Главная » 2015 » Март » 25 » Классный час по теме: Л.Н. Толстой 9 класс
19:31
Классный час по теме: Л.Н. Толстой 9 класс
ЦЕЛЬ: воспитание духовно-нравственной культуры мл. школьников

ЗАДАЧИ: раскрыть понятия «ДОБРО» и «ЗЛО»;

развивать нравственные качества личности;

воспитывать высококультурного, социально значимого человека;

развивать чувство собственного достоинства;

учить разрешению конфликтных ситуаций, делать правильный выбор в пользу добра.

Подготовительная работа: мини-сочинение «Кто такой добрый человек?», инсценировка басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло»

2 доклада: ст. 245 «Жестокое обращение с животными», ст. 117 «Истязание», стихотворение «Добро и зло», разучивание песни «Азбука любви и добра»

Оборудование: 2 маски (чёрная и белая); 2 сердечка с содержимым (роза и цв. бумажки с названиями «+» качеств, чёрные запутанные нитки, чёрные бумажки с названиями «- » качеств), таблички-понятия (добро, зло, дружелюбие, отзывчивость, доброта, милосердие, терпимость /толерантность, гуманность/уважение к людям, к человеческому достоинству, великодушие; жадность, грубость, сквернословие, жестокость, ябедничество, эгоизм/себялюбие, ложь, мстительность, бессердечие; конфликт, выход, третейский суд, договор (компромисс) и примирение

ДОСКА: две маски чёрная и белая.

Ход часа общения:

О.М./создание атмосферы доверия, доброжелательности.

- Дорогие ребята и гости, нашего мероприятия, я очень рада видеть всех вас. Спасибо, что вы с нами и мы вместе. Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Посмотрите, как сразу стало светло и уютно.

Подготовка к восприятию/создание проблемной ситуации через удивление, антиципацию.

Учитель держит в руках 2 маски.

- Ребята, а вы можете предположить, о чем пойдёт речь на нашем мероприятии?

- Много догадок и все они такие разные. Я сделаю вам ещё одну подсказку. Давайте посмотрим притчу.

Просмотр притчи «Добро и зло»

Формулирование темы / выяснение актуальности для класса.

- Какова же тема сегодняшнего разговора? (Добро и зло)

Учитель вешает маски на доску и под ними прикрепляет таблички «ДОБРО» и «ЗЛО».

- А почему вы в начале не догадались, когда я вам показала маски? (не поняли)

- Вот видите, ребята, как сложно отличить и понять что такое и где зло, а что такое и где добро и какой человек прячется под маской!

- Какую же цель поставим перед собой? Что нужно выяснить, понять, запомнить?

( Что такое добро и что такое зло? Как отличить добро от зла? Как победить зло?)

- А как вы считаете стоит ли нам вообще говорить на эту тему? Может она для нашего класса не важна, не актуальна? Почему? Зачем?

(важна и актуальна, потому что в нашем классе очень часто мы встречаемся со злом: обзываниями, ябедничеством, грубостью. Неуважением к одноклассникам и учителю)

Учитель уточняет цели:

- Да, действительно для нашего класса тема очень и очень актуальна, т.е. важна.

Давайте сегодня попытаемся в очередной раз разобраться в ПРИЧИНАХ зла, выяснить КАК можно и нужно ПРОТИВОСТОЯТЬ, давать отпор ЗЛУ, защищать своё достоинство и других. Очень хорошо, ребята, что вы это понимаете.

Работа с понятиями «ДОБРО» и «ЗЛО»/раскрыть понятия.

- Послушайте стихотворение, которое нам прочитает …… и ответьте на вопрос: ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И ЗЛО?

Подготовленный ученик читает стихотворение «Добро и зло»

Добро и зло творенье всех.

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро.

От злого - зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Г. Низами.

