Главная » 2015 Март 26 » Презентация Л.Н. Толстой в школе
09:32 Презентация Л.Н. Толстой в школе | |
Цели: ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения. развивать навыки словесного рисования; развивать речь, воображение, внимание. прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном Оборудование: Презентация к уроку Ход урока I. Организационный момент. Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения. Что мы будем делать на уроке (Слайд 2): II. Разминка. (Слайд 3) Чтобы выразительно читать Надо речью управлять. - Прочитайте на одном дыхании. Выделите голосом слово, которое я укажу жестом). лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик - Как вы понимаете слово алмаз? - Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите? - Скажите, а кто видел алмазы? - Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4) III. Постановка цели. Актуализация знаний. - Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы? Дети: это может быть художественный текст или научный текст. 1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя - А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6) - Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого? - Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь": - Назовите стиль произведений этого замечательного писателя? 2) Закрепление знание произведений писателя - Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах) Ответы: №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза" №2, №13 - "Корова" №3 - "Лгун" №4, №8 - "Старый дед и внучек" №5, №9, №12, №14 - "Акула" №6, №11 - "Филиппок" №7 - "Лев и собачка" - У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране. - Всё правильно? (Слайд 7) - Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный) - К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8) (Открыть таблицу на доске) Повествование Что произошло? Что случилось? Рассказывает о событии, явлении природы. IV. Новый материал - Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу? Словесное рисование детьми - Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий) - Как называется стиль текста в справочной литературе? - Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9) - А вот какой увидел росу Лев Николаевич Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве". Беседа: Понравилась ли вам описание росы? Какие чувства у вас вызвало это произведение? С какой целью Толстой написал его? Первичное чтение детьми вслух. - Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9) Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого. - Я предлагаю сейчас вам самим перечитать этот рассказ. Всё ли вам понятно? Какие слова вам не знакомы? Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10) - Кто может объяснить значение этих слов? Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень. - Ты права, правильно Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый. Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет? Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими. - Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат". - А что такое бархат? Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу. - Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу. - Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты. Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению) Ангелина: в траве видны алмазы. Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим. Люда: блестят на солнце - Понравилась ли вам описание росы? Почему? Люда: Мне понравилось, потому что это красиво. - Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19) - Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве? Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые. Лиза: Я думаю, что он ими восхищается. - Почему вы так решили? Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях. - Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению? Кто из вас разделяет чувства автора? Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному? Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора? Ваня: Такой текст называется художественным. - Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания. Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат - Умница, Лиза. Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки. - Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение? Лиза: Это эпитет (Слайд 20) - Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21), не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать. Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22) IV этап. Подведение итогов. Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Методы и приёмы: словесный метод. Форма организации деятельности: фронтальная. Содержание деятельности. Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23) С чем или с кем мы сегодня познакомились? Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве" Учитель: Что мы читали на уроке? Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках Учитель: А что мы исследовали? Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве" Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа? Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24). Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи. Работа над возникшей коллизией. - Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся? Егор: Они же блестят. Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз. - Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя. - Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25) Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание. - Спасибо за урок. Урок закончен. Скачать: Презентацию Л.Н. Толстой в школе | |
|
Всего комментариев: 0 | |