Главная » 2015 Март 19 » Сценарий конкурса чтецов посвященный М.И. Цветаевой для подростков
15:19 Сценарий конкурса чтецов посвященный М.И. Цветаевой для подростков | |
Звучит эпиграф к "Поэме Горы" М.Цветаевой на немецком языке. "О, любимый, тебя удивляет эта речь?! Все расстающиеся говорят, как пьяные, И любят торжественность!" Гельдерлин,нем. поэт Хозяйка гостиной: Свою судьбу Марина Цветаева предсказала сама и очень рано: в начале долгого забвение, а затем громкую посмертную славу. Угадала и свою страшную смерть, ошиблась только во времени суток: "Знаю, умру на заре...". Сегодня настало ее время. Марину Цветаеву любят миллионы людей, ее строчки стали крылатыми. А иные ее стихи кажутся давними и привычными, словно существовали всегда - как русский пейзаж, как рябина у дороги, как полная луна, и как вечный женский голос, перехваченный любовью и страданием. Памяти Марины Цветаевой посвящается... (Звучит запись романса "Кто создан из камня") Ведущий: 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя Московского Музея изящных искусств и Марии Александровны Мехи родилась дочь Мария. Чтец: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. Ведущий: "Когда вместо желанного, предрешенного, почти предсказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догадливым словом оказалось "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: "Де, Муся, де, а это ре, де-ре..." Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку." Чтец: Кто создан из камня, кто создан из глины, - А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело - измена, мне имя - Марина, Я - бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти - Тем гроб и нагробные плиты... - В купели морской крещена - и в полете Своем - непрестанно разбита! Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня - видишь кудри беспутные эти? - Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной - воскресаю! Да здравствует пена - веселая пена - Высокая пена морская! На фоне музыки (Ф.Шопен. Прелюдия №6) Ведущий: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У нее появилась более глубокая страсть - книги. С шести лет Марина уже писала стихи не только на русском, но и на французском, и на немецком языках. В восемнадцать лет (1910 год) она уже была автором сборника "Вечерний альбом". Высокую оценку он получил от известных поэтов Брюсова, Гумилева, Волошина. Чтец: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти - Нечитанным стихам! - Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Звучит музука Ф.Шуберта . Симфония №8. Ведущий: Анастасия Цветаева, сестра Марины вспоминает: "В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Бернацкой, умершей очень рано - в 27 лет. Ее фотография - темноокое, с тяжелыми веками , печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными чертами, добрым, горечью тронутым ртом..." Вот как об этом говорит Марина в своем стихотворении "Бабушке": Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы... Юная бабушка! - Кто целовал Ваши надменные губы? Руки, которые в задах дворца Вальсы Шопена играли: По сторонам ледяного лица - Локоны, в виде спирали. Темный, прямой и взыскательный взгляд, Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят. Юная бабушка, кто вы? Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей - сколько? - -В ненасытимую прорву земли, Двадцатилетняя полька! День был невинен, и ветер был свеж, Темные звезды погасли. -Бабушка! - Этот жестокий мятеж В сердце моем - не от вас ли?.. Ведущий: Цветаева жила очень напряженно, непотаенной душевной жизнью. Стихи были для нее почти единственным средством самовыражения. Она поверяла им все. В ее ранних дневниковых стихах подспудно вызревал и временами уже давал о себе знать великолепный цветаевский психологизм. Она точно схватывала и умела передавать словом, интонацией, ритмикой тонкие и трудновыразимые нюансы своих переживаний, глубоко запрятанных чувств, мечтаний, надежд. Звучит романс "Вот опять окно" муз.В.Дашкевича Ведущий: Особое отношение и особая любовь Марины Цветаевой - к Пушкину. Так и должно быть, это естественно, потому что Пушкин не просто национальное достояние, он - явление России, он - сама Россия со всеми ее слезами и улыбками, Россия талантливая, изумительная, но трагичная и неосуществимая. Одно из сильнейших детских воспоминаний Марины - то, что вечно, и под дождем, и под снегом, и зарю или метель - стоит с вечной шляпой в руке и называется памятник Пушкину. Чтец: Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда мы вождя хоронили: Те зубы царёвы над мертвым певцом Почетную дробь выводили. Такой уж почет, что ближайшим друзьям - Нет места. В изглавьи, в изножьи, И справа, и слева - ручищи по швам - Жандармские груди и рожи. Не диво ли- и на тишайшем из лож Пребыть поднадзорным мальчишкой? На что-то, на что-то, на что-то похож Почет сей, почетно - да слишком! Гляди, мол, страна, как, молве вопреки, Монарх о поэте печется! Почетно - почетно- почетно - архи - Почетно, - почетно до черту! Кого ж это так - точно воры вора Пристреленного - выносили? Изменника? Нет. С проходного двора - Умнейшего мужа России. Звучит музыка П.И. Чайковского . Симфония №6. Ведущий: Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений "Стихи к Пушкину" и эссе "Мой Пушкин", "Пушкин и Пугачев". Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущими в нем. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX - начала ХХвека. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением ее чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные ее поэтическому кумиру -Александру Блоку. Чтец: Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке Одно-единственное движенье губ Имя твое - пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту, Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок. Имя твое - ах, нельзя! - Имя твое - поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое - поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток: С именем твоим - сон глубок. Ведущий: В самом начале 1912 года в жизни Цветаевой произошли два важных события: она обвенчалась с Сергеем Эфроном, и у нее вышел второй сборник стихов "Волшебный фонарь".