Главная » 2015 Март 26 » Классный час посвященный М.Ю. Лермонтова 9 класс
09:07 Классный час посвященный М.Ю. Лермонтова 9 класс | |
Цель: Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве. Задачи: обучение интерпретации поэтического текста; развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся; воспитание нравственно - духовных ценностей. Оборудование: портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля; иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»; текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты); стихотворения «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.); аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий». О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Ф.И.Тютчев I. Вступление – Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов. II. Вхождение в урок Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий». – Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее. – В творчестве М.Ю.Лермонтова, кроме известных тем поэта и поэзии, Родины, природы, любви, рано появляются мотивы одиночества, страдания, изгнанничества, земли и неба, борьбы и протеста, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром. Работа в группах – Предлагаю вашему вниманию 4 стихотворения М.Ю.Лермонтова: «Мой демон» (1829г.), «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.), «Я не для ангелов и рая…» (1831г.), «Ангел» (1831г.). – Над каждым из них интересно поразмышлять. Выберите себе одно. Объединитесь в группы те, кто выбрал одинаковые стихотворения. Запишите (кратко), что можно сказать о выбранном вами стихотворении. (Выписываются отдельные слова, словосочетания, делаются выводы о том, каким увидели лирического героя в этих стихотворениях). Выступают группы, говорят о своих наблюдениях. Задача остальных – записать отдельные мысли, которые помогут высказать свое мнение об услышанном. Например: «Мой демон» (1829г.) унылый и мрачный зло – его стихия и т. д. «Молитва» (Не обвиняй меня, всесильный…) (1829г.) всесильный – бог я – грешник теснота мира и т. д. «Я не для ангелов и рая…» (1831г.) я – чужой для мира (земли) и небес я – зла избранник и т. д. «Ангел» (1831г.) соединение души с телом разочарование души на земле – печальные песни и т. д. Вывод: образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Изучая поэзию Лермонтова, проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным» и т. д. Проблема урока: Итак, что же хотел сказать М.Ю.Лермонтов поэмой «Демон»? III. Анализ поэмы Сообщение учеников о поэме «Демон» 1. Поэму М.Ю.Лермонтов начал писать еще в 14-летнем возрасте, во время пребывания в пансионе. В 1829г. уже был намечен сюжет, главное содержание которого – борьба демона с ангелом, влюбленным в смертную девушку. Этот первый набросок содержал 92 стиха и прозаическое изложение содержания. На протяжении последующих 10 лет были созданы еще 7 редакций поэмы, отличающиеся друг от друга и сюжетом, и степенью поэтического мастерства. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка (Печальный Демон – дух изгнанья), возникшая в 1829г., сохранилась и в последнем, 8–м, варианте. Основой сюжета остался миф о падшем ангеле, восставшем против бога. 2. Возможно, что именно пушкинский «Ангел» (1827г.) навел Лермонтова на замысел поэмы о Демоне, разочаровавшемся во зле и потянувшемся к добру. У Пушкина читаем: В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал. Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал. «Прости, – он рек, – тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не все я в мире ненавидел, Не все я в мире презирал». 3. Традиционно говорят о западноевропейских корнях «Демона». Исследователи единодушно ведут «родословную» героя от библейского мифа о падшем ангеле, восставшем против Бога. Известны были Лермонтову и многочисленные литературные воплощения этого библейского сюжета: «Потерянный рай» Мильтона, «Фауст» Гете, «Каин» Байрона и др. 4. В 1837г. поэт был сослан на Кавказ, в действующую армию. В отношении к горским народам появились нотки зрелой оценки, но восхищение и очарованность природой и нравами Кавказа остались. Они окрасили и поэтическое повествование, и образ лирического героя, и возвышенные тона, тем более что впечатление наложилось на интерес к романтизму, на стремление охарактеризовать героя как исключительную личность. Многие исследователи обнаруживают «предков» Демона среди персонажей кавказских легенд. 5.Не менее интересной и значимой (но менее известной!) является восточная составляющая образа Демона: можно найти параллели между лермонтовским героем и одним из персонажей Корана – сатаной (Иблисом). Лермонтов знал Коран, читал его русский перевод и вполне мог использовать один из его сюжетов в своем творчестве. Работа над образом главного героя – Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах). «За»: что положительное «Против»: что отрицательное - он сеял зло без наслажденья - зло наскучило ему - и входит он, любить готовый и т.д. - лукав и коварен - все благородное бесславил - все прекрасное хулил и т. д. – Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя? Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах. – Докажите выше изложенную мысль примерами текста. 