Главная » 2015 Март 25 » Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в начальной школе
17:58 Конспект занятия по творчеству А.П. Чехова в начальной школе | |
Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Учитель. Итак, сегодня нам предстоит разговор о произведении А. П. Чехова "Человек в футляре". Учитель. Мы продолжаем чтение и обсуждение чеховских рассказов в рамках празднования юбилея А. П. Чехова. Вы уже познакомились с некоторыми его юмористическими рассказами, Также мы говорили и о том, что Чехов был мастером короткого рассказа. Прочитаем высказывание М.Горького о писательской манере А. П. Чехова. Как вы его понимаете? Обсуждение. Учитель. Сегодня на примере рассказа "Человек в футляре" мы снова убедимся в том, что это действительно так, что каждое слово в произведениях Чехова несёт определённый смысл. Учитель. Ребята, дома вы прочитали рассказ А. П. Чехова "Человек в футляре". Понравился ли вам этот рассказ? Ответы учащихся. Учитель. Как построен рассказ? - Рассказ в рассказе. Приём обрамления. Учитель. Кто эти запоздавшие охотники? - Иван Иванович со странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Учитель. Кто рассказывает о Беликове? - Учитель гимназии Буркин. Учитель. Каким показан рассказчик Буркин? Что можно сказать о его наблюдательности, ироничности? Учитель. Зачем перед рассказом о Беликове упоминается Мавра? Обратимся к вашим читательским дневникам. Зачитывайте цитаты, давайте свою интерпретацию, делитесь чувствами и догадками. III. Работа с читательскими дневниками (проверка домашнего задания). "Мавра, женщина здоровая и не глупая, во всю свою жизнь нигде не была дальше своего родного села, никогда не видела ни города, ни железной дороги, а в последние десять лет всё сидела за печью и только по ночам выходила на улицу". Вывод: Мавру сравнивают с раком-отшельником или улиткой. Люди стараются уйти в свою скорлупу - ключ к рассказу. Такие люди - явление нередкое. Учитель. Что говорится о Беликове? - Товарищ Буркина. Умер месяца два назад. Чем он примечателен? (зачитываем цитаты из читательского дневника). Учитель. А сейчас проведём лексическую работу: выписываем ключевые слова и выражения, характеризующие Беликова. Тёплое пальто на вате Зонтик в чехле Калоши Нож в чехольчике Лицо "в чехле" - поднятый воротник Часы в чехле из серой замши Тёмные очки Вата в ушах Коляска с поднятым верхом Стремление окружить себя оболочкой Преподавал древние языки Мысль запрятать в футляр "Как бы чего не вышло" Спальня точно ящик IV. Беседа по вопросам. Как Беликов вёл себя? Каковы особенности его поведения? - Беликов выступал на педсоветах: ":на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, - ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло:" - Имел обыкновение ходить по квартирам - будто что-то высматривает: "Было у него странное обыкновение - ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит и как будто что-то высматривает. Посидит, этак, молча, час-другой и уйдет. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал своею товарищескою обязанностью". - Ложась спать, он укрывался с головой. И ему было страшно под одеялом. "Он боялся, как бы чего не вышло, как бы его не зарезал Афанасий, как бы не забрались воры, и потом всю ночь видел тревожные сны, а утром, когда мы вместе шли в гимназию, был скучен, бледен, и было видно, что многолюдная гимназия, в которую он шел, была страшна, противна всему существу его и что идти рядом со мной ему, человеку по натуре одинокому, было тяжко". Как к Беликову относятся коллеги? - Боятся. Следовательно, подчиняются и терпят. "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ всё мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!" Так кто виноват в том, что Беликов терроризирует весь город? - Те самые умные, образованные, интеллигентные люди. Какое же событие из жизни Беликова показалось невероятным для окружающих? - Беликов едва не женился. Какое участие приняли окружающие в этом событии? (пересказ эпизода) - Все стали уверять его, что он должен жениться (пересказ эпизода). Как отнёсся к Беликову брат Вареньки Коваленко? - Возненавидел. "Нужно сказать, что брат Вареньки, Коваленко, возненавидел Беликова с первого же дня знакомства и терпеть его не мог. - Не понимаю, - говорил он нам, пожимая плечами, - не понимаю, как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа, как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая:" - По какой причине первого мая Беликов вышел из дома "зелёный, мрачнее тучи?" - Карикатура, нарисованная на Беликова во множестве экземпляров. "Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: "влюбленный антропос". Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, - все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление". Какое событие поразило Беликова настолько, что на другой день он даже ушёл с занятий? - Беликов увидел Вареньку, катающуюся на велосипеде. "- Позвольте, что же это такое? - спросил он. - Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде? - Что же тут неприличного? - сказал я. - И пусть катаются себе на здоровье. - Да как же можно? - крикнул он, изумляясь моему спокойствию. - Что вы говорите?!" - Разговор Беликова с Коваленко. Беликов: "Я должен доложить:" Какое слово находит Михаил Саввич? - Фискал. Чем заканчивается разговор? - Михаил Саввич спускает Беликова с лестницы. "- Доложить? Ступай, докладывай! Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами. Лестница была высокая, крутая, но он докатился донизу благополучно; встал и потрогал себя за нос: целы ли очки?" Показ отрывка из кинофильма "Человек в футляре". Здесь "спуск с лестницы" символичен: происходит низвержение Беликова с его высоты, высоты его положения. Чем закончилось сватовство? - Заливчатым варенькиным "ха-ха-ха". Эта сцена его убила. "Когда он поднялся, Варенька узнала его и, глядя на его смешное лицо, помятое пальто, калоши, не понимая, в чем дело, полагая, что это он упал сам нечаянно, не удержалась и захохотала на весь дом: - Ха-ха-ха! И этим раскатистым, заливчатым "ха-ха-ха" завершилось всё: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал". Беликов в гробу. Как понять фразу: "Хоронить таких людей: большое удовольствие"? (Кощунство). Рассуждения ребят. Чего достиг Беликов? - Беликов достиг того, к чему всю жизнь стремился: идеальный футляр - гроб. Лежит там, улыбаясь. Что изменилось в жизни города? - Ничего. Таких людей много. Конец рассказа. Мавра уходит. Что говорит Иван Иваныч? Читаем. Как реагирует Буркин? - Это из другой оперы. Спать пора. Вывод: Буркин тоже человек в футляре. (Обратить внимание ребят на начало рассказа: "Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках".) V. Подведение итогов. В чём смысл названия рассказа? Рассуждения ребят Учитель. В финале рассказа читателю предложена мысль автора о том, насколько распространенным бывает пресловутый футляр в окружающей жизни. Приходится признать, что человеку очень трудно повлиять на границы этого самого футляра. И жизнь получается ненастоящей, убогой, превращается в серое и никчемное прозябание. Рассказ Чехова "Человек в футляре" показывает, насколько сильной бывает пошлость, мешающая человеку мыслить и действовать так, как жаждет его душа. Но, тем не менее, такое событие в рассказе, как смерть Беликова, свидетельствует о том, что все-таки с пошлостью можно справиться. От человека только требуется небольшое усилие, способное перевернуть все вокруг. Например, в данном рассказе, для того чтобы справиться с Беликовым, над ним достаточно было посмеяться, не боясь проявить истинные чувства VI. Домашнее задание. Письменно ответить на вопрос: в чём смысл названия рассказа А. П. Чехова "Человек в футляре"? | |
|
Всего комментариев: 0 | |