Главная » 2015 Март 26 » Презентация Н.А. Некрасов для старшеклассников
10:09 Презентация Н.А. Некрасов для старшеклассников | |
Цель урока: определить понятие стиль писателя; основные слагаемые стиля; выработать умение правильно пользоваться этим понятием; научить анализировать произведение в единстве формы и содержания. Задачи урока: изученные сведения использовать для глубокого проникновения в индивидуальность поэтов Некрасова и Фета, постичь секреты их мастерства, продолжить обучение анализу поэтических текстов на одну тему. Оборудование урока: портреты поэтов А.Н.Некрасова и А.А.Фета; определение стиля записано на доске; высказывания поэтов также записано на доске. « Я призван был воспеть твои страданья терпеньем изумляющий народ». « Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг И темный бред души, и трав неясный запах … ». на столах учащихся лежат тексты стихотворений Некрасова и Фета. 1. Слово учителя. У каждого писателя имеется свой способ реализации творческого замысла, свои художественные идеи, манера, отличающая его от других. Писатель не может не отразиться в своем произведении как личность, показать свое понимание жизни, свои взгляды на жизнь и оценку изображенных событий. В каждом герое произведения, в каждом стихотворении поэта воплощается неповторимое «я» художника. Таким образом, приступая к изучению творчества поэта, необходимо прежде всего уловить в многообразии его произведений тайну его личности, то, что принадлежит ему одному. В.Г.Белинский ввел понятие пафоса как основной направленности и внутренней сущности творчества писателя. В пафосе слиты, по мнению критика, мысль и эмоция, общее и конкретное, форма и содержание. Для того чтобы ученики могли понять стилевую индивидуальность писателя, необходимо при изучении раскрывать взаимосвязь и зависимость между формой и содержанием произведения. Стиль писателя связан с его видением мира и пониманием закономерностей этого мира. Л.Н.Толстой сказал однажды, что читатель, обращаясь к произведению, говорит: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?». Жизненный опыт писателя во всем его неповторимом своеобразии, его талантливость, уровень понимания общественного развития – все это делает каждое произведение особенным, индивидуальным. « Стиль – это человек » - гласит французская пословица. Мы уже знакомились со стилем художественной литературы. Вопрос к классу: « В чем его особенности?». / Это стиль, который определяется содержанием и целями художественной литературы./ Характерными особенностями художественного стиля являются: широкое использование лексики и фразеологии других стилей; употребление изобразительно-выразительных средств; проявление творческой индивидуальности писателя. 2. Выразительное чтение подготовленных учеников стихотворений А.А. Фета и Н.А. Некрасова. Вопросы к классу: - Стихотворения написаны на одну тему. Как своеобразно раскрывается тема в каждом стихотворении? / Все различно: и идейный смысл произведений, и образы, и характер воплощения этих образов, и язык. Если для Фета Муза – это образ нежной, ласковой, доброй феи, которая навевает поэту нежные, томные стихи, которая уводит его от « житейских волнений » в мир « чистых помыслов» и «блаженных снов», то Муза Некрасова – это « печальная спутница печальных бедняков». Ее место в «убогой хижине, пред дымною лучиной», ее дело – « лелеять суровая напевы»./ - Какие словесные краски (тропы и другие средства художественной выразительности) соответствуют созданным образам ? / У Фета стремление к « высокой» лексике: небесная, чистые помыслы, девственное слово, трепетный, блаженные сны, нежное имя и др. У Некрасова конкретность и простота лексики, выражающие активный протест против насилия и зла, который подчеркивается словами: неласковая, нелюбимая, плачущая, скорбная, болящая, печальная, униженно просящая и др./. Эта работа подводит к выводу: поэты по-разному смотрят на задачи искусства. Ученики говорят, что у Фета Муза далека от житейских волнений, поэт воспевает чистое и прекрасное, далекое от жизни. Некрасов – поэт, призванный воспеть страдания народа: «Я лиру посвятил народу своему …». Подготовленные ученики читают стихотворение «Вчерашний день часу в шестом …». Слово учителя. У каждого художника свой метод реализации творческого замысла, свой стиль, своя