Главная » 2015 Март 26 » Презентация М.Ю. Лермонтова в начальной школе
10:12 Презентация М.Ю. Лермонтова в начальной школе | |
Изучая поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова в 6 классе, учащиеся знакомятся с новым жанром – эпиграммой. Я работаю по программе Т. Ф. Курдюмовой, которая предлагает рассмотреть эпиграмму как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов. К сожалению, материал учебника недостаточен для проведения целого урока по данной теме, довольно сложной для 6-классников, но и интересной, поэтому я предлагаю свою разработку такого урока. Цели урока: 1. Познакомить 6-классников с новым поэтическим жанром, способствующим острой постановке нравственных вопросов. 2. Совершенствовать навыки сравнительного анализа и выразительного чтения лирических произведений. 3. Развивать творческие способности учащихся. Оборудование урока: 1. Портрет М. Ю. Лермонтова <Рисунок 1> 2. Портрет Ф. В. Булгарина <Рисунок 2> 3. Карточки для самостоятельной работы учащихся (см. Приложение 1). (На уроке может быть использована презентация – см. Приложение 2) Ход урока. I. Повторение предыдущей темы и проверка домашнего задания (на прошлом уроке мы говорили о биографии и основном мотиве лирики поэта): 1. Учащиеся вспоминают основные биографические сведения о М. Ю. Лермонтове: Родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье армейского капитана Ю. П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой. Детство поэта прошло в имении бабушки Е. А. Арсеньевой Тарханы Пензенской губернии. В сентябре 1834 г. выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В апреле 1840 г. переведен в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. Погиб 15 июля 1841 г., участвуя в дуэли в Пятигорске. Похоронен в фамильном склепе в Тарханах. 2. Разговор об основном мотиве лирики поэта уместно начать с толкования теоретического понятия МОТИВ. Мотив – устойчивая тема в произведениях писателя или поэта. Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества. Мотив одиночества звучит в следующих стихотворениях Лермонтова: “Парус”, “Листок”, “Утёс”, “На севере диком”, “Тучи”. II. Знакомство учащихся с новым жанром лирики: 1. Работа с материалами учебника. В учебнике литературы 6 класса (Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Дрофа. Москва. 2003 г. Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова) учащиеся читают эпиграмму Лермонтова: Тот самый человек пустой, Кто весь наполнен сам собой. Затем знакомятся со статьёй учебника на стр. 116. и определением: Эпиграмма – жанр лирической поэзии, чаще всего остросатирического содержания; бывает очень краткой и обычно состоит из одной строфы. Вопросы: 1) Как вы поняли смысл эпиграммы? 2) Что такое эгоизм? Сравните с толкованием в словаре: ЭГОИЗМ (франц. egoisme, от лат. ego — я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п. 3) Можно ли утверждать, что чувство одиночества поэта напрямую связано с его эгоизмом? Ответ подтвердите, опираясь на материал статьи учебника. 2. Эпиграмма М. Ю. Лермонтова “На Ф. Булгарина”. Учитель знакомит учащихся с эпиграммой Лермонтова “На Ф. Булгарина”: Россию продаёт Фадей Не в первый раз, как вам известно, Пожалуй, он продаст жену, детей, И мир земной, и рай небесный, Он совесть продал бы за сходную цену, Да жаль, заложена в казну. Понять смысл эпиграммы 6-классникам поможет сообщение о Ф. В. Булгарине, подготовленное одним из учащихся. Булгарин Фаддей Венедиктович—писатель. Окончив Сухопутный кадетский корпус в 1806 г., Булгарин определился в уланский Государя Цесаревича полк, принял участие в кампании 1806 — 1807 г. Возвратившись из похода, Булгарин сочинил сатиру на полкового командира, за что его перевели в Кронштадтский гарнизонный полк, из которого в 1810 г. он перешел в Ямбургский уланский полк. В 1811 г. Булгарин был уволен из полка с плохой аттестацией, опустился нравственно, дошел до кражи, жил милостыней, пока не определился в польский легион Наполеона рядовым в полк, находившийся тогда в Испании. В рядах французской армии Булгарин принял участие в кампании, достигнув капитанского чина. В 1814 г. Булгарин был взят в плен прусскими войсками; после войны возвратился в Варшаву, из которой переехал в Санкт-Петербург, где ему было разрешено поселиться. С 1825 по 1859 годы издавал газету “Северная пчела”. Булгарин известен своей борьбой против А. С. Пушкина и писателей его круга. В 1837 г. под именем Булгари-на вышла в свет книга, которая не имела успеха, её не покупали. В связи с этим Булгарин напечатал в “Северной пчеле” объявление, где широко рекламировал эту книгу. Данное событие и послужило поводом для возникновения лермонтовских эпиграмм. (М. Ю. Лермонтов. Сочинения в двух томах. – М.: Правда, 1988. – Том первый. Комментарии И. С. Чистовой, стр. 679-680) Анализ эпиграммы по вопросам: Перечислите слова эпиграммы, отрицательно характеризующие её адресата. Какой смысл заключается в первых двух строчках эпиграммы? Как вы думаете, почему поэт так резко выступает против Ф. В. Булгарина? 3. Самостоятельная работа “Найди эпиграмму”. Учащимся предлагается выразительно прочитать данные отрывки и определить, какое из стихотворений является эпиграммой: Кто знатен и силен, да не умен, Так худо, ежели и с добрым сердцем он. На воеводство был в лесу посажен Слон. Хоть, кажется, слонов и умная порода, Однако же в семье не без урода ... (И. А. Крылов. Слон на воеводстве. Басня) А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Пред вами суд и правда - всё молчи!.. (М. Ю. Лермонтов. Смерть поэта. Стихотворение.) Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог. Конечно, голова в почтеньи меньше ног. (А. П. Сумароков. Эпиграмма.) III. Творческое домашнее задание (на выбор): 1. Попробуйте сочинить эпиграмму, выбрав одну из предлагаемых тем: О книге, самостоятельно мной прочитанной. О новом фильме. О взаимоотношениях наших одноклассников. Об отношениях между моими братьями и сёстрами. 2. Найдите (в периодической печати, в поэтических сборниках) эпиграммы современных поэтов. IV. Выводы по уроку: 1. Какие чувства выражает поэт в эпиграммах? 2. Как вы думаете, с какой целью создаются эпиграммы? 3. Актуален ли этот жанр в современной поэзии? Свой ответ аргументируйте. Скачать: Презентацию М.Ю. Лермонтова в начальной школе | |
|
Всего комментариев: 0 | |