Главная » 2015 » Март » 19 » Сценарий мероприятия ко дню рождения Н.А. Некрасова для дошкольников
16:37
Сценарий мероприятия ко дню рождения Н.А. Некрасова для дошкольников
ЦЕЛИ:

знакомство с жизнью и творчеством русского и татарского поэтов;
формирование навыков анализа лирических произведений;
умение выразительно читать поэтический текст;
подготовка учащихся к понятию “антитеза”;
проведение сопоставления между образами крестьян в стихотворении Некрасова и Тукая;
воспитание любви к истории отечества, родного края.

ОБОРУДОВАНИЕ:

стенгазета, посвященная жизни и творчеству Н.А.Некрасова;
стенгазета, посвященная жизни и творчеству Г.Тукая;
диапроектор;
диапозитивы “Волга в творчестве Н.А.Некрасова”;
портрет Николая I;
стихотворение Некрасова “Размышления…”;
стихотворение Тукая “Дача”;
рисунки учеников к стихотворениям;
карта Республики Татарстан;
магнитофон с записью русской и татарской мелодии.

ЭПИГРАФ: “ Я лиру посвятил народу своему” (Н.А.Некрасов)

ХОД УРОКА:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

1. Сообщение темы и целей урока .

- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке нам предстоит обратиться к творчеству великих русского и татарского поэтов с целью сопоставления стихотворений Н.А. Некрасова “ Размышления у парадного подъезда ” и Г.Тукая “ Дача ”. Выявить, с какой целью поэты обратились к теме крестьянства, провести параллели между образами крестьян. Поэтому работать мы будем рядами, разделившись на две команды.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОПРОС ПО ТЕМЕ.

-Приходилось ли нам встречаться с произведениями, в которых затрагивалась тема жизни крестьян? Кто является авторами этих произведений? Коротко расскажите о образах крестьян и их угнетателях.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА.

1. -Чтобы понять, с какой целью поэт обратился к написанию данной темы, нужно знать его биографию. Послушаем выступление учеников, противоположных команд.

1-я команда. Великий русский поэт Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года (портрет) в местечке Немирове, Каменец – Подольской губернии.

Его отец, Алексей Сергеевич (портрет), небогатый помещик, выйдя в отставку, а он служил майором, вместе семьёй поселился в родовом имении Грешнево (стенгазета).

Мать поэта, Елена Андреевна, нередко вступалась за крестьян, когда отец угрожал им расправой. Тогда доставалось и ей.

В Грешнево, неподалёку от Волги, прошло детство поэта.

Господскому сыну не разрешалось играть с крестьянскими детьми, но он убегал к ним через свою лазейку.

Однажды он бродил по берегу Волги и вдруг услышал какие-то стоны. Вслед за тем он увидел бурлаков, которые стонали от невыносимо тяжёлой работы. Эта картина взволновала юного поэта до слёз.

В этом впечатлительном мальчике появилась “страстность к чужому страданию”, которая и сделала его великим поэтом.

В 1832 году будущий поэт вместе с братом Андреем поступают в Ярославскую гимназию, но в 1837 Николай уходит из неё. Едет в Петербург с целью поступить в университет.

В 1840 году с помощью друзей печатает сборник стихов “Мечты и звуки”. Знакомится с русским критиком В.Г. Белинским.

В 1846 году Некрасов вместе с четой Панаевых едет в Казанскую губернию к помещику Григорию Толстому, который жил в деревне Ново – Спасское (ныне Алексеевский район). Раздобыв немного денег взаймы, Некрасов вместе с Панаевым берёт в аренду журнал “Современник”. В это же время он продолжает работать над темой тяжёлой жизни крестьянства. Пишет “Школьник”, “Забытая деревня”, “Несчастные”. Цензура стала строго следить за изданием “Современника”. Правительство решило уничтожить ненавистный журнал.

В начале 50-х Некрасов сильно заболел – рак спинного мозга. Но он не теряет зря времени, а приступает к написанию поэмы “Кому на Руси жить хорошо”. В свет выходит сборник “Стихотворения Некрасова” (1856 г.).

8 января 1878 года поэт скончался. В центре своего творчества Некрасов поставил крестьянина.

2-я команда. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавыч Казанской губернии (ныне Арский район) в семье муллы. Отец умирает, когда мальчику исполняется шесть месяцев. Мать выходит замуж за муллу из соседней деревни и уезжает, оставив мальчика на попечение старухи Шарифы. Вскоре он попадает в дом дедушки, где и без того было много ртов. Нищета вынуждает деда отдать мальчика проезжему ямщику, чтобы тот передал его в Казани кому - нибудь на воспитание. Так Габдулла попадает в дом Мухамметвали. Через два года родители заболевают, и мальчик попадает в дом крестьянина Сагди. Именно здесь он познаёт будни крестьянской жизни. Здесь зарождается любовь к отчизне, к народу.

В 1895 году Тукай попадает в Уральск в семью сестры отца. Живёт вместе с прислугой. В этот период он зачитывается произведениями Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Крылова, Толстого.

В 1905 году поступает наборщиком в газету “Уралец”.

Судьба родного народа, думы простых людей – вот что волнует его.

В 1907 году возвращается в Казань. Ни на минуту не угасла вера Тукая в свой народ. В этот период он пишет “Гнёт”, “Дача”, “Осенние ветры”, “Чего не хватает сельскому люду?”.

Нищета и голод, преследовавшие его в детстве, подорвали его здоровье. Тукай болен туберкулёзом. Но болезнь не остановила его. До последнего часа он писал стихи, статьи.