- ОТКУДА ЖЕ БЕРЁТСЯ В НАШЕЙ ЖИЗНИ ДОБРО И ЗЛО? (добро и зло рождается от людей)

- Да, всё и добро и зло есть в людях. Вот смотришь в сердце одного человека и видишь его таким …..(учитель открывает сердечко, а там прекрасная роза и на цв. бумажках написаны «+» качества. На доске появляются такие же таблички под понятием «ДОБРО»)

- Какое это сердце, ребята? (доброе, красивое)

- Символом каких качеств является этот цветок? (ответы детей)

- Помоги, Алёша, прочитать что кроется в таком сердце (ученик читает «+» качества, а учитель вывешивает на доску табл.)

- Вот и в своих мини-сочинениях «Кто такой добрый человек» вы описали именно такие черты характера. Получился такой ПОРТРЕТ: (учитель зачитывает отрывки из сочинений) _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



А откроешь сердце другого человека и видишь….…..(учитель открывает сердечко, а там чёрные нитки, мусор и на черных бумажках написаны «-» качества. На доске появляются такие же таблички под понятием «ЗЛО»)

Доска: висят 2 маски, а под ними



ДОБРО ЗЛО

дружелюбие жадность



отзывчивость грубость

милосердие жестокость

терпимость сквернословие

честность лживость

гуманность/

уважение к человеку эгоизм

малодушие,

великодушие мстительность



ябедничество



бессердечие

V. Установление причин зла/ указать в чём причины зла, кто носитель зла.

- Ребята, а может ли быть так, что в сердце одного человека скрывается и зло и добро? Когда? Как? Можете рассказать? Приведите примеры из жизни.

- А откуда же берётся зло? Давайте посмотрим инсценировку басни Л.Н. Толстого «Откуда берётся зло»

Главные герои: Ворон - …….

Голубь - …….

Змея - ………

Олень - ………

Пустынник* - …………..

- пустынник – это ………………………………………………………………………..

Инсценировка басни.

Беседа по содержанию.

- Отчего происходит зло по мнению Ворона? (от голода)

- Голубь считает, что зло происходит от любви. Почему? (за любимого всё время беспокоишься, страдаешь, думаешь о нём)

- А как змея рассуждает? (от злости)

- А что говорит олень? (от страха)

- А что говорит пустынник? («Всё зло на свете от нашего тела»)

- т. е. именно от нас самих, от наших поступков, нашего поведения, небрежного, необдуманного слова. Сам человек рождает зло, никто его не заставляет это делать.

Не одноклассник, который делал то же самое, что-то плохое по чьему примеру ты стал так же поступать, а ИМЕННО ТЫ САМ ВЫБРАЛ ЗЛО, глядя на кого-то или просто потому, что тебе так захотелось!!!!!

- Какой же вывод следует сделать из этой басни? (ответы детей)

- Каждый человек САМ рождает зло, никто его не заставляет это делать.

Последствия зло/ заставить задумываться о том, к чему приводит зло.

- Ребята, давайте установим последствия зла, т.е. подумаем, к чему приводит зло.

(ответы детей)

- Да, зло приводит к беде другого человека: обида, боль, досада, неприятно и т.д. одним словом, зло несёт зло другим людям, например ссора или КОНФЛИКТ

На доске появляется стрелка от «-» качеств и табл. «КОНФЛИКТ»

Доска: висят 2 маски, а под ними



ДОБРО ЗЛО

дружелюбие жадность



отзывчивость грубость КОНФЛИКТ

милосердие жестокость

терпимость сквернословие

честность лживость

гуманность/

уважение к человеку эгоизм

малодушие,

великодушие мстительность



ябедничество



бессердечие

- Что такое «Конфликт»? (ответы детей)

- Конфликт – это противостояние злу добра или злу зла. Заметьте, между добром и добром конфликта НЕТ!!! Т.к. 2 добрых человека всегда смогут договориться, найти компромисс (решение, устраивающее обе стороны)

- Посмотрите, нам очевидно, что причины конфликта это «-» качества личности.

Как противостоять злу?/научить способам решения конфликтных ситуаций.

- Ребята, а может и не надо бороться со злом? Как говорится «Собака лает, ветер носит. Полает и бросит»? (ответы детей: нужно бороться, потому что зло порождает зло, почему мы должны терпеть зло от других и т.д.)

