Главная » 2015 Март 26 » Классный час посвященный М.Ю. Лермонтова 7 класс
09:08 Классный час посвященный М.Ю. Лермонтова 7 класс | |
Цель: познакомить учащихся с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на его художественные достоинства; развивать устную речь и навыки художественного анализа текста; воспитывать интерес и уважение к героическому прошлому нашей Родины, к выразительному слову литературного произведения. Ход урока Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М.Ю.Лермонтов У Бородино французская армия расшиблась о русскую! А.П.Ермолов Слайд 3. Приложение Запись в тетради темы урока и эпиграфов. Беседа с учащимися. Учитель литературы: Задумаемся, ребята, над смыслом этих строк. Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора? Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества, Бородино же расположено в 125-ти километрах от Москвы. 26 августа 1812года здесь произошло кровопролитное сражение между русской и французской армиями. Главнокомандующим русских войск был назначен М.И.Кутузов. Французскими войсками командовал Наполеон Бонапарт. (Слайд 4, 5) – Что значило проиграть бой под Бородином? – Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства. 3. Сообщения учащихся: 1812 год в истории (материал прилагается). (Слайд 6–13) 1812 год в живописи (материал прилагается). (Слайд 14–21) 1812 год в музыке (материал прилагается). (Слайд 22–25) 4. Работа с текстом. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова. Лексическая работа. Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на слова. (Слайд 26) А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики, что это за слова? (Это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном слова военной терминологии). Чтение стихотворения наизусть. (Читают выразительно ученики). (Слайд 27–36) 4. Слово учителя. Стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. – Ребята, а раньше, в 19 веке, сколько лет служили в армии? (25 лет.) А теперь посмотрим, как построено стихотворение. (В форме диалога.) – Кто и к кому обращается с вопросом в первой строфе? (Молоденький солдат-новобранец спрашивает старого солдата. Сейчас в 1837 год, он служит последний год, значит, начинал свою службу он как раз в 1812 году. Он – очевидец событий.) В центре нашего внимания будут тринадцать строф, которые передают рассказ старого солдата. Именно в них – сюжет произведения. Очень яркая экспозиция (описание места, обстановки, героев в начале произведения). “Мы долго, молча, отступали…” Завязка – “И вот нашли большое поле…” Затем следует развитие событий – “Забил снаряд я в пушку туго”. – Значит, кем был тогда этот молоденький солдат? (Артиллеристом.) – Каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных, это тяжелая работа.) Два дня идет перестрелка с дальних расстояний. И вот разговоры о картечи – сами солдаты видят необходимость ближнего боя. – Почему ликовал француз? (Французская армия, привыкшая к легким победам, уже считала себя победительницей.) – А какое настроение царит в русской армии? (Солдаты готовятся к бою, может быть, последнему, смертельному. Каждый думает о своем.) За кульминацию (высшее напряжение действия) принимаем три строфы – “Уж был денек!… Слились в протяжный вой…” Это напряжение передается такими словами: дым летучий, двинулись как тучи, носились знамена, как тени, звучал булат, картечь визжала, гора кровавых тел. (Слайд 37. “Воспоминание очевидца”) Развязка в стихотворении очевидна. – Кого стали считать бойцы? (Уцелевших, погибших. Погибших было много, но герои победы тоже были достаточно многочисленны.) – Чем объясняется победа русских солдат? (Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, руководимые талантливыми военачальниками: “могучее, лихое племя, богатыри…” Они горячо любят Родину: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!” Русский солдат умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом…” Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой”. Бой во имя России они выиграли). – Почему молодой солдат не высказывает несогласие с репликой: “Богатыри – не вы!” (Он преклоняется перед мужеством и стойкостью участников Бородинской битвы.) – А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России. Сдали столицу, чтобы спасти страну.) – А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни? Речь Лермонтова богата эпитетами : синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; сравнения: умремте, как наши братья умирали; французы двинулись как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди; метафоры: ночная пала тень, утро осветило пушки, звучал булат, картечь визжала. (Слайд 38) Заключение. – Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что вы умеете наблюдать, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком. (Сравнить с описанием Бородинской битвы в учебнике “Истории” и в “Детской энциклопедии” т.5, стр. 280–283). – 172 года прошло со дня написания стихотворения, через 3 года мы будем праздновать 200-летие Бородинской битвы, а интерес к этому событию не пропадает. Исторические клубы воспроизводят хронологию сражений. (Слайд 39–42) – Вы знаете, что 2009 год объявлен Годом молодежи, молодежь – это будущее страны. Она должна достойно продолжить традиции своих дедов и отцов, оставив при этом свой след на скрижалях истории. Я хочу представить вам ученика 7в класса нашей школы Марка Русецкого, который написал стихотворение под впечатлением лермонтовских строк. (Текст стихотворения прилагается.) | |
|
Всего комментариев: 0 | |