Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в подготовительной группе
17:59 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в подготовительной группе | |
Цель урока. Выяснить особенности стиля А.П.Чехова, раскрыть мастерство слова, детали. Научить видеть красоту и меткость чеховского слова, авторское отношение к чинопочитанию. Продолжать развивать навыки монологического высказывания, выразительного чтения, инсценирования. На примере рассказа «Толстый и тонкий» воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Оборудование. Мультимедийная презентация. Раздаточный материал: рабочий лист, словарик, памятки. Текст рассказа. Костюмы к инсценированию. Эпиграф. Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов Ход урока. 1. Оргмомент. 2.Вступительное слово учителя. (Слайд 1). Сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости. На нашем уроке мы побываем в мастерской художника слова А.П.Чехова. А.П.Чехов – внимательный писатель, который замечает едва уловимые мелочи в окружающей нас жизни, в повседневном поведении людей, в их речи, внешнем виде. По этим художественным деталям писатель создаёт запоминающийся портрет. В своих коротких рассказах, которые часто называют сценками, Чехов комически представляет разных людей. А мы с вами, читая, сначала смеёмся, а потом задумываемся: а что же вызвало смех. Сегодня, размышляя над рассказом «Толстый и тонкий», мы постараемся не только дать оценку героям, но и понять удивительную выразительность чеховской детали, будем, как всегда, вдумчиво работать с текстом. Перед вами рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока. Итак, запишем число, тему урока, эпиграф. 3. Проверка домашнего задания. Работа с кроссвордом. (Слайд 2). Давайте проверим домашнее задание и убедимся, насколько вы внимательные читатели. (Учитель читает значение слова, учащиеся называют ответ, затем ответ появляется на слайде). 1. Сколько героев присутствует в рассказе? ( Четыре). 2. Назовите имя жены тонкого. (Луиза). 3 . Должность, которую занимает сейчас тонкий. (Столоначальник). 4. Герой, от которого пахло ветчиной и кофейной гущей. (Тонкий). 5. Что тонкий делает из дерева? (Портсигары). 6. Прозвище толстого в школе. (Герострат). 7. Псевдоним А.П.Чехова. (Чехонте). 8. Имя тонкого. (Порфирий). 9. Герой, от которого пахло хересом и флёрдоранжем. (Толстый). 10. Место, где встретились друзья. (Вокзал). 11. Как зовут сына тонкого? (Нафанаил). 12. Прозвище тонкого в школе. ( Эфиальт). 13.Продолжи фразу: «Тонкий вдруг побледнел, …» ( окаменел). - А теперь скажите, какое слово выделено в кроссворде? ( Чинопочитание). - Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим в словарики. - Это ключевое слово, которое раскрывает идею рассказа «Толстый и тонкий». 4. Первичное осмысление. Вам понравился рассказ? Чем? Какие эмоции вызвал? Смешным или грустным назвали бы рассказ? Вывод. В своём рассказе писатель умело соединяет смешное и грустное. И в этом соединении проявляется неповторимая особенность его таланта. 5. Художественные особенности рассказа « Толстый и тонкий». (Слайд 3). ( Строки на слайде появляются по ходу работы в качестве вывода). - А сейчас, ребята, мы обратимся с вами к секретам писательского мастерства. И начнём мы с вами с заглавия. 1) - Как вы думаете, что должно отражать заглавие? (Основную мысль). По мнению А.П.Чехова, заглавие – это смысловой стержень произведения. Заглавие должно быть простым, ясным, кратким и скромным. - Какой художественный приём обнаружен в заглавии? (Антитеза). Вывод 1. Итак, это первая особенность рассказа. (Строка на слайде). Простое, предельно краткое заглавие. 2) – Вы уже знакомы с понятием композиция. Перечислите основные компоненты композиции.( Завязка – развитие действия – кульминация – развязка). - Найдите завязку в рассказе. (« На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля. Один толстый, другой тонкий».) - Даёт ли автор длинное описание встречи? ( Нет, коротко и ясно говорит автор о месте встречи и главных действующих лицах). Вывод 2. Перед нами вторая особенность стиля писателя. Краткая завязка. (Вступление, начало). 3) – Представьте, что вы ставите спектакль по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. - Каким, по вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, походку. - А как об этом сказал А.П.Чехов? - Поработаем с таблицей. - Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие толстого. (Учащиеся заполняют сначала одну колонку, затем другую). Работа с таблицей. Сравнительная характеристика героев. Толстый Тонкий 1. « … только что пообедал на вокзале, губы лоснились, как спелые вишни…» « Пахло от него хересом и флёрдоранжем». 2. «Ну, полно!..