Она гостила тогда в волошинском крымском доме - в Коктебеле. "Они встретились 5 мая 1911 года на пустынном , усеянном мелкой галькой берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый, грустный и кроткой красоты юноша, почти мальчик - с поразительными, огромными, в пол-лица глазами ; заглянув в них и все прочтя вперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от нее, зеленых ,- вложил ей его в ладонь, розовый, внутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день..." Звучит романс "Под лаской плюшевого пледа" из к/ф "Жестокий романс". Музыка А.Петрова. Время после встречи, с мая 1911 года до начала мировой войны было самым счастливым в ее жизни. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи. Чтец: Я с вызовом ношу его кольцо - Да, в Вечности - жена, не на бумаге.- Его чрезмерно узкое лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно - великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза - прекрасно-бесполезны! - Под крыльями распахнутых бровей - Две бездны. В его лице я рыцарству верна. - Всем вам, кто жил и умирал без страху. Такие - в роковые времена - Слагают стансы - и идут на плаху. Ведущий: Любовь к Сергею Эфрону была пылкой, романтической и патетической. "Сережу я люблю бесконечно и навеки... Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внутренне и внешне... Он блестяще одарен, умен, благороден. Если бы вы знали, какой он пламенный, великодушный, глубокий юноша! За три или почти три года совместной жизни ни одной тени сомнения друг в друге. "Наш брак до того не похож на обычный брак, что я совсем не чувствую себя замужем и совсем не переменилась,- люблю все то же и живу все так же, как в 17 лет. Мы никогда не расстанемся. Наша встреча - чудо." Ее стихи, посвященные Эфрону, буквально обожествляют человека: Романс: "Мне нравится, что вы больны не мной..." муз.М.Таривердиева На фоне музыки П.И.Чайковского "Итальянское каприччио" Ведущий: Цветаева не только поэт, она драматург, литературовед, эссеист. Ее перу принадлежат не только стихи и поэмы, но и четыре драмы, большое количество неповторимых по стилю и философской глубине творческих портретов современников - деятелей литературы и искусства, статьи по общим вопросам творчества, автобиографическая проза. Ее, эту прозу, интересно читать не только профессиональным литературоведам - исследователям, но и просто любителям поэзии. Ведущий: "- Город Александр, Владимирской губернии, Ильи Муромца губернии . Оттуда - из села Талица - наш цветаевской род. Священнический. Оттуда - Музей Александра 111 на Волхонке, оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним - в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся нив один головной убор. Большеголовые все. Наша примета" Ведущий: И все-таки сначала поэзия. Многие стихи Марина Цветаева группировала на циклы. Так, например, широко известны "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку", "Ахматовой" и др. С Анной Ахматовой Цветаева знакома не была. Они встречались только в июне 1941 года, в последний год жизни Цветаевой. Много позже - Анна Ахматова заметила, что литературные увлечения ранней Цветаевой отличались безвкусицей, однако это не помешало ей стать Большим поэтом. По этому поводу высказывание дочери Цветаевой - Ариадны: "Марина Цветаева была безмерна, Анна Ахматова - гармонична, -отсюда разница их творческого отношения друг к другу". И действительно - безмерность! Как точно определено творческое начало поэтессы. Эта безмерность характеризует поэта русского национального начала. Романс: "Благославляю Вас" Муз.М.Таравердиева Ведущий: 1917 год. Рядом с Мариной Цветаевой - ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка. Это пора испытаний. Цветаева хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а Время неустанно вторгалось в эту жизнь... Она не подозревала, что история диктовала "Сюжеты" ее чувствам и творчеству. Существует мнение, что "политика ей была глубоко чужда, она была к ней равнодушна. Да! Это действительно так... Но только почти... Цветаева ощущала трагизм революционных событий, всей своей сущностью поэта не принимала - насилия, жестокости, убийств. И особенно тогда, когда это касалось ее привычного круга людей и тех, кто был для нее истинно дорог и любим. На фоне музыки Л.Бетховена. Соната №30 для ф-но Ведущий: Если Маяковский, которого Цветаева высоко ценила, говорил про революцию: "Моя революция", то Цветаева как поэт демократической русской литературы провозгласила свое нравственное кредо в 1918 году: Чтец: Если душа родилась крылатой - Что ей хоромы - и что ей хаты! Что Чингис-Хан ей и о - Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно-слитых: Голод голодных - и сытость сытых! Ведущий: 1922 год. Марина Цветаева с дочерью Ариадной приезжают в Прагу. Начинается пражский период эмиграции, чрезвычайно богатый и разнообразный в ее творческой деятельности. Здесь за 3 года она выросла в того поэта, которого сейчас называем великим. Находясь в эмиграции, Марина постоянно думала о родине. В стихотворениях звучат ноты непередаваемой тоски и грусти: Чтец: Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится... Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце... Ты в погудке дождей и бед - То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку - на весь тот свет! Здесь мои - обе заняты. Звучит "Реквием" В.А.Моцарта Ведущий: Так или иначе, но жизнь Цветаевой на чужбине складывалась действительно трудно, если не сказать - невыносимо. И летом 1939 года она с сыном возвращается на родину. Конечно, сладкой ее жизнь не назовешь и теперь, хотя поэтессе предоставили возможность заниматься переводами. Череда неурядиц преследовала Марину Цветаеву. Найти свое место в этом мире, обрести счастье ей уже было не суждено... Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить. Ее самоубийство в Елабуге прозвучало как отказ от жизни, откуда ее выбросили. (Звучит колокольный звон) Чтец: 3наю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух - не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь! С полным передником роз! - Ни ростка не наруша! Хозяйка гостиной: Главное, Марина Цветаева была великим поэтом, опережающим время,и когда поняла, что в эмиграции "она не нужна", а в России 40-х годов - "невозможна", то рванулась вперед - в Будущее! В неувядаемую Память Человечества! | |
|
Всего комментариев: 0 | |