Главная » 2015 Март 26 » Классный час по теме: А.П. Чехов 5 класс
08:59 Классный час по теме: А.П. Чехов 5 класс | |
Цели урока: Дать представление о личности А.П.Чехова; Формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих способностей учащихся; Воспитание любви к литературе. Задачи: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя. Показать особенности чеховского стиля. Дать понятие комического и способов его проявления в художественном произведении. Выявить отличительные признаки юмористического рассказа. Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе. Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь. Ход урока Организационный момент. (Приложение) Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о нашем земляке - А.П.Чехове, познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. Но сначала несколько слов о самом писателе. Презентация. Слайд №1. Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова М.Горького: Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Учитель. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу в жизни А.П.Чехова. ? - Когда у каждого из вас произошла первая встреча с Чеховым? - Какие рассказы Чехова вы читали? - Насколько интересны названия его рассказов? Учитель. А.П.Чехов - один их тех писателей, которые входят в нашу жизнь и остаются с нами навсегда. ? - А что вы знаете об А.П.Чехове? Слайд №2. Учитель. Представьте себе: провинциальный купеческий городок на берегу Азовского моря, семью купца второй гильдии - Павла Егоровича Чехова. В 1860 году 17(29) января в маленьком флигелька на улице Полицейской 9 ныне улица Чехова родится будущий писатель - Антон Павлович Чехов. Слайд №3. (сообщения учащихся) 1-й ученик: Отец (Павел Егорович) был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. "Талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери",- писал А.П.Чехов. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. В это время он вынужден был зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье. 2-й ученик: В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Он стал врачом, поехал работать на Сахалин, зарекомендовал себя как замечательный врач. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы. Слайд №4. ? Что означает слово "псевдоним"? (запись правила в рабочую тетрадь) Учитель. Антоша Чехонте, Макар Балдастов, Брат моего брата, Гайка №9, Дяденька, Вспыльчивый, Крапива, Шампанский, Человек без селезенки, Василий Спиридонов, Сволочаев и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель. Слайд №5. Учитель. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. "Краткость - сестра таланта"- это была одна из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень емкими. Учитель. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. " Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки - пиши пропало!" -говаривал Антон Павлович. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы. Из воспоминаний И.С.Бунина: "Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними:Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. Этого молодого, бессмертно веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него. И невозможно было не хохотать вместе с ним, то нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя "бедуина", то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир:и произносит обвинительную речь:" Слайд №6. Учитель. ? - Как вы понимаете слово "юмор"? (ответы ребят). - Смех всегда одинаковый или он имеет разные оттенки? Какие? Учитель. Запишем: Юмор - это веселый, незлой смех; Ирония - это скрытый смех, усмешка; Сатира - это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку; Сарказм - это злой, громовой, преувеличенный хохот. Слайд №7. Учитель. А сейчас мы вами прочитаем интересный рассказ А.П.Чехова с забавным названием "Лошадиная фамилия" (чтение рассказа учителем или подготовленными учениками по ролям) Слайд №8. ? - Рассказ ли это? Докажите. Учитель. Откройте сборник рассказов Чехова и прочитайте в оглавлении книги названия рассказов. Все начинается с заглавия. Оно имеет особое значение. По мнению писателя, заглавие - это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным. - Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа? - Какое событие послужило темой рассказа? - Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные). - Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал? - Почему он прибегает к разным несуразным средствам? (он боится). - Вы только подумайте: генерал - и боится! Это соответствует одно другому? - А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? Учитель: (запись правил в рабочую тетрадь) Несоответствие - это один из способов юмористического повествования. В литературе часто используется понятие "комическое". Комическое - это такой художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствие между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью. - Где несоответствия в рассказе "Лошадиная фамилия"? (генерал - боится; генерал - необразованный; генерал - кукиш показывает, как мальчишка; зуб болит - лечит по телефону; лошадиная фамилия - Овсов) Учитель: Проявление комического (несоответствия): а) в портрете, г) в ситуации, б) в поведении, д) в заглавии, в) в характере, е) в речи. Слайд №9. Учитель. В основе сюжета рассказа, как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история. Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. (Найдите в тексте анекдотическое слово, определите его характер и роль в развитии сюжета) ? - Обратите внимание на вступление. Что мы узнаем из него? (вступление очень небольшое, но в нем дана полная информация о герое: его социальном положении, названа фамилия, имя, отчество) Вывод №1: Особенность юмористических рассказов Чехова - короткое вступление. Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. (В.Набоков). Учитель. Передайте содержание рассказа в одном - двух предложениях. Вывод №2: Чехов рассказывает о каком - либо случае из жизни. В основе сюжета лежит бытовая ситуация. ? - Много ли места отдано диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание. Рассказ можно представить как сценку). ? - А пейзаж? Вывод №3: В юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики. Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью. ? - О каких чертах характера говорит фамилия главного героя? Как эта фамилия связана с ролью персонажа в рассказе? Вывод №4: Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью. Смешны сами "лошадиные фамилии", а их в рассказе около пятидесяти. ? - Обратите внимание на речь героев. ("Теперь только зубами и кормится", " живет не с женой, а с немкой", "сила ему такая дадена", "Жеребцов нешто?" и др.) Как выражена в речи социальная характеристика героя? Вывод №5: Рассказ держится на живой речи, разговоре действующих лиц. Преобладает диалог. Своей речью (интонацией, лексикой, оборотами речи, паузами) персонажи выдают свою социальную принадлежность и свой характер) ? - Как заканчивается рассказ? Вывод №5: Яркая, смешная, неожиданная развязка. Слайд № 10. Учитель. Рассмотрите иллюстрацию. ? - Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся). Слайд №11. Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия. шарлатанство - обман; коляска, бричка - упряжная повозка на летнем и зимнем ходу; акцизный - служащий учреждения по сбору налогов; уезд - (в соврем. яз.) район; депеша - письмо с просьбой о чем-либо; хина - лекарственный препарат с горьковатым вкусом. Слайды №12,13. Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд. (на слайде №12 кроссворд с заданиями; учитель вместе с ребятами находит правильные ответы и сравнивает с готовым решением на слайде №13) Слайд №14. Подведем итог урока. ? - Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: ироничным, юмористическим, сатирическим, саркастическим (добродушным, уничтожающим, снисходительным)? ? - Почему вы решили, что это юмористический рассказ? ? - Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои? ? - А как же быть со смехом? Зачем же над хорошим человеком смеяться? (чтобы указать ему на недостаток в его характере) ? - Как вы понимаете выражение "Смех - дело серьезное"? (ответы ребят) Учитель: Юмор автора добродушный, но рассказ не только смешной, но и серьезный: это напоминание о том, что при всех обстоятельствах "среди людей нужно сознавать свое достоинство". Действительно, "смешное у него грустно, а грустное смешно". Слайд №15. Выборочное домашнее задание: попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; подготовьте инсценировку эпизода текста; нарисуйте иллюстрацию к рассказу. Выставление оценок. | |
|
Всего комментариев: 0 | |