Главная » 2015 Март 26 » Презентация М.Ю. Лермонтова в доу
10:15 Презентация М.Ю. Лермонтова в доу | |
Цели: познакомить учащихся со смысловым содержанием текста стихотворения «Бородино»; развивать связную речь и мыслительные процессы: анализ и синтез; воспитывать интерес к историческому прошлому России, патриотическое отношение к своей Родине, чувство восхищения героизмом простого народа. Оборудование: презентация «М. Ю. Лермонтов «Бородино» (Приложение 1), художественная книга «Бородино» М. Ю.Лермонтова, репродукции картин: «Москва», «Пожар в Москве, в 1812 году». ХОД УРОКА 1. Организационный момент Открывается слайд 1: Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. Учащимся предлагается прочесть эту надпись и ответить на вопросы: «Знакомо ли вам слово «Москва»? Что оно означает?» (Столица нашей Родины). – Ребята, что значит «столица»? (Главный город). Столица – символ свободы и независимости нашей Родины, ее могущества. Так красиво о Москве сказал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов (На слайд добавляется «М.Ю.Лермонтов», сразу же открывается слайд 2 – «Портрет М.Ю.Лермонтова»). 2. Проверка домашнего задания – Михаил Юрьевич Лермонтов написал так потому, что действительно очень любил этот город. – Ребята, как вы думаете, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так любил Москву? (Родился в Москве). – Кем был его отец? (Армейским офицером). – Кто воспитывал Михаила? (Бабушка). – Как называлось имение бабушки Лермонтова? (Тарханы). 3. Выступление с проектом «Биография М.Ю.Лермонтова» ученицы седьмого класса, Наташи Баевой. – Ребята, Наташа приготовила целый проект о жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня она расскажет нам только часть своего проекта. Рассказ Наташи Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом Бородинском сражении. После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений. Учитель: С детских лет поэт слышал рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой Бородинской битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого, Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-летия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение. – Давайте расшифруем название стихотворения, которое мы будем читать. 4. Сообщение учащимся темы урока На доске зашифровано слово «Бородино». Учащимся предлагается, с помощью перфокарты, расшифровать его. После того, как слово расшифровано, учитель называет тему урока: «Ребята, сегодня на уроке мы будем читать стихотворение «Бородино», которое написал М. Ю. Лермонтов (Приложение 1, слайд 3). 5. Историческая справка о Бородинском сражении Бородино – это название села, которое находилось близко от Москвы (Приложение 1, слайд 4). Именно здесь произошло решающее сражение, которое повернуло весь ход Отечественной войны 1812 года. Сражались русские с французами (Приложение 1, слайд 5). Русскую армию возглавлял Кутузов (демонстрация портрета на слайде), французскую – Наполеон (демонстрация портрета на слайде). Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву (Приложение 1, слайд 6). Русский народ одержал в этой войне победу. Сегодня на уроке мы с вами прочтём о том, как русский солдат, который участвовал в Отечественной войне 1812 года, рассказывает молодым солдатам о Бородинском сражении. 6. Оценка учащихся – За подвиги в Отечественной войне 1812 года солдаты награждались вот такими медалями (показать медаль, сделанную из бумаги). А я вас буду награждать за знания. За каждый правильный ответ учащимся выдаётся по одной медальке. Кто заработает больше всех медалей, тому присваивается звание «Герой школьных наук». У кого медалей окажется пять или более – получает за урок оценку «пять». 6. Словарная работа Учащимся выдаются листы с напечатанными словами: редут – квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью – мсьё (франц.) – обращение к французу; лафет – боевой станок, на котором укрепляется пушка; кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи. Перед чтением стихотворения учитель предлагает учащимся ознакомиться с этими словами: «Ребята, в тексте стихотворения встретятся непонятные слова, давайте узнаем их значение (учащиеся читают вслух значение слов). 