Главная » 2015 Март 20 » Сценарий вечера посвященного творчеству А.П. Чехова в доу
18:34 Сценарий вечера посвященного творчеству А.П. Чехова в доу | |
Тема урока: А.П.Чехов “Хамелеон”. Осмеяние тупости и угодничества. Смысл названия рассказа. Развитие представления о юморе и сатире. Задачи урока: обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века; расширить представления о многогранности чеховского творчества; провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное; сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество; учить детей выразительному чтению. Ход урока Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя.) Изучение нового материала. 1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова. 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра второго. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Цензурный комитет закрывает журнал Салтыкова-Щедрина “Отечественные записки”. Историческую обделенность русского народа в знаниях и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству Чехов чувствовал особенно остро и болезненно. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. 2. История создания рассказа “Хамелеон”. “Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова. 3. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике. – Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника. – Вопросы по статье учебника. *Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы? * Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели? 4. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”. *Какая обстановка царит в провинциальном городе? (Обстановка лени и скуки.) * Выразительное чтение отрывка из рассказа со слов “Так ты кусаться окаянная” до слов “Чья собака, спрашиваю”? * Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств? Правда и справедливость не имеют для полицейского надзирателя никакого значения. Кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод. *Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и виновнику скандала. Как это его характеризует? *Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов? *Подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию? Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными? *Почему рассказ назван “Хамелеон”? *Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это? Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона. *Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа. Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие. *Языковые и художественные особенности рассказа. – Назначение детали в рассказе. В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима (новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина). – Композиция рассказа. Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака. – Речевая структура рассказа. Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога –речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства. * Работа с иллюстрацией Д. Кардовского к рассказу “Хамелеон”. 5. Подведение итогов урока. 6. Задание на дом. Письменный ответ на вопрос. (Почему рассказ назван “Хамелеон”?) Прочитать рассказ “Злоумышленник”. | |
|
Всего комментариев: 0 | |