Главная » 2015 Март 26 » Презентация про М.Ю. Лермонтова 6 класс
10:21 Презентация про М.Ю. Лермонтова 6 класс | |
Цели: обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу; показать яркость и выразительность языка поэзии поэта. ХОД УРОКА Тебе, Кавказ, суровый царь земли Я посвящаю снова стих небрежный … I. Вступительное слово учителя – Русский язык и литература – это единое явление в культуре. Изучая литературу, мы не можем не обращаться к «великому могучему и прекрасному языку», на котором она создана. Завершая в 8 классе знакомства с творчеством М.Ю.Лермонтова, мы еще раз обратимся к нему, чтобы осознать значения этого человека: его личности и его поэзии для русской культуры. И попытаемся проникнуть в творческую лабораторию поэта. Поэт Павел Антокольский посвятил памяти М.Ю. Лермонтова стихотворение «Гроза над Пятигорском». Я предлагаю вам послушать и подумать: – Каким предстает в этом стихотворении М.Ю. Лермонтов? II. Чтение стихотворение учащимся Павел Антокольский ГРОЗА НАД ПЯТИГОРСКОМ Гроза разразилась И с юноши мертвого Мгновенно сорвала косматую бурку. Пока только гром наступленье развертывал, А страшная весть понеслась к Петербургу Железные воды и кислые воды бурлили и били В источниках скал. Ползли по дорогам коляски, подводы, арбы и лафеты… А юноша спал. Он спал, ни стихов не читая, не писем, Не сын у отца И у века не пасынок! И не был он сослан, И не был зависим от гор этих, Молниями опоясанных… Он парусом где-то белел одиноким, Иль мчался по кручам конем легконогим, Иль, с барсом схватившись, Катился, визжа, в туманную пропасть! А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных, Менялся кинжалом с вождем мятежа! Гроза разразилась. Остынув от зноя и снежным дыханьем на мертвого дунувши, Одели его ледяной сединою Машук и Бештау, Склоняясь над юношей: – Спи, милый товарищ, Окончилось горе… Сто лет миновало. Мы снега белее, Но мы – старики, Да и все Пятигорье, Отпразднуем грозами твой юбилей! И небо громовым наполнится рокотом! И гром – агитатор уснувших разбудит А время? А смерть? Пропади они пропадом! Их не был вовсе И нет, и не будет! III. Беседа – Итак, каким предстает Лермонтов перед нами? (Автор показал, что характер у Лермонтова был свободолюбивый, сравнивается с горами). – Ребята, а как Лермонтов был связан с Кавказом? (В детстве с бабушкой ездил лечиться, 2 раза был в ссылке, погиб тоже на Кавказе). – Сейчас из стихотворения выпишем один абзац и попробуем разобраться в нем. Подумайте, что объединяет все слова с пропущенными орфограммами? Он парусом где-то б_лел од_ноким, Иль мчался по кручам к_нем легконогим, Иль, с барсом схв_тившись, К_тился, визжа, в туманную проп_сть, А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных, М_нялся кинжалом с вождем мятежа! – Что же все-таки объединяет все слова с пропущенными орфограммами? (Орфограмма которая находится в корне слова). Задание: выполнить синтаксический разбор этого предложения. Выполнение разбора предложения учащимся – Ребята, как вы думаете, что Павел Антокольский передал в этих поэтических строчках? (Он раскрыл внутренний мир поэта, вольнолюбие, уважение и понимание к другому народу, потому что они боролись за свою независимость). – Сейчас обратимся к произведениям самого поэта. Как вы думаете, что значил Кавказ для Лермонтова? (Кавказ для Лермонтова – символ вольной, неукротимой, самобытной природы; это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых людей, еще не испорченных цивилизацией; это земля,.. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта, война). IV. Чтение учащимся стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ» КАВКАЗ Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно? их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла? мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив? был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую? по вас. Там видел я пару божественных? глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. – Подумаете, о чем хотел сказать поэт? Беседа: – О чем это стихотворение? (О природе, о воспоминании о матери и о первой любви). – Какую мысль хотел донести автор до читателя? (Что поэт очарован красотой Кавказа). – Все ли слова в стихотворении понятны, постарайтесь объяснить лексическое значение слов (отторгнут – отнять насильственным путем) – Назовите художественно-выразительные средства в этом стихотворении? (Эпитеты – сладкую песню, в розовый час, памятный глас; олицетворение – степь повторяла мне памятный глас; метафора – сердце лепечет). – Какой художественный прием автор использовал в стихотворении? (Инверсия – изменение порядка слов в предложении для достижения художественной цели). – Для чего использовал автор этот прием? (Чтобы ярче выразить чувства любви к Кавказу). – А сейчас, ребята, делаем морфемный разбор слов у доски: вечно, повторяла божественный; морфологический разбор слова: счастлив. – Назовите сколько букв и звуков в слове тоскую. V. Чтение учащимся стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Еще ребенком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, – Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной И сердцем был товарищ им воздушный. Задание: выполнить (на листочках) частичный разбор предложений, выделить грамматические основы, укажите тип сказуемых. VI. Задание: выписать простое двусоставное предложение, осложненное деепричастным оборотом из учебника литературы (гл. 13). VII. Слово учителя – Ребята, вы знаете, что М.Ю. Лермонтов был одаренным человеком: играл на скрипке, был хорошим математиком, писал картины. Многие из них посвящались гордому и величественному Кавказу. VIII. Задание: по впечатлениям от картин, стихов составьте 2-3 простых двусоставных предложений. IX. Подведение итогов – Итак, что мы повторили о двусоставных предложениях? – А что еще сегодня на уроке открылось нам нового и интересного? X. Задание на дом – У кого появилось желание продолжить свои впечатления, напишите мини-сочинение; подготовиться к диктанту. Скачать: Презентацию про М.Ю. Лермонтова 6 класс | |
|
Всего комментариев: 0 | |