2 апреля 1913 года поэт скончался, так и не увидев результата революционной борьбы татарского народа.

1. Итак, подведём итог выступлениям. Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.

Как Некрасов познакомился с жизнью крестьян? Какие моменты биографии говорят об этом?
Какие тяготы жизни пришлось испытать Тукаю, оставшись сиротой?

Вопрос учителя: Итак, почему поэты обратились к теме крестьянства?

2. Слово учителя.

- История создания произведения зачастую связана с каким-нибудь интересным фактом из жизни. Именно так произошло с написанием стихотворения Николая Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Послушаем эту историю от докладчика из 1-й команды.

В 1860 году за границей в газете “Колокол” (показ обложки) впервые было напечатано стихотворение, которое издатель газеты, а это был Герцен, сопроводил примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”. В газете стихотворение напечатано под названием “У парадного крыльца”.

Толчком к созданию произведения послужили непосредственные наблюдения Некрасова. Вот что пишет об этом его друг и помощник А.Я. Панаева: “Я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ. Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.

Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошёл к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошёл от окна и улёгся опять на диване. Через два часа он прочёл мне стихотворение “У парадного подъезда”.

Просматривается диапозитив № 16 – Некрасов наблюдает сцену у парадного подъезда.

А теперь послушаем историю создания стихотворения Тукая “Дача”.

Ни на минуту не угасала вера Тукая в свой народ, в нём он видел свои идеалы, в нём черпал вдохновение. Думы народа, радость и горе заливали мир его поэзии. В 1911 году всё Поволжье охватил страшный голод. Основную причину голода поэт видел в том, что народ был ограблен богачами. Такую сцену, когда богач пользуется своим положением, можно было наблюдать в каждом порту, он заказывал себе целый пароход. Может быть Тукаю довелось наблюдать сцену, которую он опишет в стихотворении.

3. Команды задают друг другу вопросы по выступлениям:

С чем связано написание Некрасовым стихотворения “Размышления у парадного подъезда”? (Написание Некрасовым стихотворения связано с его личными наблюдениями подобной сцены).
Как отреагировал Некрасов на сцену у парадного крыльца?
К кому и с какой целью пришли крестьяне? (К министру иностранных имуществ с прошением).
Кто наблюдал эту сцену вместе с Некрасовым? (А.Я. Панаева).
Связана ли история создания стихотворения Г.Тукая “Дача” с конкретным историческим фактом? (Этот факт не известен. Поэтому нам приходится догадываться, что Тукай просто передал обстановку тяжёлой жизни крестьян).

5. Словарная работа. Слова записаны на доске.

Прежде чем приступить к изучению произведений, мы должны усвоить значение некоторых слов, это необходимо для правильного понимания смысла. Каждой команде было дано задание найти в тексте непонятные слова и объяснить их значение противоположной команде.

1-я команда.

Швейцар – сторож около входных дверей.

Армячишко – крестьянская верхняя одежда из грубого сукна.

Чернь – так господствующие классы пренебрежительно называли простой народ.

Пилигримы – странники, путники.

Харчевня – дешёвая закусочная.

Лепта – здесь: мелкие деньги.

Щелкопёр – бумагомаратель.

2-я команда по стихотворению Тукая “Дача”.

Франт – человек, любящий наряжаться, щёголь.

Расфрантился – нарядился.

Спесь – надменность, высокомерие.

6. Знакомство с произведением.

Выразительное чтение чтецом из 1-й команды стихотворения Н.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.

- Просмотр диапозитива к стихотворению Некрасова (крестьяне у парадного подъезда).

Выразительное чтение чтецом из 2-ой команды стихотворения Г.Тукая “Дача”.

7. Костюмеры приготовили по одному костюму. Вам нужно отгадать, образ какого персонажа из стихотворения представлен перед вами.

Не перепутал ли костюмер некоторые детали одежды?

8. Физ. минутка.

9. Анализ стихотворений.

Какие чувства переполняют вас при чтении стихотворений Некрасова и Тукая?
Сходна или различна тема стихотворения Некрасова “Размышления у парадного подъезда” и стихотворения Тукая “Дача”? Сформулируйте её. (Тема стихотворений сходна. В них говорится о безрадостной жизни народа и праздной жизни богачей.
Найдите в тексте лирических произведений описание крестьян, прочтите.
Какими предстают перед нами крестьяне? (В лохмотьях).
А одинаково ли настроение крестьян? (В произведениях, изображённых татарским поэтом больше решимости, они уже не верят богачам. А в стихотворении Некрасова крестьяне забиты, смиренны.
С чем это связано? (Стихотворение Некрасова было написано в 1858 году, когда народ повиновался самодержавию. Стихотворение Тукая писалось в другой обстановке, обстановке подъёма сил крестьянства).
Встречается ли в стихотворении Некрасова призыв к “пробуждению” народа ото сна? Прочитайте эту строчку. (“Ты проснёшься, исполненный сил…”).
Встречаются ли в стихотворениях противоположные по смыслу слова? Дополните надпись на доске: Н.Некрасов “Размышления…”

1. Парадный подъезд в торжественные дни – (в обычные дни).
2. Владелец роскошных палат – (крестьяне, бурлаки…).

Г.Тукай “Дача”.

1. Расфрантившийся богач – (угнетённый народ).

10. Юные художники представляют нашему вниманию свои работы.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Оценки за урок.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова

“Размышления…” и Г.Тукая “Дача”.

Сопоставление стихотворений Н.А.Некрасова “Памяти Добролюбова” и Г.Тукая “Светлой памяти Хусаина”.
Категория: Сценарий | Просмотров: 487 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar