Главная » 2015 Март 26 » Презентация про М.Ю. Лермонтова 11 класс
10:17 Презентация про М.Ю. Лермонтова 11 класс | |
Цели: Образовательная: рассмотреть, как художник раскрывает тему любви в своих произведениях. Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать монологическую устную речь. Воспитательная: воспитывать оптимистическое отношение к жизни. Задачи урока: Познакомить учащихся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова на тему любви. Дать представление об избранницах поэта, которым он адресовал свои произведения. Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Развивать эмоционально-образное мышление учащихся. Воспитывать эстетический вкус к классической литературе. Учащиеся должны: знать: факты из жизни М.Ю.Лермонтова, стихотворения о любви, написанные поэтом. уметь: определять основную мысль произведения. Оборудование: проектор, презентация или портреты М.Ю. Лермонтова, Н.Ф. Ивановой, Е.И. Сушковой, М.А. Щербатовой, В.А. Лопухиной, эпиграф. Музыкальное оформление: «Лунная соната» Бетховена. Романс «Отчего», сл. М.Ю. Лермонтова, муз. А. Даргомыжского Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство. Учебник: Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. под ред. В.Я. Коровиной. – М.: П., 2009. Эпиграф: Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! – любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил Лермонтов М.Ю. Стих «1831-го июня 11 дня» ХОД УРОКА 1. Оргмомент 2. Сообщение темы учителем – Ребята, что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы учеников.) (Учитель открывает доску, где написаны задачи урока, или слайд презентации.) Познакомиться с любовной лирикой М.Ю. Лермонтова. Получить представление об избранницах поэта. Сравнить стихи о любви А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 3. Вступительное слово учителя – Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что любовь – чувство, о котором мечтает каждый человек, и каждого волнуют вопросы: «Что такое любовь? Какая она бывает?» И мы не исключение. Не правда ли?! В словаре Ожегова дана такая трактовка любви. «Любовь – глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство. Чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренной привязанности». Это всего лишь определения любви, но они приобретают смысл, когда мы влюбляемся. У всех это происходит по-разному. Одни ждут любви с замиранием сердца, другие ищут предмет обожания сами, вглядываясь в лица окружающих. Когда-то давно, будучи в вашем возрасте, я написала стихи: Я жду, а дождь любви не падает, Забрал себе всё скряга-водяной. Дождинкой старец землю не обрадует: Мечту любви сожжёт жестокий зной. Это не образец поэзии, но это мои ощущения и желания в 14 лет. У Михаила Юрьевича Лермонтова совсем по-другому. Летом 1825г. М.Ю. Лермонтов пережил первую детскую влюбленность. Он сам рассказывал об этом в записи, датированной 8 июля 1830 года: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9… Я не помню, хороша собой была она или нет. Но её образ и теперь ещё хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю, почему… Белокурые волосы, голубые глаза, быстрые, непринужденность – нет; с тех пор я ничего подобного не видал, или это мне кажется, потому что я никогда так не любил, как в тот раз… И так рано! В 10 лет… о, эта загадка, этот потерянный рай до могилы будут терзать мой ум!.. иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстию! – но чаще плакать». О своём первом детском увлечении Лермонтов говорит в стихотворении 1830г. «Кавказ». Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. 4. 1 У.С. Впервые М.Ю. Лермонтов испытал чувства любви в 10 лет. После Михаил Юрьевич Лермонтов влюблялся не однажды и любил сильно и страстно. А какой именно была его любовь? Это задача, которую нам придется решать. Но прежде определим виды любви и запишем на доске. Используйте личный опыт, жизненные наблюдения, прочитанные произведения, просмотренные кинофильмы. (Ученик идёт к доске и записывает виды любви.) Романтическая, счастливая, взаимная, чистая, неразделённая, искренняя, несчастная, восторженная, трагическая, взаимная, страстная, бескорыстная, безответная, святая, латоническая и др. 2 У.С. – Какую же именно любовь М.Ю. Лермонтов испытывал к своим избранницам? – Кто они, женщины, сыгравшие большую роль в судьбе поэта и его творчестве? Возможно, кто-то из вас читал о них? Расскажите, пожалуйста. (Ответы.) А я предлагаю вам посмотреть на портреты Натальи Федоровны Ивановой, Марии Алексеевны Щербатовой, Екатерины Александровны Сушковой, Варвары Александровны Лопухиной. Каждая женщина полна очарования и притягательной силы. Портрет Варвары Александровны Лопухиной – это акварель Михаила Юрьевича Лермонтова, изобразившего Лопухину испанской монахиней. – Ребята, перед вами лежат материалы с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. (Приложение 1) Задание: 1. Ознакомьтесь с краткими сведениями из жизни избранниц поэта. 2. Прочитайте стихотворение, предложенное вашей группе. 3. Определите, какой из женщин оно посвящено. Аргументируйте свой ответ строками из этого произведения. – Работаем в группе. Поэтому решите, кто прочитает выразительно стихотворение, а кто будет отвечать от группы на поставленный вопрос. Ответы учеников по группам 3 У.С. Задание: Проанализируйте стихотворения «Отчего», «Сонет», «Но я вас помню…», «Нищий» по предложенной вам схеме. 1. Какие строки, по вашему мнению, выражают основную мысль стихотворения? 2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую. 3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? Аргументируйте свои утверждения. – Определите, о какой любви говорит Лермонтов в вашем стихотворении. (Ответы учеников. Учитель подчеркивает на доске вид любви, указанный учениками.) – Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах? – Тема какой именно любви просматривается в них? Учитель: Да, вы правы, мысли об одиночестве, измене, предательстве в любви, трагичности происходящего. Мы видим, что лирическому герою М.Ю.Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что, по мнению поэта, счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!» (Учитель зачитывает эпиграф.) – Эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку. – Как вы думаете, почему любить – необходимость для поэта? Ответ: Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви. Согласитесь ли вы с моей мыслью, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий? (Ответы учеников.) Учитель: Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы. Стихи М.Ю. Лермонтова, по словам В.Г. Белинского, – это «вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою». 4 У.С. Мы знаем, что М.Ю.Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником А.С.Пушкина. Давайте посмотрим, одинаково ли в их творчестве звучит тема любви. Я предполагаю вам задуматься над утверждением «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило нашей поэзии». Справедливо ли оно? Какое художественное средство используется в этом утверждении? (Прием антитезы). Перед вами задание 3. 1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина, предложенное вашей группе («Красавица», «В альбом», «К ***», «Когда, бывало, в старину»), определите, о какой любви автор говорит в нем. 2. Сформулируйте тему стихотворения как широкую, так и узкую. 3. Каким представляется вам в этом стихотворении лирический герой, автор? 4. Сопоставьте стихотворения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтоава. Чем близки эти стихотворения и в чем их различие? Аргументируйте свои утверждения. Ответ: Любовь Лермонтова неразлучна с печалью, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Для Пушкина любовь – источник счастья. 5. Заключение – Дорогие ребята, вы сейчас находитесь в прекрасном возрасте – начала юности. Это возраст предчувствия любви – сильного и вдохновенного чувства. И, наверное, каждый из вас надеется, что любовь будет светлой, чистой, романтической, счастливой. Но не пугайтесь, не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется неразделённой. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений. 6. Домашнее задание – Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть. 7. Рефлексия – Мне хотелось бы, чтобы в вашей памяти остались самые лучшие минуты нашего урока, давайте вспомним их под прекрасные звуки романса Александра Даргомыжского на стихи М.Ю. Лермонтова. Скачать: Презентацию про М.Ю. Лермонтова 11 класс | |
|
Всего комментариев: 0 | |