7. Сознательное чтение стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова Первый раз – всё стихотворение читает учитель, учащиеся слушают (во время чтения демонстрируется слайд 7 – «Общая панорама Бородинского сражения»). – Ребята, сейчас я прочту вам это замечательное стихотворение, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос – «Какое событие описывается в этом стихотворении?» После прочтения текста, учитель задаёт учащимся вопрос: – Скажите, какое событие описывается в этом стихотворении? Второй раз – читают учащиеся, по очереди, каждый – по одной строфе. После прочтения каждой строфы демонстрируется слайд с изображением тех событий, о которых прочли в данном отрывке. – Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! (Приложение 1, слайд 8). – Что волнует молодых солдат? (Они не понимают, почему была сдана Москва). – Почему так важно было отстоять Москву? (Символ независимости, могущества нашей Родины). – Скажите, молодые солдаты обвиняют участников Бородинского сражения, что они не смогли отстоять Москву? (Нет, они просто пытаются выяснить причину сдачи Москвы). – Какими словами это выражается в тексте? (“Ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да, говорят, еще какие”) – Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов. На военном совете Кутузов доказал свою правоту, и Москва досталась французам. Войдя в город, наполеоновская армия увидела, что почти все население покинуло город вслед за армией, а следовательно французы не нашли здесь ни пропитания, ни лошадей. Через некоторое время французы были вынуждены покинуть Москву. – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! (Приложение 1, слайд 9). – Как старый солдат называет героев своего поколения? (Богатыри) – Почему? (Он гордится ими, их победой) – Кто такие богатыри? (Сильные люди, народные герои, которые защищали свою Родину) – Как вы понимаете выражения: «плохая им досталась доля», «немногие вернулись с поля»? (Пришлось воевать, погибли). – Как вы думаете, если бы не пришлось оставить Москву французам, отстояли бы её русские солдаты? (Да). Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: «Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?» (Приложение 1, слайд 10). – Французов было в два раза больше, поэтому русские войска вынуждены были отступать. – Почему ворчали старики ? (Хотели сражаться). – Зачем солдаты хотели сражаться ? (Чтобы победить врага, защитить от врага свою Родину). И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. (Приложение 1, слайд 11). – Где находится это поле? (Это Бородинское поле, близ села Бородино). – Что построили солдаты? (Редут). Учащимся предлагается сказать значение этого слова (Редут демонстрируется на слайде). – Как вы понимаете выражение «у наших ушки на макушке»? (Не спят, в любой момент готовы принять бой). – Когда французы появились? (На рассвете) (3 мин.) Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! (Приложение 1, слайд 12). – Что сделал солдат? (Зарядил пушку). – Для чего? (Чтобы обстреливать французов). – Что обещают сделать солдаты? («Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»). – Как вы понимаете эти выражения? (Напролом пойдут русские солдаты, готовы отдать жизнь за свою родину). 8. Игра: «Лучший рассказчик» – Ребята, представьте себе, что вам довелось участвовать в Бородинском сражении. Вы – бывалые бойцы, а совсем ещё юные солдаты хотят узнать у вас, что же интересного происходило в Бородинской битве. Как вы будете им рассказывать про этот бой? (С гордостью, с грустью о тех, кто погиб). Лучшему ученику предлагается показать, как нужно прочесть слова старого солдата. – А теперь давайте поиграем. К доске вызываются учащиеся (два человека), им выдаются склееннные из картона киверы. Школьникам предлагается прочесть по очереди (по одной строфе) рассказ старого солдата: – Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя, Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля… Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат, мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! – Ребята, скажите вам понравились рассказчики? Молодцы. – А если бы действительно на Россию напали враги, вы бы стали защищать свою Родину? 9. Итог урока – Ребята, как называется стихотворение, которое мы прочли на уроке? («Бородино»). – Кто написал это стихотворение? (М.Ю.Лермонтов). – О каком событии рассказывает это стихотворение? (О Бородинском сражении). – Как сражались русские солдаты? (Самоотверженно, не жалея сил). 10. Домашнее задание Учащимся предлагается прочесть и пересказать тот отрывок стихотворения, который читали на уроке, а троим учащимся найти материал о героях Бородинского сражения: Н.Н. Раевском, М. И. Кутузове, П. И. Багратионе. Скачать: Презентацию М.Ю. Лермонтова в доу | |
|
Всего комментариев: 0 | |