Для чего этот тон?» «… тайного советника стошнило». 1. «… только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками». «Пахло от него ветчиной и кофейной гущей». 2. «… побледнел, окаменел…лицо искривилось широчайшей улыбкой». «… съёжился, сгорбился, сузился…» « …ваше привосходительство…приятно-с, хи-хи-хи-с…» - Одна-две детали и перед нами самостоятельный, довольный жизнью, богатый человек. - Попробуйте составить словесный портрет тонкого. Как вы его себе представляете, его внешность, походку, одежду? - А как сказано об этом у автора? Выпишите из текста (1-й абзац) примеры, характеризующие тонкого. - Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? ( Навьючен). - О чём говорит эта деталь? ( Он бедный, нет денег на носильщика, поэтому сам несёт (навьючен) чемоданы). - Какой художественный приём использует Чехов, рисуя главных героев? (Антитеза). Вы, наверное, заметили, ребята, что этот общий принцип противопоставления пронизывает весь рассказ: его название, речевые средства, систему образов. - А теперь скажите, коротко или подробно описывает автор своих героев? ( Одно слово, одна деталь может рассказать о герое, дать представление о его положении в обществе). Вывод 3. «Говорящая» деталь заменяет подробное описание. 4) – Итак, встретились два школьных товарища. Какие чувства испытывают герои при встрече? Из каких предложений по цели высказывания и интонации состоят предложения? (Вопросительных, восклицательных). О чём это говорит? ( О неподдельном интересе друг к другу, герои интересуются жизнью друг друга). - Обратите внимание на то, что герои очень много говорят. Вспомните, как называется разговор двух и более лиц? ( Диалог). - Диалог лежит в построении рассказа. И это ещё одна особенность произведений А.П.Чехова. Вывод 4. Построение рассказа – диалог. 5) - Какое же слово изменило отношение друзей во время встречи? Когда, в какой момент происходит перелом ? - Давайте послушаем и посмотрим на героев. Инсценироваие. ( Со слов «Ну, как живёшь, друг?...» Что мы узнаём о материальном положении тонкого? ( Получает маленькое жалование, жена подрабатывает уроками, сам он делает дешёвые портсигары). С каким чувством говорит об этом тонкий? ( С чувством гордости). Какую роль играют жена и сын Нафанаил? ( Это молчаливые персонажи. Они дорисовывают образ тонкого). А как обстоят дела у толстого? ( Он стал тайным советником). Итак, какое же предложение стало переломным в рассказе? Как в литературе называется самый напряжённый момент в произведении? (Кульминацией). - Как меняется поведение тонкого и толстого? Найдите во 2-й части слова, реплики, характеризующие героев, запишите в таблицу. Работа с таблицей. Какие слова тонкого выражают льстивость, угодливость? - Итак, Чехов делает индивидуальной, неповторимой речь своих героев, а это ещё один секрет чеховского мастерства. Вывод 5. Индивидуальная речь героев как основа их неповторимости. 6. Осмысление идеи рассказа. - Почему толстый отвернулся от тонкого и ушёл? (Ему стало противно). - Как об этом сказал толстый? (« К чему это чинопочитание»). - Это слово сегодня уже звучало в начале урока. Как вы понимаете значение этого слова? (Лицемерное отношение к старшим по должности). 7.Вывод по уроку. - Что хотел сказать нам А.П.Чехов своим рассказом? - Какие человеческие качества высмеивает писатель? ( Чинопочитание, угодничество, неискренность, подхалимство). - Рассказ Чехова юмористический или сатирический? (Рассказ сатирический, так как высмеивает пороки общества). - Посмотрите в рабочие листы и прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете эти слова? ( Хочу прочитать вам продолжение этой фразы. «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о «длинных» вещах!»). Итак, великий писатель о серьёзных вещах говорит предельно кратко. Но они надолго оседают в душе читателя и не раз вспоминаются, когда в повседневной жизни встречаешься с такими как тонкий). 8. Рефлексия. - Скажите, ребята, а можно ли сохранить школьную дружбу на долгие годы? Как вы об этом написали в своих сочинениях – миниатюрах? ( Ученики зачитывают отрывки из своих сочинений). 9. Заключительное слово учителя. - Да, школьная дружба – это прежде всего общение на равных, она крепко соединяет людей. А человек в любой ситуации должен всегда оставаться человеком. Урок хочется закончить словами А.П.Чехова: « При любых обстоятельствах среди людей нужно осознавать своё достоинство». ( Слайд ). 10. Выставление оценок. Объявление домашнего задания. - Если вы сегодня на уроке были внимательны к слову, то легко справитесь с дом. заданием. Составьте синквейн. 1-й вариант. 2-й вариант. Тема – Толстый. Тема – Тонкий. | |
|
Всего комментариев: 0 | |