвно переносящая все боли и мучения. Она носила в себе и черты простой крестьянки и черты матери. Чтец 6: Вчерашний лень, в часу шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди Лишь бич свистел, играя… И музе я сказал: “Гляди! Сестра твоя родная!” Ведущий 2: От непосильного безрадостного труда, от горьких слез, незаслуженных обид быстро вянет девичья краса, теряется гордая женская стать. Чтец 7: Повенчавшись, Прасковье Муж имущество казал: Это стойбище коровье, А коровку бог прибрал! Нет перинки, нет кровати Да теплы в избе полати, А в клети, вместо телят, Два котеночка пищат! Есть и овощ в огороде - Хрен да луковица Есть и медная посуда Крест да пуговица. Чтец 8: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля : с рабом повенчаться, Вторая- быть матерью сына раба, А третья – до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Чтец 9: (ученик читает стихотворение “ В полном разгаре страда деревенская”) Чтец 10: (учащийся читает стихотворение “ Еду ли ночью по улице темной”) Чтец 11: От работы черной и трудной Отцветешь, не успеешь расцвесть, Погрузилась ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, – появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. Ведущий 1: Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому, и в поле, недосыпая ночами, растили они детей, отдавая им любовь бескорыстного материнского сердца. Такова судьба и Матрены Тимофеевны, и солдатской матери Орины, и Катеринушки, и Дарьи, и тысяч других женщин. Ведущий 2: Но поэт не только показал тяжелую долю русской женщины, но и восславил в своих стихах “величавую славянку”. Он скорбел о многотрудной ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, ее нравственной силой. Чтец 12: (учащийся читает под музыку) “ Есть женщины в русских селеньях”. Чтец 13: Нет! Я не жалкая раба, Я женщина, жена! Пускай горька моя судьба- Я буду ей верна! О, если он забыл меня Для женщины другой, В моей душе достало б сил Не быть его рабой! Но знаю к родине любовь Соперница моя, И если б нужно было, вновь Ему простила б я!... Чтец 14: Не может сын смотреть спокойно На горе матери родной, Не может гражданин достойный К отчизне холоден душой, Ему нет горше укоризны… Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Ведущий 1: Народ не забыл своего великого заступника, ему дороги слова бескорыстной любви и ненависти, звучащие в поэзии Некрасова. Такие слова не стираются и не забываются – они живут вечно. Исполнилось то, что в грезах обещала ему утешительница-мать: Чтец 15: Не бойся горько забвенья: Уж я держу в руке моей Венец любви, венец прощенья, Дар кроткой родины твоей… Уступит силу мрак упрямый Услышишь песенку свою Над Волгой, над Окой, над Камой… Учащиеся исполняют романс “ Что ты жадно глядишь на дорогу”. Подведение итога урока. Выставление оценок. Домашнее задание. | |
|
Всего комментариев: 0 | |