Главная » 2015 Март 25 » Классный час по теме: Л.Н. Толстой 9 класс
19:31 Классный час по теме: Л.Н. Толстой 9 класс | |
ЦЕЛЬ: воспитание духовно-нравственной культуры мл. школьников ЗАДАЧИ: раскрыть понятия «ДОБРО» и «ЗЛО»; развивать нравственные качества личности; воспитывать высококультурного, социально значимого человека; развивать чувство собственного достоинства; учить разрешению конфликтных ситуаций, делать правильный выбор в пользу добра. Подготовительная работа: мини-сочинение «Кто такой добрый человек?», инсценировка басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло» 2 доклада: ст. 245 «Жестокое обращение с животными», ст. 117 «Истязание», стихотворение «Добро и зло», разучивание песни «Азбука любви и добра» Оборудование: 2 маски (чёрная и белая); 2 сердечка с содержимым (роза и цв. бумажки с названиями «+» качеств, чёрные запутанные нитки, чёрные бумажки с названиями «- » качеств), таблички-понятия (добро, зло, дружелюбие, отзывчивость, доброта, милосердие, терпимость /толерантность, гуманность/уважение к людям, к человеческому достоинству, великодушие; жадность, грубость, сквернословие, жестокость, ябедничество, эгоизм/себялюбие, ложь, мстительность, бессердечие; конфликт, выход, третейский суд, договор (компромисс) и примирение ДОСКА: две маски чёрная и белая. Ход часа общения: О.М./создание атмосферы доверия, доброжелательности. - Дорогие ребята и гости, нашего мероприятия, я очень рада видеть всех вас. Спасибо, что вы с нами и мы вместе. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Посмотрите, как сразу стало светло и уютно. Подготовка к восприятию/создание проблемной ситуации через удивление, антиципацию. Учитель держит в руках 2 маски. - Ребята, а вы можете предположить, о чем пойдёт речь на нашем мероприятии? - Много догадок и все они такие разные. Я сделаю вам ещё одну подсказку. Давайте посмотрим притчу. Просмотр притчи «Добро и зло» Формулирование темы / выяснение актуальности для класса. - Какова же тема сегодняшнего разговора? (Добро и зло) Учитель вешает маски на доску и под ними прикрепляет таблички «ДОБРО» и «ЗЛО». - А почему вы в начале не догадались, когда я вам показала маски? (не поняли) - Вот видите, ребята, как сложно отличить и понять что такое и где зло, а что такое и где добро и какой человек прячется под маской! - Какую же цель поставим перед собой? Что нужно выяснить, понять, запомнить? ( Что такое добро и что такое зло? Как отличить добро от зла? Как победить зло?) - А как вы считаете стоит ли нам вообще говорить на эту тему? Может она для нашего класса не важна, не актуальна? Почему? Зачем? (важна и актуальна, потому что в нашем классе очень часто мы встречаемся со злом: обзываниями, ябедничеством, грубостью. Неуважением к одноклассникам и учителю) Учитель уточняет цели: - Да, действительно для нашего класса тема очень и очень актуальна, т.е. важна. Давайте сегодня попытаемся в очередной раз разобраться в ПРИЧИНАХ зла, выяснить КАК можно и нужно ПРОТИВОСТОЯТЬ, давать отпор ЗЛУ, защищать своё достоинство и других. Очень хорошо, ребята, что вы это понимаете. Работа с понятиями «ДОБРО» и «ЗЛО»/раскрыть понятия. - Послушайте стихотворение, которое нам прочитает …… и ответьте на вопрос: ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И ЗЛО? Подготовленный ученик читает стихотворение «Добро и зло» Добро и зло творенье всех. Во власти всех людей. Но зло твориться без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго – добро. От злого - зло родится. Добро, сколь ни было оно мало Гораздо лучше, чем большое зло. Г. Низами. - ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И ЗЛО? (добро и зло рождается от людей) - Да, всё и добро и зло есть в людях. Вот смотришь в сердце одного человека и видишь его таким …..(учитель открывает сердечко, а там прекрасная роза и на цв. бумажках написаны «+» качества. На доске появляются такие же таблички под понятием «ДОБРО») - Какое это сердце, ребята? (доброе, красивое) - Символом каких качеств является этот цветок? (ответы детей) - Помоги, Алёша, прочитать что кроется в таком сердце (ученик читает «+» качества, а учитель вывешивает на доску табл.) - Вот и в своих мини-сочинениях «Кто такой добрый человек» вы описали именно такие черты характера. Получился такой ПОРТРЕТ: (учитель зачитывает отрывки из сочинений) _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ А откроешь сердце другого человека и видишь….…..(учитель открывает сердечко, а там чёрные нитки, мусор и на черных бумажках написаны «-» качества. На доске появляются такие же таблички под понятием «ЗЛО») Доска: висят 2 маски, а под ними ДОБРО ЗЛО дружелюбие жадность отзывчивость грубость милосердие жестокость терпимость сквернословие честность лживость гуманность/ уважение к человеку эгоизм малодушие, великодушие мстительность ябедничество бессердечие V. Установление причин зла/ указать в чём причины зла, кто носитель зла. - Ребята, а может ли быть так, что в сердце одного человека скрывается и зло и добро? Когда? Как? Можете рассказать? Приведите примеры из жизни. - А откуда же берётся зло? Давайте посмотрим инсценировку басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло» Главные герои: Ворон - ……. Голубь - ……. Змея - ……… Олень - ……… Пустынник* - ………….. - пустынник – это ……………………………………………………………………….. Инсценировка басни. Беседа по содержанию. - Отчего происходит зло по мнению Ворона? (от голода) - Голубь считает, что зло происходит от любви. Почему? (за любимого всё время беспокоишься, страдаешь, думаешь о нём) - А как змея рассуждает? (от злости) - А что говорит олень? (от страха) - А что говорит пустынник? («Всё зло на свете от нашего тела») - т. е. именно от нас самих, от наших поступков, нашего поведения, небрежного, необдуманного слова. Сам человек рождает зло, никто его не заставляет это делать. Не одноклассник, который делал то же самое, что-то плохое по чьему примеру ты стал так же поступать, а ИМЕННО ТЫ САМ ВЫБРАЛ ЗЛО, глядя на кого-то или просто потому, что тебе так захотелось!!!!! - Какой же вывод следует сделать из этой басни? (ответы детей) - Каждый человек САМ рождает зло, никто его не заставляет это делать. Последствия зло/ заставить задумываться о том, к чему приводит зло. - Ребята, давайте установим последствия зла, т.