Главная » 2015 Март 25 » Урок М.Ю. Лермонтова в классе
18:01 Урок М.Ю. Лермонтова в классе | |
Цели деятельности учителя: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма; развивать навыки стихотворного текста. Планируемые результаты изучения темы: Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Метапредметные универсальные учебные действия: Личностные: осознавать себя гражданином своего Отечества, признавать общепринятые морально- этические нормы. Регулятивные: принимать учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: выполнять учебно- познавательные действия в умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения; делать обобщения, выводы. Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. Оформление: презентация PowerPoint «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Ход урока. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя. У нас сегодня необычный урок. У нас не просто урок, а урок поэзии. А о каком авторе пойдёт речь, попробуйте догадаться сами. Я прочитаю вам стихотворение-загадку собственного сочинения. Он жил в 19 веке, В поэзии имя прославил своё, И одиночество человека Так было знакомо сердцу его. О парусе он рассказал нам историю, Что в ясной лазури белеет один, Трёх пальмах, о тучке и старом утёсе, Что плачет, задумавшись, исполин. Теперь догадались, наверно, ребята, О ком на уроке пойдёт наш рассказ. Поэт на портрете совсем ещё маленький И взглядом пронзительным смотрит на вас. О ком пойдёт речь на нашем уроке? (О М.Ю.Лермонтове) Какие произведения Лермонтова вы узнали в моём стихотворении? Знакомство с основными моментами жизни М.Ю.Лермонтова. (Конверт «Биография поэта»). Прочитайте материал и ответьте на вопрос: «Почему одиночество человека так было знакомо сердцу его»? (Он рано потерял маму, был разлучён с отцом, мало у него было друзей) Определение темы урока. Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением поэта. А для этого отправимся в картинную галерею. (Просмотр портретов) Что можно сказать об этих людях? (Они военные, герои, М.И.Кутузов) - О чём же будет это произведение? (О войне, о бойцах, о сражениях) - Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему приходилось отражать нападения иноземных захватчиков, отстаивая свою независимость. В начале 19 века вновь нависла опасность над нашей страной. Император Франции Наполеон двинул свои огромные полчища на Россию. Эта война в очередной раз показала образцы русского патриотизма и воинской доблести. -О какой войне пойдёт речь? (Война 1812 года, война с Наполеоном) - А какое было самое важное событие в войне с Наполеоном? (Бородинская битва) - Так о чем же пойдёт речь на этом уроке? Какова тема урока? (Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»). - Какую цель мы перед собой поставим? Чего мы должны достичь? (Познакомиться с произведением, прочитать его, обсудить, о чём это произведение, научиться чему-то хорошему). - Так как это произведение об историческом сражении, обратимся к истории. (Конверт «Историческая справка). - Стихотворение было написано в 1837 году. Сколько лет прошло с окончания Бородинского сражения? (25 лет) - А в 2012 году (год назад) мы отмечали годовщину этого сражения. 200 лет со дня Бородинской битвы. - Мы познакомимся с этим произведением. Это литературный текст, но в основу легло историческое событие. - Во время изучения стихотворения нам встретиться много незнакомых слов. Некоторые из них вы можете найти в карточке. (Конверт «Словарные слова»). 5. Словарная работа. (Чтение слов и просмотр слайдов) Редут – полевое укрепление Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии Сеча – сражение, битва Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия Бивак – стоянка войска под открытым небом Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии Прослушивание и просмотр слайд-шоу «М.Ю.Лермонтов «Бородино». (Читает М. Козаков). 7. Беседа по произведению. - Понравилось ли вам стихотворение? - А иллюстрации …? - Какие чувства у вас возникали во время прослушивания стихотворения? - Какова же тема стихотворения? (Война 1812 года) - В чем особенность построения (композиции) стихотворения? (Построено на основе диалога, разговора старого солдата и молодого человека) - А этот разговор происходит сразу после сражения или спустя много лет? (Через много лет) - Срок службы в царской армии составлял 25 лет. Человек поступал молодым, а заканчивал службу пожилым человеком. - А кто рассказывает о сражении? Кто рассказчик? (Старый солдат) - Каким вы увидели этого человека? (Он простой солдат, рядовой участник событий, он испытал все тяготы войны) - Впервые в литературе того времени историческое событие идёт от лица рядового воина, всё увидено его глазами) - Опишите картины войны, поразившие вас. (Работа с текстом стихотворения) - Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера. Масштабность этой битвы, её широту… сумел показать художник Франц Рубо в своей работе «Бородинская панорама». (Просмотр слайда) - Какие качества проявляет в такие минуты герой? Поработаем с отрывками произведения. (Конверт «Качества главного героя») А) Не смеют что ли командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?... Ответ: смелость, решительность_____________________________________________________ Б) Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За Родину свою… Ответ: патриотизм, скромность________________________________________________________ В) Умрём же под Москвой… Как наши братья умирали… Ответ: воинское братство, гордость___________________________________________________________ Д) И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой… Ответ: готовность сложить голову на поле брани, верность Отчизне___________________________________________________________ Е) Вам не видать таких сражений… …наш рукопашный бой!... Ответ: мужество, смелость__________________________________________________________ Ж) Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Ответ: восхищение смелостью русских воинов, восхищение мужеством, силой____________________________________________________________ - Какими чувствами проникнуто стихотворение? (Гордость за русских солдат, любовь к Родине, чувством патриотизма) - В каких строчках заключается идея стихотворения? Они очень важны, автор повторяет их. («Да, были люди в наше время… Богатыри – не вы») - Почувствовали ли вы пафос (приподнятость, воодушевление) стихотворения? С каким чувством он связан? (Патриотизм) -Россия – наша родина, наш дом, и наша задача – оберегать её, заботиться о её процветании, чтобы всем нам жить в счастливой стране. - Нина Онилова (участница Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов, защитница Сталинграда) писала: «Лишь тот подвиг красив, который совершается для Родины и народа». Рефлексия. - Ребята, что мы узнали сегодня нового на уроке? - Цели наши достигнуты? - Мы старались? - Оцените свою работу и настроение в «Бортовом журнале». 9. Итог урока, выставление оценок. 10. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», нарисовать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста. | |
|
Всего комментариев: 0 | |