художественная манера, отличающая его от всех других. Не уловив своеобразия писателя, мы не сможем разобраться в сути его поэзии. Практическая работа. - Находим эпитеты у обоих поэтов и сравниваем их. У Фета - речью ласковой, добрая Муза. У Некрасова – неласковой и нелюбимой Музы, Муза – печальная спутница печальных бедняков, плачущая, в убогой хижине, пред дымною лучиной. У Фета – небесная Муза, призыв нежным именем труд благослови. У Некрасова – чрез бездны темные насилия и зла вела Муза поэта и др. Метафоры, которые использует Фет ( «Зажги свой факел вдохновенный», «Могучее твое учуя дуновенье … и вечно девственным словам твоим внимать», «Пошли блаженство снов»), создают образ божественной, прекрасной, неземной девы. Некрасовские метафоры (« Согбенная трудом, убитая кручиной, // Она певала мне – и полон был тоской // И вечной жалобы напев ее простой», «Бездны темные насилия и зла») показывают Музу крестьянкой, скорбящей, несчастной, утомленной трудом, униженной, поющей тоскливые песни. Фет не снижает образ Музы до каких-либо земных сравнений, а в вышине сравнится не с чем, потому что самое возвышенное – это Муза. Поэт беседует с Музой, он близок ей («Дай руку, // Сядь, пой, добрая …»). В стихотворении Некрасова Муза сравнивается с «вечно плачущей непонятной девой». Его стихи суровые, он вступает в спор с Фетом: «Нет, Музы ласково поющей и прекрасной, // Не помню над собой я песни сладкогласной! ». Вся первая строфа – антитеза стихотворению Фета. Вторая строфа – представление своей Музы. Третья строфа – поэт вступает в бой с такой Музой, для которой золото – единственный кумир, говорит о кровном союзе с плачущей, скорбящей Музой. Поэты жили в одно время ( А.А.Фет 1820-1892г., Н.А.Некрасов 1821-1877г.), но задачи поэзии воспринимали по – разному. Фет призывал освободиться от тяжких пут повседневности, снять гнетущее ярмо земных страстей. Некрасов, наоборот, считал, что нужно жить настоящим, показывать страдания народа, скорбеть и плакать вместе с ним. Ученики делают вывод о том, как поэты подходят к изображению действительности и как это отражается на всех сторонах их творчества: не только в тематике произведений и в образах, но и в художественной форме, в стиле писателя. Стилем называется идейно-художественное своеобразие, характеризующее данного писателя и проявляющееся в особенностях тематики, идей, в круге сюжетов, в характерных для него художественных средствах и языке. Муза. Надолго ли опять мой угол посетила, Заставила томиться и любить ? Кого на этот раз собою воплотила ? Чьей речью ласковой сумела подкупить ? Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный. Пой, добрая. В тиши признаю голос твой И стану трепетный, коленопреклоненный, Запоминать стихи, пропетые тобой. Как сладко, позабыв житейское волненье, От чистых помыслов пылать и потухать, Могучее твое учуя вдохновенье, И вечно девственным словам твоим внимать. Пошли, небесная, ночам моим бессонным Еще блаженных снов, и славы, и любви, И нежным именем едва произнесенным, Мой труд задумчивый опять благослови. А.Фет. Муза. Нет, Музы ласково поющей и прекрасной, Не помню над собой я песни сладкогласной ! А небесной красоте, неслышимо, как дух, Слетая с высоты, младенческий мой слух Она гармонии волшебной не учила, В пеленках у меня свирели не забыла, Среди забав и отроческих дум Мечтой неясною не волновала ум И не являлась вдруг восторженному взору Подругой любящей в блаженную ту пору, Когда томительно волнуют нашу кровь Неразделимые и Муза, и Любовь… Но рано надо мной отяготели узы Другой неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы печальных бедняков, Рожденных для труда, страданья и оков, Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей, Которой золото – единственный кумир … , В усладу нового пришельца в божий мир, В убогой хижине пред дымною лучиной, Согбенная трудом, убитая кручиной, Она певала мне – и полон был тоской И вечной жалобой напев ее простой. Так вечно плачущей и непонятной девы Лелеяли мой слух суровые напевы, Покуда, наконец, обычной чередой Я с нею не вступил в ожесточенный бой. Но с детства прочного и кровного союза Со мною разорвать не торопилась Муза. Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила. Н.Некрасов. Скачать: Презентацию Н.А. Некрасов для старшеклассников | |
|
Всего комментариев: 0 | |