1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары: И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!... Его коварною мечтою Лукавый Демон возмущал:… 2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза: Тоску любви, ее волненье Постигнул Демон в первый раз… Насквозь прожженный виден камень Слезою жаркою, как пламень, Нечеловеческой слезой!.. и др. – Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста. 1. Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил; И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел. 2. И дик и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего. И на челе его высоком Не отразилось ничего. Вывод: Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг. Образ Тамары (работа по группам) – С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары? Составьте ее портретную характеристику, рассказ о ее судьбе. 1 группа – портретная характеристика: И ни единый царь земной Не целовал такого ока… …фонтан…своей жемчужною росою Не омывал подобный стан!... …рука земная…таких волос не расплела;… И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы; То черной бровью поведет… и др. Вывод: Тамара – воплощение жизни и красоты. По отношению к героине применяется эпитет «божественная», который не только характеризует ее очаровательную внешность, но и противопоставляет княжну главному герою, изгнанному из рая. 2 группа – судьба героини: Увы! заутра ожидала Ее, наследницу Гудала, Свободы резвую дитя, Судьба печальная рабыни, Отчизна, чуждая поныне, И незнакомая семья. А мне не быть ничьей женой! Я гибну, сжалься надо мной! Отдай в священную обитель Дочь безрассудную свою… и др. Вывод: будущее Тамары не безоблачно, она станет женой-рабыней, войдет в чужую семью, «темнило светлые черты» ожидание уз, плена, потеря свободы. После смерти жениха Тамара «безрассудна», ее разум не может осознать происходящего, она плачет и умоляет отца отдать ее в монастырь, чтобы там обрести покой. – Есть что-то тайно-скрытое в повествовании, автор не все рассказывает читателю, читатель вынужден томиться вместе с героиней поэмы. Тем самым Лермонтов готовит нас к новому витку в развитии действия. Любовь героев – Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару. Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др. – Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста. Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания. Тамара ждет встречи с Демоном, слушает его речи, обращенные к ней одной и никому больше не понятные: Ей часто слышалася речь. Под сводом сумрачного храма Знакомый образ иногда Скользил…Манил и звал он…но – куда?... Тоской и трепетом полна, Тамара часто у окна Сидит в раздумье одиноком… Все чувства в ней кипели вдруг; Душа рвала свои оковы! и др. – Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания). Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь… …Будь к земному без участья И беспечна, как они! – Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару? Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии: Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом Твоей любви святым покровом Одетый, я предстал бы там, Как новый ангел в блеске новом… Демон даже дает клятву Тамаре, что: Отныне яд коварной лести Ничей уж не встревожит ум; – Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор? Автор использует анафору (единоначатие): клянусь, хочу, отрекся: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем,… Я отрекся от старой мести, Я отрекся от гордых дум;… Хочу я с небом примириться, Хочу любить, хочу молиться,… – Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему? И вечность дам тебе за миг;… И будешь ты царица мира, Подруга первая моя;… Я дам тебе все, все земное – Люби меня!.. и др. Проблемные вопросы (можно дать как творческое задание или провести дискуссию): 1. Может ли Демон обрести гармонию? Почему? 2. Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай? 1. Любовь Демона эгоистична. Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон? Люби меня!.. …………………………. Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее. …………………………. Увы! злой дух торжествовал! …………………………. «Она моя! – сказал он грозно, – и др. Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои… 2. Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел: …И сладкой речью упованья Ее сомненья разгонял, И след проступка и страданья С нее слезами он смывал. Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном, героиня жертвует собой, защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт: …И вновь остался он, надменный. Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!... Итог урока – Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора? Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя… Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу: То не был ада дух ужасный, Порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!... Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон. Демон - это сам автор, всю жизнь метавшийся между землей и небом, молитвами и проклятьями. М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев: О вещая душа моя, О сердце, полное тревоги! О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия! Домашнее задание Демоны близки духовному миру своих авторов. М.А.Врубель, иллюстрации картин которого вы видите, как и М.Ю.Лермонтов, рано почувствовал свою избранность. М.А.Врубель никогда бы не написал своего «Демона», если бы образ не был частью самого художника. Что вы можете сказать об авторе картин? Что связывает «Демона» Врубеля и Лермонтова? Это тема вашей творческой работы. | |
|
Всего комментариев: 0 | |