Главная » 2015 » Март » 26 » Презентация про Л.Н. Толстой 1 класс
09:53
Презентация про Л.Н. Толстой 1 класс
Цели:

продолжить знакомство учащихся с биографией Л.Н.Толстого;
рассмотреть авторскую позицию и средства ее повествования в рассказе “Набег”;
продолжить формирование и развитие критического мышления;
способствовать воспитанию трудолюбия учащихся.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, выставка книг, фотографии, выставка работ учащихся, мультимедийные слайды, раздаточный материал.

Технологии: элементы АСО, элементы критического мышления, сотрудничество “учитель – ученик”.

Методы: индуктивный метод при языковом исследовании, метод проектов, сравнительный анализ, аналитическая беседа.

Формы работы: “ВК”, работа в парах, “СК”.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Л.Н.Толстой - это целый мир. М.Горький

Какой художник, какой психолог! Флобер

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Орг.момент. Приветствие.

– Здравствуйте! Сегодня мы продолжим разговор о человеке, чье имя знает весь мир. Им нельзя не восхищаться. По мнению В. Ермилова, “главная поэтическая идея, пафос” его художественного творчества <…> – в утверждении общения и единения людей”; а вот В. Вересаев утверждал, что для него важнее всего – “быть самим собой”.

– О ком идет речь? Аргументируйте свой ответ.

(Речь идет о Л.Н. Толстом)

Слайд 1-2

- Действительно, вы правы. Речь сегодня пойдет об одном из величайших людей второй половины XIX века – Л.Н.Толстом, человеке удивительной судьбы.

Слайд 3

Целеполагание:

- Мы продолжаем знакомство с писателем, поговорим о рассказе “Набег”, написанном в период Крымской кампании, рассмотрим авторскую позицию и средства ее выражения.

Слайд 4

Л.Н.Толстой - это целый мир. М.Горький

Какой художник, какой психолог! Флобер

Работа с эпиграфом

- Согласны ли вы с М. Горьким и Флобером?

II. Организационно-исполнительский этап

Стадия вызова

Учитель: Давайте вспомним основные вехи жизни и творчества Л.Н.Толстого

Слайд 5 – 8

2.1. Беседа

Когда родился Л.Н. Толстой? (28 августа 1828 года)
Где родился Л.Н. Толстой? (В Ясной Поляне)
Когда великий писатель ушел из жизни? (7 ноября 19190года на станции Астапово Рязанско - Уральской ж/дороги)
Назовите род деятельности. (Писатель, публицист, философ)
Назовите годы творчества. (1850-1910 гг.)
В каком жанре работал Л.Н. Толстой? (Роман, рассказ, повесть, статья, очерк)

2.2. Терминологический диктант

- Вспомните, какие события происходили в жизни Л.Н. Толстого с 1828 по 1853 годы?

1828 – 1837 гг. (Жизнь в Ясной Поляне)

1837 гг. (Переезд в Москву)

1841 гг. (Переезд в Казань, самоподготовка к поступлению в университет)

1844 – 1847 гг. (Учеба в Казанском университете на восточном отделении философского факультета)

1847 – 1851 гг. (Жизнь в Ясной Поляне и Москве)

1847 г. (Начал вести дневник)

1851 г. (Приезд на Кавказ. Поступление на военную службу)

1852, 1854, 1857 гг. (Выходит в свет трилогия “Детство”, “Отрочество”, “Юность”)

1853 г. (Рассказы “Набег”, “Рубка леса”)

Слайд 9

2.3. Работа с текстом: рассказ “Набег”

- Расскажите об отношении Толстого, участника Крымской кампании, к войне.

(ответы учащихся)

- Какова авторская позиция и средства ее выражения?

- Прослушайте отрывок из дневника Толстого о Крымской кампании и обоснуйте свое мнение: согласны ли вы с автором?

“Велика моральная сила русского народа. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней, те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных”

3. Стадия осмысления

Слайд 10

3.1. Словарно-лексическая работа

- Обратите внимание на название произведения, которое имеет двойственный смысл:

НАБЕГ - 1) военная акция, нападение, которое совершается внезапно; 2) враждебная, вероломная сила

- Докажите, что повествователь является выразителем авторской позиции

(ответы учащихся)

Слайд 11

Вывод: 1) произведение автобиографичное 2) повествование ведется от первого лица, непосредственного участника описываемых событий

Итак, сформулируйте цель урока

(ответы учащихся)

Слайд 3 (вернуться к слайду 3)

3.2. Работа в парах. Анализ рассказа “Набег”

Слайд 12

- Предлагаю вам поработать со слайдом № 12 – “Тонкие” и “толстые”

- Посмотрим, как вы справились с заданием

(ребята читают свои вопросы)

- У меня тоже возникли вопросы:

как повествователь характеризует героев рассказа?
какую использует систему сопоставлений и оценок?

- Чтобы ответить на поставленные вопросы, воспользуйтесь текстом.

3.3. Работа в парах с кластерами

Слайд 13

Хлопов – капитан Тушин
Хлопов – поручик Розенкранц
Хлопов - Долохов
Хлопов – прапорщик Аланин
Хлопов – Петя Ростов
Хлопов – высшие офицер

Слайд 14

Слайд 15

В верхний прямоугольник впишите имя героя, в нижний – имя героя, с которым автор сопоставляет или противопоставляет главного персонажа, на стрелках – критерии, по которым вы оцените данного героя. В процессе работы в нижние овалы впишите слова и словосочетания из рассказа, характеризующие героя в восприятии повествователя. Обратите внимание, с помощью каких средств в произведении выражена авторская позиция. (Учащиеся работают в парах, используют текст).

Озвучивание кластеров.

Слайд 16

Микровывод:

Итак, проследим, какова позиция автора в произведении “Набег”, и с помощью каких средств она выражена.

(Ответы учащихся:

1. Повествователь – участник событий, поэтому он объективен в оценки происходящего.

2. Он наблюдателен, неравнодушен к людским страданием, доброжелателен.

3. Использует систему сопоставлений и оценок своих героев. Так, например, мы испытываем уважение, симпатию к капитану Хлопову, для которого война – страшная трагедия, уносящая жизни людей, и его цель – уберечь как можно больше юных, неопытных солдат, помочь им в трудную минуту…

4. Рассказчик – человек, тонко чувствующий природу, выступающий как мерило нравственных ценностей. Так, например, в рассказе показана символичная замкнутость суточного природного цикла как средство выражения идеи и величия, противопоставляет гармоничность природы жестокости человека.

5.Интонация повествования. Например, в эпизоде, когда погибает прапорщик Аланин)

IV. Стадия рефлексии.

Слайд 17

- Вернемся к целям урока: смогли ли мы решить все поставленные цели?

- Как вы оцениваете работу на уроке?

- Что удалось, что нет?

- Выполните самостоятельную творческую работу в парах: составьте синквейн.

Повествователь
наблюдательный, неравнодушный
рассказывает, сопоставляет, анализирует
картины войны и человека
Гуманизм

Слайд 18

Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказ “Рубка леса”, индивидуальная работа (сообщения по биографии Толстого).

- Спасибо за сотрудничество.

Слайд 19

Литература

Пузин Н. Дом-музей Л.Н.Толстого в Ясной Поляне.
Ломунов К.Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества.
Булгаков В. Л.Н.Толстой в последний год жизни.
Полтавец Е.Ю. Толстой Л.Н.

Скачать: Презентацию про Л.Н. Толстой 1 класс
Категория: Презентация | Просмотров: 504 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar