Главная » 2015 » Март » 25 » Урок М.Ю. Лермонтова в классе
18:01
Урок М.Ю. Лермонтова в классе
Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки стихотворного текста.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Метапредметные универсальные учебные действия:

Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально- этические нормы.

Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оформление: презентация PowerPoint «М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Ход урока.

Организационный момент.
Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.

У нас сегодня необычный урок. У нас не просто урок, а урок поэзии. А о каком авторе пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. Я прочитаю вам стихотворение-загадку собственного сочинения.

Он жил в 19 веке,

В поэзии имя прославил своё,

И одиночество человека

Так было знакомо сердцу его.

О парусе он рассказал нам историю,

Что в ясной лазури белеет один,

Трёх пальмах, о тучке и старом утёсе,

Что плачет, задумавшись, исполин.

Теперь догадались, наверно, ребята,

О ком на уроке пойдёт наш рассказ.

Поэт на портрете совсем ещё маленький

И взглядом пронзительным смотрит на вас.

О ком пойдёт речь на нашем уроке? (О М.Ю.Лермонтове)

Какие произведения Лермонтова вы узнали в моём стихотворении?

Знакомство с основными моментами жизни М.Ю.Лермонтова.

(Конверт «Биография поэта»).

Прочитайте материал и ответьте на вопрос: «Почему одиночество человека так было знакомо сердцу его»? (Он рано потерял маму, был разлучён с отцом, мало у него было друзей)

Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением поэта. А для этого отправимся в картинную галерею.

(Просмотр портретов)

Что можно сказать об этих людях? (Они военные, герои, М.И.Кутузов)

- О чём же будет это произведение? (О войне, о бойцах, о сражениях)

- Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной. Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война в очередной раз показала образцы русского патриотизма и воинской доблести.

-О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном)

- А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном? (Бородинская битва)

- Так о чем же пойдёт речь на этом уроке? Какова тема урока? (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»).

- Какую цель мы перед собой поставим? Чего мы должны достичь? (Познакомиться с произведением, прочитать его, обсудить, о чём это произведение, научиться чему-то хорошему).

- Так как это произведение об историческом сражении, обратимся к истории.

(Конверт «Историческая справка).

- Стихотворение было написано в 1837 году. Сколько лет прошло с окончания Бородинского сражения? (25 лет)

- А в 2012 году (год назад) мы отмечали годовщину этого сражения. 200 лет со дня Бородинской битвы.

- Мы познакомимся с этим произведением. Это литературный текст, но в основу легло историческое событие.

- Во время изучения стихотворения нам встретиться много незнакомых слов. Некоторые из них вы можете найти в карточке. (Конверт «Словарные слова»).

5. Словарная работа.

(Чтение слов и просмотр слайдов)

Редут – полевое укрепление

Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

Сеча – сражение, битва

Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

Бивак – стоянка войска под открытым небом

Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи

Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

Прослушивание и просмотр слайд-шоу «М.Ю.Лермонтов «Бородино». (Читает М. Козаков).

7. Беседа по произведению.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- А иллюстрации …?

- Какие чувства у вас возникали во время прослушивания стихотворения?

- Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года)

- В чем особенность построения (композиции) стихотворения? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека)

- А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет)

- Срок службы в царской армии составлял 25 лет. Человек поступал молодым, а заканчивал службу пожилым человеком.

- А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат)

- Каким вы увидели этого человека? (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны)

- Впервые в литературе того времени историческое событие идёт от лица рядового воина, всё увидено его глазами)

- Опишите картины войны, поразившие вас.

(Работа с текстом стихотворения)

- Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера. Масштабность этой битвы, её широту… сумел показать художник Франц Рубо в своей работе «Бородинская панорама». (Просмотр слайда)

- Какие качества проявляет в такие минуты герой?

Поработаем с отрывками произведения. (Конверт «Качества главного героя»)

А) Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?...

Ответ: смелость, решительность_____________________________________________________

Б) Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За Родину свою…

Ответ: патриотизм, скромность________________________________________________________

В) Умрём же под Москвой…

Как наши братья умирали…

Ответ: воинское братство, гордость___________________________________________________________

Д) И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой…

Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне___________________________________________________________

Е) Вам не видать таких сражений…

…наш рукопашный бой!...

Ответ: мужество, смелость__________________________________________________________

Ж) Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой____________________________________________________________

- Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма)

- В каких строчках заключается идея стихотворения? Они очень важны, автор повторяет их. («Да, были люди в наше время… Богатыри – не вы»)

- Почувствовали ли вы пафос (приподнятость, воодушевление) стихотворения? С каким чувством он связан? (Патриотизм)

-Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране.

- Нина Онилова (участница Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, защитница Сталинграда) писала: «Лишь тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа».

Рефлексия.

- Ребята, что мы узнали сегодня нового на уроке?

- Цели наши достигнуты?

- Мы старались?

- Оцените свою работу и настроение в «Бортовом журнале».

9. Итог урока, выставление оценок.

10. Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», нарисовать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста.
Категория: Занятия | Просмотров: 255 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar