Главная » 2015 » Март » 25 » Сценарий конкурса чтецов посвященный М.Ю. Лермонтова для школьников
16:27
Сценарий конкурса чтецов посвященный М.Ю. Лермонтова для школьников
Цели: познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова и русского пейзажиста И.И.Шишкина; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения; учить чувствовать выразительность слова; прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины И.И.Шишкина “На севере диком…”, музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2. Введение в тему

– Посмотрите на доску. Что написано на доске? (Фамилии поэтов: С.Есенин, С.Маршак, М.Лермонтов).

– Определите фамилию автора, с произведением которого мы познакомимся на уроке по таким признакам: фамилия начинается с согласной и в ней согласных шесть. Прочитайте имя поэта. (Михаил Юрьевич Лермонтов 1814–1841)

– Сегодня на уроке мы прикоснемся к творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, встретимся с его замечательными стихами.

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).

– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).
3. Рассказ учителя о поэте

М.Ю.Лермонтов жил в одно время с Александром Сергеевичем Пушкиным. Родился он в 1814 году в Москве и очень ее любил. В поэме “Сашка” он писал:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень любила внука и старалась дать ему хорошее образование. С детства Михаил Юрьевич говорил по-немецки и по-французски. Даже маленький он говорил в рифму, и все этому удивлялись. Он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Михаил часто болел, поэтому летом 1825 года бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828 года мальчика зачислили в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, где раньше учились В.Жуковский, А.Грибоедов, Ф. Тютчев. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. Обратите внимание – (демонстрация портрета (Рисунок 1)) с полотна на нас смотрит спокойный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.
4. Первоначальное чтение стихотворения “На севере диком…”

– Наш урок мы посвятим стихотворению М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
5. Обмен впечатлениями

– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное, печальное, лирическое).

– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости).

– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

(Высказывания учащихся).
6. Повторное медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту

– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север

дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).

– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).

– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).

– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).

– Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.

– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).

– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).
7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

– Отметьте непонятные вам слова.

– Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?
8. Словарная работа: уточнение смысла непонятных слов

Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.
Утес – высокая скала.

9. Анализ стихотворения

– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже

одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание).

– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? (“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”)

– Как называются эти слова? (Эпитеты).

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).

– Какой еще литературный прием использовал автор? (Олицетворение).

– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе,

тоже одинокой).
10. Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя

– Прочитайте стихотворение про себя и попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать воображаемую картину словами. Расскажите, что у вас получилось. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко).
11. Физкультпауза
12. Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”
Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

– Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания учащихся).

– Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.

– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению).

– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).

– Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.

13. Вывод

– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной. Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил звучание поэтических строчек.

– Какими художественными средствами удалось поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).

– Мы еще раз убедились, как два шедевра искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.
14. Коллективное чтение стихотворения

– Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Постараемся передать настроение одиночества).
15. Закрепление новых знаний

– Прочитайте понравившиеся строчки.
– С каким чувством вы прочитаете стихотворение?
– Какими красками нарисуете картину к этому тексту?
– Характер какой мелодии должен сопровождать это стихотворение?
– Какие картины родились в вашем воображении?
16. Домашнее задание (по выбору)

Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.
Подобрать мелодию к стихотворению.
17. Рефлексия

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?
– Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?
– Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?
– Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?
18. Оценка работы
Категория: Сценарий | Просмотров: 270 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar