Главная » 2015 Март 19 » Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для старшеклассников
15:55 Сценарий внеклассного мероприятие Н.А. Некрасов для старшеклассников | |
Цели урока: привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением “Размышления у парадного подъезда”; формировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам, поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки. Оборудование. Компьютер, проектор. Презентация “Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. Проект учащихся “Н.А. Некрасов и народ”. Проект “Поэт в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись). Подготовка к уроку За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные задания. 1. Коллективные задания. Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А. Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми). Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”. Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий. 2. Групповые задания. Проект “Н.А. Некрасов и народ”. Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись). Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда”. 3. Индивидуальные задания. “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой). Анализ отрывка произведения “Родная земля…”. Ход урока Слово учителя Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о знакомом вам поэте, народном поэте Н.А. Некрасове, работать над его стихотворением “Размышления у парадного подъезда”. (Слайд №2, 3). Презентация Вы много читали, самостоятельно выполняли различные задания. Наша задача: доказать, что Н.А. Некрасов – истинно народный поэт, что его стихотворение “Размышления у парадного подъезда”- тому доказательство. Итак, вам слово, ребята. Выступление 1 группы. Проект “Н.А. Некрасов и народ” сопровождается показом слайдов презентации. 1 ученик. Поэт Н.А. Некрасов нам знаком. Мы изучали его биографию, читали стихи в начальной школе, в 5, 6 классах. Мы знаем, что он по происхождению дворянин, но всю свою жизнь боролся за освобождение крестьян от крепостного права. Он считал это своим долгом. Поэт писал: “Я призван был воспевать твои страданья, терпеньем изумляющий народ”. 2 ученик. Наша группа перечитала знакомые нам произведения: “На Волге”, “Крестьянские дети”, поэму “Дедушка”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, а также мы познакомились со стихотворениями: “Орина, мать солдатская”, “Несжатая полоса”, “Плач детей”, “В полном разгаре страда деревенская”. Все эти стихи проникнуты скорбью, болью за народ. Поэт Некрасов – это человек с большим сердцем, наполненным любовью к простым людям: крестьянским детям, к крестьянским матерям, к бурлакам, ко всем угнетенным, обиженным. 3 ученик. Не могут не взволновать такие строки: В полном разгаре страда деревенская Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднеесыскать. Немудрено, что ты вянешь до времени, Все выносящего русского племени, Многострадальная мать! 2 ученик. Я над Ваней наклонилася, Покрестила, попрощалася, И погас он, словно свеченька, Восковая, предыконная. Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная. 3 ученик. В золотую пору малолетства Всё живое счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — вертим! 1 ученик. Так мог написать только народный поэт. Слово учителя А теперь слово 2 группе. Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись). 1 ученик. Мы считаем, что Н.А. Некрасов – народный поэт еще и потому, что его помнят и уважают до сих пор. 2 ученик. Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому что не встретили ни одного человека, который не знал бы, кто такой Н.А. Некрасов. Просмотр видеозаписи. Слово учителя - Ребята, что вы можете еще сказать о народном поэте? (Учащиеся отвечают на вопрос, основываясь на личном опыте самостоятельного чтения дополнительной литературы). Слово учителя Да, Н.А. Некрасов – это поэт, который писал о народе и для народа. Русский писатель 19 века Ф. М. Достоевский о нем сказал: “Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. (Слайд № 4) - Как вы понимаете эти слова? (Ответ учащихся) Слово учителя Страдания эти явились источником написания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”. У этого произведения интересная история создания. Поведала о ней Авдотья Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. (Слайд № 5). Индивидуальное сообщение: “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от первого лица) Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение. (Слайд № 6) Беседа. - Как вы думаете, что почувствовал поэт, когда подошел к окну? Слово учителя В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось, ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”, но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. - Почему Герцен рискнул именно это стихотворение опубликовать? (Cлайд № 7) На этот вопрос ответим после анализа произведения. А сейчас послушаем стихотворение Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (читают подготовленные дети). Анализ произведения. - Какое впечатление произвело на нас стихотворение? - Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение “Размышления у парадного подъезда”? - На какие части можно поделить стихотворение? 1. Парадный подъезд в торжественные и будничные дни. 2. Крестьяне у парадного подъезда. 3. “Владелец роскошных палат”. 4. “Не беда, что потерпит народ”. 5. “Ты проснешься ль, исполненный сил?”. -Что означает парадный подъезд? - Что представлял он в торжественные, т.е. праздничные дни? Спомощью каких художественных средств и приемов показывает его автор? (Автор использует иронию.С помощью эпитета холопским (недугом) автор показывает чинопочитание, низкопоклонство) - Зачем приезжает “целый город” к парадному подъезду? (В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое имя и званье посетители, которых не допускали к господину.Этим они показывали свое почтение) - Что представлял собой подъезд в будничные дни? (В будничные дни парадный подъезд осаждали люди убогие, те, которым нужна была помощь). (Слайд № 8) - Каково авторское отношение к бедным людям? - Как он их показывает? (Автор уважительно относится к крестьянам, сострадает им. Использует эпитеты, слова с оценочными суффиксами, просторечные слова. Многоточие после слов “с непокрытыми шли головами…” заставляет задуматься о многовековой покорности крестьян.) - Как показывает автор “владельца роскошных палат”? (Поэт использует иронию, сарказм, пишет о нем язвительно. Применяет антитезу. Если крестьяне покорны господину, то автор обращается к нему наты, использует глаголы в повелительной форме,показывая свое негодование, гнев. Сарказм виден в описании предполагаемой смерти вельможи в Сицилии, в том, как “любящая” семья с нетерпением ждет его смерти.) - Какие художественные средства использует поэт, чтобы показать положение народа? С чем ассоциируется у него народ? (Народ ассоциируется со словом “стон”. Использует анафору: слово “стонет” употребляет пять раз, сравнение: Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной Переполнилась наша земля) - Прочитаем строки: “Выдь на Волгу…” - В каком стихотворении Некрасова вы видели подобное? (Слайд № 9) (В стихотворении “На Волге”) - Найдите строки, соответствующие картине художника. (“… чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется - то бурлаки идут бечевой!) - Как характеризует поэта строка: “Эх, сердечный!”? (У поэта душевная мука, он страдает, у него болит сердце за народ.) Слово учителя Во второй половине 19 века отрывок из стихотворения, начинающийся со строк “Назови мне такую обитель…” стал студенческой песней. - Чем заканчивается стихотворение? (Вопросом, обращенным к народу) - Что можно сказать о поэте? (Н.А. Некрасов беспокоился о будущем своего народа) - Так почему же писательГерцен решился опубликовать стихотворение Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда в газете “Колокол”? На этот вопрос ответьте письменно, используя известные вам художественные средства. Творческая работа. Сочинение-миниатюра “Размышления о стихотворении Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. (Слайд № 10) Зачитывание творческих работ. Домашнее задание (слайд № 11): Прочитать поэму Н.А. Некрасова “Русские женщины”. Индивидуальное задание: презентация “Жены декабристов”. Оценки. - Ребята, что вам дал урок? | |
|
Всего комментариев: 0 | |