е. подумаем, к чему приводит зло. (ответы детей) - Да, зло приводит к беде другого человека: обида, боль, досада, неприятно и т.д. одним словом, зло несёт зло другим людям, например ссора или КОНФЛИКТ На доске появляется стрелка от «-» качеств и табл. «КОНФЛИКТ» Доска: висят 2 маски, а под ними ДОБРО ЗЛО дружелюбие жадность отзывчивость грубость КОНФЛИКТ милосердие жестокость терпимость сквернословие честность лживость гуманность/ уважение к человеку эгоизм малодушие, великодушие мстительность ябедничество бессердечие - Что такое «Конфликт»? (ответы детей) - Конфликт – это противостояние злу добра или злу зла. Заметьте, между добром и добром конфликта НЕТ!!! Т.к. 2 добрых человека всегда смогут договориться, найти компромисс (решение, устраивающее обе стороны) - Посмотрите, нам очевидно, что причины конфликта это «-» качества личности. Как противостоять злу?/научить способам решения конфликтных ситуаций. - Ребята, а может и не надо бороться со злом? Как говорится «Собака лает, ветер носит. Полает и бросит»? (ответы детей: нужно бороться, потому что зло порождает зло, почему мы должны терпеть зло от других и т.д.) - Мы с вами подошли к очень важному моменту: поиску ответа на вопрос КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ? - Как же нужно поступать в конфликтной ситуации? (ответы детей) Учитель подводит итог, делает вывод. На доске схема: Доска: висят 2 маски, а под ними ДОБРО ЗЛО дружелюбие жадность отзывчивость грубость КОНФЛИКТ милосердие жестокость компромисс примирение третейский суд терпимость сквернословие честность лживость гуманность/ уважение к человеку эгоизм малодушие, великодушие мстительность ябедничество бессердечие Ответственность каждого за зло/ познакомить с законодательством. - Каждый человек несёт ответственность за свои поступки перед законом и обществом (перед людьми). Послушайте, пожалуйста, внимательно сообщения ребят о том, какая ответственность предусмотрена законодательством за жестокое обращение с животными и истязания человека. Сообщения 2-х учащихся о ст. 245 «Жестокое обращение с животными» и ст. 117 «Истязания». 1-й уч-ся: Ст. 245. п.1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев. П.2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. 2-й уч-ся: ст. 117. истязание.п.1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными действиями, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. П.2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Учитель: - Жестокость всегда происходит от бессилия и слабости. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. Совершая зло такой нездоровый человек получает удовольствие от мучений и страданий другого. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей: только слабый духом человек, который не умеет делать добра прибегает к силе. Ему проще ударить, чем решать конфликт мирно.) - Помните, ребята, ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми. Полиция и суд могут заставить такого человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания, НО ДОБРЫМ ОН НЕ СТАНЕТ. - Мы с вами тоже, как и закон можем встать на защиту добра. Как? (ответы – предположения детей) - Прочитайте эпиграф нашего мероприятия – слова Л.Н. Толстого. Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь в человеке всё то удовольствие, которое он видит во зле. - Что же это за «Оружие»? (добро) Итог /формулирование выводов. - Каждый человек вправе выбирать жизненный путь, друзей, увлечения, нормы поведения, но самое главное, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МУЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ. Решайте сами, думайте сами жить вам с сердцем цветущим, наполненным добром и уважением к людям (показ. сердце с розой) или с сердцем чёрным от зла, жестокости и зависти (показ. чёрное сердце). - Так что же это были за две маски? - Какую из них выберите вы? (дети выбирают маску 1 из двух и с ней выходят к доске) Исполнение песни «Азбука любви и добра». - Спасибо за час, проведённый в вашем обществе. Надеюсь, после нашей встречи вы ещё раз осмыслите свой взгляд на мир и людей, живущих в этом прекрасном мире рядом с вами. Муз. заставка «Дорогою добра» Материал ученикам для заучивания . стихотворение «Добро и зло» Добро и зло творенье всех. Во власти всех людей. Но зло твориться без труда, Добро творить трудней. Рождает зверя зверь. Рождает птица птицу. От доброго – добро. От злого - зло родится. Добро, сколь ни было оно мало Гораздо лучше, чем большое зло. Г. Низами. ………………………………….. ст. 245 «Жестокое обращение с животными» 1-й уч-ся: Статья. 245. пункт 1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев. Пункт 2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. ………………………………………………………………….. ст. 117 «Истязания». 2-й уч-ся: статья 117. истязание. пункт 1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными действиями, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. Пункт 2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. ……………………………………………………………………………………….. | |
|
Всего комментариев: 0 | |