- Мы с вами подошли к очень важному моменту: поиску ответа на вопрос КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ?

- Как же нужно поступать в конфликтной ситуации? (ответы детей)

Учитель подводит итог, делает вывод. На доске схема:

Доска: висят 2 маски, а под ними



ДОБРО ЗЛО

дружелюбие жадность



отзывчивость грубость КОНФЛИКТ

милосердие жестокость

компромисс примирение третейский суд

терпимость сквернословие

честность лживость

гуманность/

уважение к человеку эгоизм

малодушие,

великодушие мстительность



ябедничество



бессердечие

Ответственность каждого за зло/ познакомить с законодательством.

- Каждый человек несёт ответственность за свои поступки перед законом и обществом (перед людьми). Послушайте, пожалуйста, внимательно сообщения ребят о том, какая ответственность предусмотрена законодательством за жестокое обращение с животными и истязания человека.

Сообщения 2-х учащихся о ст. 245 «Жестокое обращение с животными» и ст. 117 «Истязания».

1-й уч-ся: Ст. 245. п.1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.

П.2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

2-й уч-ся: ст. 117. истязание.п.1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными действиями, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

П.2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

Учитель: - Жестокость всегда происходит от бессилия и слабости. Месть есть наслаждение души мелкой и низкой. Совершая зло такой нездоровый человек получает удовольствие от мучений и страданий другого. Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей: только слабый духом человек, который не умеет делать добра прибегает к силе. Ему проще ударить, чем решать конфликт мирно.)

- Помните, ребята, ни один закон в мире не может запретить людям быть злыми. Полиция и суд могут заставить такого человека не совершать противозаконных поступков. Он будет бояться наказания, НО ДОБРЫМ ОН НЕ СТАНЕТ.

- Мы с вами тоже, как и закон можем встать на защиту добра. Как?

(ответы – предположения детей)

- Прочитайте эпиграф нашего мероприятия – слова Л.Н. Толстого.

Отвечай добром на зло – и ты уничтожишь

в человеке всё то удовольствие, которое

он видит во зле.

- Что же это за «Оружие»? (добро)

Итог /формулирование выводов.

- Каждый человек вправе выбирать жизненный путь, друзей, увлечения, нормы поведения, но самое главное, ЧТОБЫ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СДЕЛАЛ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР МУЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ.

Решайте сами, думайте сами жить вам с сердцем цветущим, наполненным добром и уважением к людям (показ. сердце с розой) или с сердцем чёрным от зла, жестокости и зависти (показ. чёрное сердце).

- Так что же это были за две маски?

- Какую из них выберите вы? (дети выбирают маску 1 из двух и с ней выходят к доске)

Исполнение песни «Азбука любви и добра».

- Спасибо за час, проведённый в вашем обществе. Надеюсь, после нашей встречи вы ещё раз осмыслите свой взгляд на мир и людей, живущих в этом прекрасном мире рядом с вами.

Муз. заставка «Дорогою добра»

Материал ученикам для заучивания .

стихотворение «Добро и зло»

Добро и зло творенье всех.

Во власти всех людей.

Но зло твориться без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь.

Рождает птица птицу.

От доброго – добро.

От злого - зло родится.

Добро, сколь ни было оно мало

Гораздо лучше, чем большое зло.

Г. Низами.

…………………………………..

ст. 245 «Жестокое обращение с животными»

1-й уч-ся: Статья. 245. пункт 1. жестокое обращение с животными, повлёкшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних наказывается вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.

Пункт 2. то же деяние, совершённое группой лиц наказывается вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.

…………………………………………………………………..

ст. 117 «Истязания».

2-й уч-ся: статья 117. истязание. пункт 1. причинение физических или психических страданий путём систематического нанесения побоев либо иным насильственными действиями, - наказывается лишением свободы на срок до 3 лет.

Пункт 2. то же деяние, совершённое: с причинение пытки, группой лиц, по найму наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

………………………………………………………………………………………..
Категория: Классный час | Просмотров: 267 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar