Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в подготовительной группе
18:02 Конспект занятия по творчеству М.Ю. Лермонтова в подготовительной группе | |
Цели урока: Обучающие: продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям; вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; закрепить у обучающихся умение интерпретировать стихотворный текст, комплексно анализировать его; продолжить обучение декламационному чтению. Развивающие: развивать интерес к дальнейшему изучению творчества М.Ю.Лермонтова; развивать мышление учащихся путём организации нетрадиционных уроков; способствовать развитию творческого воображения; развивать наблюдательность, внимательность к поэтическому слову; Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственность, организованность, самостоятельность, чувство коллективизма; воспитание интереса к классическому наследию русской литературы; воспитание нравственных начал; привитие культуры умственного труда; воспитание эстетического вкуса у учащихся. Тип урока: урок-исследование. Оборудование: презентации; интерактивная доска; компьютер; музыкальное оформление: романс на слова М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»; раздаточный материал для учащихся; наглядные пособия. Ход урока. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. Тема нашего урока-« Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.Тема природы в творчестве М.Ю. Лермонтова». Сегодня мы вспомним страницы биографии поэта, совершим путешествие по лермонтовским местам и попробуем разгадать тайну удивительных стихотворений о природе. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы всё задуманное удалось и вы вынесли с урока знания, хорошее настроение. Пусть работает не только наша память, но и душа, сердце. Сегодняшний урок подготовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята своими сообщениями приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова. 3. Слово учителя. Начнём мы с вами с биографии М.Ю.Лермонтова. 1)Презентация. « Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова». А теперь отправимся на экскурсию в Государственный музей-заповедник Тарханы. 2) Презентация. 4.Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но успел за эти годы написать много прекрасных стихотворений. Лирические произведения Михаила Юрьевича, изображающие природу, наполнены яркими красками. Природа в поэзии М.Ю.Лермонтова свободная, романтическая стихия. Читая его стихотворения, которые наполнены волшебными звуками, мы представляем себе великолепные и необъятные просторы русской земли. – Ребята, давайте обратимся к творчеству М.Ю.Лермонтова и прослушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи» и представим себе, какой пейзаж нарисовал автор. - Лермонтовские стихи – готовая картина, её хочется нарисовать. Что вы себе представили? Какие картины? -Посмотрите на доску, перед вами пейзажи, которые изобразили наши «художники» после прочтения этого стихотворения. - Ваши картины- представления похожи? 3) – Буниной Юлии было заранее дано задание: проанализировать стихотворение «Тучи». Послушаем, что у неё получилось, и какие эмоции вызвало произведение. - Я думаю, что наше впечатление одинаково. Автор мастерски передал картины природы и образ одинокого человека. -Михаил Юрьевич написал это стихотворение перед ссылкой на Кавказ. «Был нежно - голубой вечер. Лёгкие с розоватыми краями тучки медленно проплывали в небе. Его ждали у Карамзиных, с которыми он ещё не простился… Он совсем не ожидал, что на его проводы соберётся столько народу. Глаза Софьи Карамзиной были заплаканы. Его окружали друзья, и для него заиграл Виельгорский, музыку, которую он любил. Его охватило глубокое волнение, и, чтобы скрыть его, он отошёл к наполовину открытому окну и слушал Виельгорского, глядя на Летний сад, ещё не одевшийся зеленью, на проплывающие над ним лёгкие облака. Но когда женщина в лёгком светлом платье подошла к роялю и запела его стихи, кем-то уже положенные на музыку, он не мог больше сдерживать себя, и слёзы радости и грусти, умиления и благодарности наполнили его глаза. После её пения стали просить, чтобы он прочёл на прощание что-нибудь своё-то, чего ещё никто не знал. Из кармана своего скромного мундира он вынул листок бумаги.- « Этого уже действительно никто не знает, потому что я написал это сейчас,- сказал он и начал читать,- тучки небесные…» Вот такая история у этого стихотворения. 4) Ещё одним замечательным произведением Михаила Юрьевича является стихотворение «Листок». - Прослушаем выразительное чтение ( читает Маликов Владимир) и сравним эти произведения. 5) - Обратимся к иллюстрациям. Не правда ли, замечательно ребята выразили своё ощущение? Что мы видим? Что хотел передать нам автор в этом стихотворении? 6) А сейчас свои мысли и чувства нам передаст Ананьев Антон. Он проанализировал стихотворение и подготовил ответ. 7) Словарная работа. - Ребята, мы услышали слово «чинара», что оно обозначает? Чинара- это дерево. 8) Определение стихотворного размера стихотворений. 1 вариант «Тучи», 2 вариант «Листок». ( Запись четверостиший в тетрадь.) -Каким же стихотворным размером написаны эти стихотворения? ( «Тучи» -дактиль, «Листок»- амфибрахий). - Какую роль играют различные стихотворные размеры? ( Мелодичность, ритмичность, выразительность, красоту). 9) Прослушивание романса «Выхожу один я на дорогу» ( поёт ученица 11 класса Родикова Анастасия). - Я вам уже зачитывала, что многие стихотворения М.Ю.Лермонтова пели. Вот и сегодня мы с вами прослушаем романс « Выхожу один я на дорогу». 5. Подведём итог. Почему же в этих произведения переплетаются две темы- природы и одиночества. Подумайте, обратитесь к биографии автора. (Он рано остался без родителей, мало было друзей). Но, несмотря на то, что Лермонтов был одинок, он видел вокруг себя красоту природы и передавал её в своих произведениях. Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю. Лермонтова нас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: В сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, сердца, Родины. Возвращаться к М.Ю. Лермонтову можно и нужно всегда, потому что он - собеседник, друг и учитель. А вы сегодня были достойными его учениками. 6. Выставление отметок. 7. Домашнее задание. Написать мини-сочинение на тему: « Чем меня привлекла пейзажная лирика М.Ю. Лермонтова? » и найти и выразительно прочитать стихотворение этого автора о природе. | |
|
Всего комментариев: 0 | |